Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:26, контрольная работа
Самое простое определение гласит, что общество - это группа людей, объединенных определенной территорией и культурой. В социологии данное определение дополняется тем, что общество является еще и социальной структурой, полем взаимодействия людей. Стало быть, общество - не только группа людей и их культура, но и отношения между людьми и институтами в рамках этой группы.
Введение
Понятие социальной системы.
Общество как система.
Список литературы
Очень важно учитывать,
что сами по себе виды внешнего воздействия
могут быть весьма различными, отличающимися
друг от друга не только количественно,
но и качественно. Представляется целесообразным
классифицировать эти виды.
1. Воздействие на
социальную систему других, органически
с ней не связанных систем,
а также разрозненных
2. Взаимодействие
типа «внешняя среда —
3. Взаимодействие
общественных систем, входящих в
качестве элементов в более
сложную целостность. Для
Приведенная типология
позволяет лучше понять происхождение
и направленность функций, осуществляемых
социальной системой. Ведь каждая из этих
функций возникает и
Функции социальной
системы
Функция (от лат. functio
— исполнение, осуществление) — это роль,
которую выполняет система или данный
элемент системы (ее подсистема) по отношению
к ней как целостности.
Для сверхсложных самоуправляемых
систем, к каковым относятся системы
социальные, характерна многофункциональность,
Это означает, что, с одной стороны,
социальная система обладает множеством
функций, но здесь есть и другой план:
многофункциональность, «совмещение»
функций характерно не только для
системы в целом, но и для ее
компонентов и подсистем. В социальной
системе нет подобного тому, что
мы встречаем в других системах,
даже такой сложной, как головной
мозг: строгой локализации функций.
В этом плане можно говорить о
наличии в социуме
Все функции, реализуемые
социальной системой, могут быть сведены
к двум основным.
Во-первых, это функция
сохранения системы, ее устойчивого
состояния (гомеостаза). Все, что делает
система, все, на что нацелены основные
сферы деятельности человека, работают
на эту функцию, т. е. на воспроизводство
системы. В связи с этим можно
говорить о подфункции воспроизводства
компонентов системы и прежде
всего биологического и социального
воспроизводства человека, подфункции
воспроизводства
Во-вторых, это функция
совершенствования системы, ее оптимизации.
Сразу же встает вопрос: оптимизации
по отношению к чему? Очевидно, по
отношению к природной, а также
и к социальной среде. Не менее
очевидна и органическая связь обеих
основных функций, что предопределяется
спецификой социальной системы как
адаптационно-адаптирующей.
Ведь сама по себе
окружающая нас природа изменяется
очень медленно, катастрофы вроде
оледенения или «всемирного потопа»
в ней очень редки, и, если бы не
динамичный характер социума, устойчивое
равновесие между ним и природой
устанавливалось бы «на долгие времена».
Социум сам создает антропогенные факторы
(локальные, региональные, глобальные)
нарушения этого равновесия, а затем принужден
искать средства и механизмы оптимизации
своих отношений со средой, Предварительно
оптимизируя свое внутреннее состояние.
Что же касается взаимодействия
системы со своей социальной средой,
то вполне понятно, что возмутителем
спокойствия здесь монопольно выступает
фактор антропогенный. Так обстоит
дело и в связях с внешней, внесистемной
социальной средой, и со средой внутрисистемной.
Сегодня, например, мы очень обеспокоены
тем, как идет воспроизводство основных
сфер деятельности общества (экономики,
здравоохранения, экологии, воспитания,
образования). Неудовлетворительно воспроизводясь
и в количественном, и в качественном отношении,
они влекут за собой ссужающееся по своей
массе и некачественное в биологическом
и социальном отношении воспроизводство
человека (ухудшение его психофизического
здоровья, распространение в обществе
т. н. «отклоняющегося поведения», рост
алкоголизма и наркомании). При этом каждый
компонент системы испытывает на себе
негативное воздействие других компонентов,
составляющих в совокупности его внутрисистемную
социальную среду. Экономика, например,
разваливается не только по причине разрыва
традиционных хозяйственных и финансовых
связей, но и из-за превратившегося в беспредел
расхищения государственного и общественного
имущества, регресса здравоохранительной
деятельности, рассогласования управляющей
подсистемы и т. д. В своей совокупности
функционирование «в разнос» каждой из
подсистем, если таковое будет продолжаться,
грозит вылиться во всеобщий распад социальности
и самый натуральный геноцид.
По своей значимости
и приоритетности функции, составляющие
основное содержание деятельности в
той или иной сфере социума, исторически
могут меняться местами. Так, в течение
тысячелетий функция сохранения
социума и его оптимизации
реализовывалась прежде всего за счет
экономики, все остальные сферы деятельности,
включая экологию, в этом отношении были
еще на периферии внимания. В этом была
своя железная логика. Во-первых, нужно
было развиться самой экономике, прежде,
чем могли бы занять свое достойное место
здравоохранение, наука, природоохранная
деятельность. Во-вторых, до поры до времени
экологическими последствиями экономического
роста можно было пренебречь, а демографические
последствия стихийных явлений (например,
неоднократное вымирание чуть ли не пол-Европы
в результате эпидемий чумы) покрывались
и перекрывались быстрым ростом численности
населения. В XX в., в особенности в его второй
половине, ситуация коренным образом изменилась.
Сегодня, чтобы выжить земной цивилизации,
на первый план должна выйти сфера экологической
деятельности, потеснив все остальные,
даже экономику. Подытоживая, можно сказать:
если раньше негласно человечество реализовывало
лозунг «Экономика — все, экологией можно
пренебречь!», то сегодня оно вынуждено
совершить поворот почти на 180° — «Экология
— прежде всего, экономика — по возможности!».
Общество как система
Сложность общего определения
понятия "общество" связана с
рядом обстоятельств. Во-первых, это
- очень широкое по объему и высокоабстрактное
по характеру понятие. Во-вторых, общество
- чрезвычайно сложное, многослойное и
многогранное явление, позволяющее рассматривать
его в самых различных ракурсах. В-третьих,
общество - понятие историческое, общее
определение которого должно охватывать
все этапы его развития. В-четвертых, "общество"
- это стыковая категория и социальной
философии, и социологии, и истории, и социальной
психологии, и некоторых других наук, каждая
из которых по-своему, в соответствии со
своим предметом и методом исследования
определяет общество. В-пятых, как уже
отмечалось, понятие "общество" используется
в жизни очень широко и многозначно, в
том числе как в широком, так и в более
или менее узком смыслах, что необходимо
требует каждый раз оговорки при его употреблении.
С учетом сказанного,
можно дать следующее общее
Реальное общество
индивидуализировано, в нем все
предельно переплетено, взаимосвязано.
В модели же, поскольку она вскрывает
и представляет сущность реального
общества, индивидуальное оставлено в
стороне, связи и зависимости представлены
в чистом, свободном от деталей и случайных
наслоений виде и т.д. Основания выработки
подобной модели в различных философских
учениях неодинаковы. В основном можно
говорить о трех главных позициях. Натурализм
в своих построениях отождествляет общество
с организмом и пытается объяснить социальную
жизнь биологическими закономерностями,
подменяя конкретно-историческое изучение
социальных явлений произвольными аналогиями
(кровообращение - торговля, головной мозг
- правительство). Идеализм в своих моделях
общества исходит из духовного, идеального
начала. Так, Н.А.Бердяев утверждает, что
историческая действительность есть "...особая
и высшая духовная действительность"
(Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990. С.14).
Наконец, материалистическая модель имеет
своим исходным моментом социальную форму
материи. Но возникает законный вопрос:
зачем нужна подобная логизированная
модель общества?
Прежде всего она
задает исходные принципы подхода к изучению
реальной истории общества. Она дает вместе
с тем руководящую нить, позволяющую сознательно
продвигаться в лабиринте фактов, событий
и т.д.
Логическая схема,
естественно, беднее живой истории,
но она схватывает ее суть, что и
позволяет, отталкиваясь от этой сущности,
глубже разобраться в конкретном
историческом материале, помогает найти
правильное решение той или иной
проблемы, вставшей на повестке дня
в определенной конкретной ситуации.
Философская методология сама по
себе не претендует на непосредственное
раскрытие причин тех или иных
социальных процессов и явлений
во всем их конкретном многообразии, но
она помогает правильно поставить
проблему и дает ориентиры в научном поиске
ее решения.
Взять хотя бы соотношение
материальной основы общества и сознания.
Различное решение вопроса об
этом соотношении - необходимый компонент
построения идеальной модели общества.
Если за исходное берется сознание
и в нем видится конечная причина
всего происходящего в истории,
то это один исходный пункт в анализе
определенной ситуации, а значит, и
в решении той или иной возникшей
проблемы.
Напротив, если за основу
общества берутся его материальные
устои, то и результаты анализа и
предлагаемые пути решения той же
проблемы окажутся совершенно иными. Все
это превращает выработку идеальной
модели общества в задачу первостепенной
важности. Понятно, что речь идет не
об использовании теоретической
модели общества как мертвой схемы,
под которую остается лишь подгонять
живые факты, а тем более не
о ее применении для оправдания сомнительных
установок тех или иных деятелей,
случайно оказавшихся у кормила
правления.
Речь идет о том,
чтобы философско-
Ясно прежде всего, что
общество - это определенная целостность,
особая подсистема объективной реальности.
Но если это система, то ее основу как всякой
системы составляют элементы, требования
к которым должны, по-видимому, состоять
в следующем: во-первых, их должна отличать
простота, во-вторых, они должны присутствовать
во всех срезах системы и, в-третьих, они
должны выступать в качестве своеобразных
первокирпичиков системы. Что же это за
элементы?
Ключевым, решающим
элементом является, очевидно, человек
как субъект истории, выполняющий
эту роль действительно на всех этажах
общественного здания. Можно сказать,
что человек- это главный, краеугольный
устой общества. Но свою роль субъекта
истории человек реализует в
форме активного отношения к
миру в виде деятельности, содержание
которой составляет его целесообразное
изменение и преобразование. Деятельность
выступает в самых различных
формах, причем формы деятельности
и ее виды с ходом истории становятся
все
более разнообразными.
Деятельность и предстает в качестве
второго элемента общества как системы.
Наконец, третий элемент социальной
системы - общественные отношения, складывающиеся
на основе всего многообразия социально
значимых видов деятельности. Именно
деятельность как способ существования
социального объединяет социальные
атомы, цементирует их, превращая
через систему общественных отношений
простую сумму индивидов в
нечто большее - в некоторую органическую
целостность, в общество.
Но что такое
общественные отношения? Общественные
отношения - это многообразные связи
между членами общества, социальными
группами, а также внутри них, возникающие
в процессе материально-производственной,
экономической, социальной, политической
и духовной жизни и деятельности.
При этом общественные
отношения не однородны, в их системе
выделяются первичные и вторичные
уровни. К первичному уровню принадлежат
материальные, т.е. складывающиеся независимо
от сознания общественные отношения. К
их числу в первую очередь относятся
производственные, экономические отношения
(наряду с этим могут быть выделены
и такие виды материальных отношений,
как организационно-