Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:26, контрольная работа
Психика (от др. греч. - «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.
1.
Понятие психики,
ее функции, свойства,
структура.
Психика
(от др. греч. - «дыхание, душа») — особая
сторона жизнедеятельности животных и
человека и их взаимодействия с окружающей
средой; способность активного отражения
реальности или совокупность душевных
процессов и явлений (восприятие информации,
субъективные ощущения, эмоции, память
и т. п.). Психика находится во взаимодействии
с соматическими (телесными) процессами.
Психика оценивается по ряду параметров:
целостность, активность, развитие, саморегуляция,
коммуникативность, адаптация и т. д. Психика
проявляется на определённой ступени
биологической эволюции. Человеку присуща
высшая форма психики — сознание. Изучением
психики в основном занимаются науки психология,
нейрофизиология, психиатрия.
Психическое
отражение не является зеркальным, механически
пассивным копированием мира (как зеркало
или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском,
выбором. В психическом отражении поступающая
информация подвергается специфической
обработке, т.е. психическое отражение
– это активное отражение мира в связи
с какой-то необходимостью, с потребностями,
это субъективное избирательное отражение
объективного мира, так как принадлежит
всегда субъекту, вне субъекта не существует,
зависит от субъективных особенностей.
Сознание
– форма отражения объективной действительности
в психике человека, характеризующаяся
тем, что в качестве опосредствующего,
промежуточного фактора выступают элементы
общественно-исторической практики, позволяющие
строить объективные (общепринятые) картины
мира. Исходный источник общественно-исторической
практики это совместно осуществляемый
труд. В индивидуальном развитии отдельные
составляющие труда последовательно присваиваются
ребенком в совместной со взрослыми деятельности.
Бессознательное
– совокупность психических процессов,
актов и состояний, обусловленных явлениями
действительности. Во влиянии, которых
субъект не отдает себе отчета. Бессознательное
отличается от сознания тем, что отражаемая
им реальность сливается с переживаниями
субъекта, его отношениями к миру, поэтому
в бессознательном невозможны произвольный
контроль осуществляемых субъектом действий
и оценка их результатов.
Ощущение
– психическое отражение свойств и состояний
внешней среды, возникающее при непосредственном
воздействии на органы чувств, дифференцированное
восприятие субъектом внутренних или
внешних стимулов и раздражителей при
участии нервной системы. В психологии
ощущения считаются первой стадией ряда
биохимических и неврологических процессов,
которая начинается с воздействия внешней
(окружающей) среды на рецепторы сенсорного
органа (то есть органа ощущения) и затем
ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).
Восприятие
— процесс формирования при помощи активных
действий субъективного образа целостного
предмета, непосредственно воздействующего
на анализаторы. В отличии от ощущений,
отражающих лишь отдельные свойства предметов,
в образе восприятия в качестве единицы
взаимодействия представлен весь предмет,
в совокупности его инвариантных свойств.
Память
– одна из психических функций и видов
умственной деятельности, предназначенная
сохранять, накапливать и воспроизводить
информацию. Способности длительно хранить
информацию о событиях внешнего мира и
реакциях организма и многократно использовать
её в сфере сознания для организации последующей
деятельности.
Мышление
– процесс моделирования систематических
отношений окружающего мира на основе
безусловных положений. Однако в психологии
существует множество других определений.
Например — высший этап обработки информации
человеком или животным, процесс установления
связей между объектами или явлениями
окружающего мира; или — процесс отражения
существенных свойств объектов, а также
связей между ними, что приводит к появлению
представлений об объективной реальности.
Споры по поводу определения продолжаются,
по сей день.
Воображение
– способность человека к построению
новых образов путем переработки психических
компонентов, приобретенных в прошлом
опыте. В воображении происходит образное
предвосхищение результатов, которые
могут быть достигнуты при помощи тех
или иных действий. Для воображения характерна
высокая степень наглядности и конкретности.
Ведущим механизмом творческого воображения,
в котором целью выступает создание именно
нового, еще не существовавшего предмета,
служит процесс привнесения какого–либо
свойства предметов другой области.
Внимание
– когнитивный процесс, который обеспечивает
упорядочивание поступающей извне информации
в аспекте приоритетности стоящих перед
субъектом задач. Эксперименты с рассеченным
полушарием мозга покрывает, что процессы
внимания тесно связаны с работой мозолистого
тела, при этом левое полушарие обеспечивает
селективное внимание, а правое — поддержку
общего уровня настороженности.
Эмоции
– особый класс свойственных личности
психологических состояний, отражающих
в форме непосредственных переживаний,
ощущений приятного или неприятного, отношения
человека к миру и людям, процесс и результаты
его практической деятельности. К классу
эмоций относятся настроения, чувства,
аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые
«чистые» эмоции. Они включены во все психические
процессы и состояния человека. Любые
проявления его активности сопровождаются
эмоциональными переживаниями.
Чувство
– психофизиологический процесс внутренней
регуляции деятельности человека, выражающий
субъективное оценочное отношение к материальным
или абстрактным объектам. Чувства относятся
к эмоциональным процессам наряду с аффектами
и эмоциями, от которых отличаются, в первую
очередь, наличием привязки к конкретным
объектам, а также способностью быть амбивалентными.
В просторечии и в некоторых словосочетаниях
(например «орган чувств») чувствами также
называют ощущения.
Настроение
– эмоция у человека, связанная с оценкой
им своей жизненной ситуации в целом. В
переносном смысле настроением так же
называют основную эмоцию, которую вызывает
какой-либо объект (особенно произведение
искусства) у человека.
Аффект
– сильное эмоциональное переживание,
которое возникает в критических условиях
при неспособности найти выход из опасных
и неожиданных ситуаций, и которое сопряжено
с выраженными двигательными и органическими
проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию
всех других психических процессов и реализации
соответствующих поведенческих реакций.
Стресс
– неспецифическая (общая) реакция организма
на воздействие (физическое или психологическое),
нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее
состояние нервной системы организма
(или организма в целом). В медицине, физиологии,
психологии выделяют положительную (эустресс)
и отрицательную (дистресс) формы стресса.
По характеру воздействия выделяют нервно-психический,
тепловой или холодовый, световой, антропогенный
и другие стрессы.
Психическое
состояние – один из возможных режимов
жизнедеятельности человека, на физиологическом
уровне отличающийся определёнными энергетическими
характеристиками, а на психологическом
уровне - системой психологических фильтров,
обеспечивающих специфическое восприятие
окружающего мира.
Воля
– сознательное регулирование человеком
своего поведения и деятельности, выраженное
в умении преодолевать внешние и внутренние
трудности при совершении целенаправленных
действий и поступков.
Темперамент
– устойчивое объединение индивидуальных
особенностей личности, связанных с динамическими,
а не содержательными аспектами деятельности.
Темперамент составляет основу развития
характера; вообще, с анатомической точки
зрения темперамент - тип деятельности
нервной системы человека. (Темперамент
— это индивидуально своеобразные свойства
психики, отражающие динамику психической
деятельности человека, и проявляющиеся
независимо от его целей, мотивов и содержания
и остающиеся почти неизменными в процессе
всей жизни.)
Характер
– структура стойких, сравнительно постоянных
психических свойств, определяющих особенности
отношений и поведения личности. (Также
характер понимается как: система устойчивых
мотивов и способов поведения, образующих
поведенческий тип личности; Мера уравновешенности
внутреннего и внешнего миров, особенности
адаптации индивида к окружающей его действительности;
Отчетливо выраженная определенность
типичного поведения каждого человека).
Способности
– индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями успешного
осуществления определённого рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у
индивида знаниям, умениям, навыкам. Они
обнаруживаются в быстроте, глубине и
прочности овладения способами и приёмами
некоторой деятельности и являются внутренними
психическими регулятивами, обусловливающими
возможность их приобретения.
Направленность
личности – совокупность устойчивых
мотивов, ориентирующих деятельность
личности и относительно независимых
от наличных ситуаций. Направленность
личности характеризуется ее интересами,
склонностями, убеждениями, идеалами,
в которых выражается мировоззрение человека.
2.Методы
психологического исследования.
Наблюдение
– восприятие того или иного процесса,
имеющее целью выявление инвариантных
признаков этого процесса без активного
включения в сам процесс.
Эксперимент
– исследовательская стратегия, в которой
осуществляется целенаправленное наблюдение
за каким либо процессом в условиях регламентированного
изменения отдельных характеристик условий
его протекания. При этом происходит проверка
гипотезы. Принято выделять два вида эксперимента
– естественный, участники которого не
знают о своей роли испытуемых. Лабораторный,
который обычно проводится в специально
оборудованных помещениях и на испытуемых,
которые сознательно участвуют в эксперименте,
хотя могут и не знать об истинном назначении
эксперимента.
Тест
– стандартизированная процедура психологического
измерения, служащая задаче определения
выраженности у индивида тех или иных
психических характеристик. Обычно состоит
из ряда относительно коротких испытаний,
в качестве которых могут выступать различные
задачи, вопросы, ситуации.
Метод
опроса – психологический вербально-коммуникативный
метод, заключающийся в осуществлении
взаимодействия между интервьюером и
опрашиваемыми посредством получения
от субъекта ответов на заранее сформулированные
вопросы. Иными словами, опрос представляет
собой общение интервьюера и респондента,
в котором главным инструментом выступает
заранее сформулированный вопрос. Опрос
– это выяснение мнения сообщества по
тем или иным вопросам.
Метод
анкетирования –
психологический вербально-коммуникативный
метод, в котором в качестве средства для
сбора сведений от респондента используется
специально оформленный список вопросов
– анкета. Анкетирование – опрос при помощи
анкеты.
3.
Психологические
особенности личности.
Человек
– живое существо, обладающее даром мышления
и речи, способностью создавать орудия
и пользоваться ими в процессе труда, представляющее
собой единство физического и духовного,
природного и социального, наследственного
и приобретенного.
Индивид
– человек как целостный и неповторимый
представитель рода с его психофизиологическими
свойствами, выступающими в качестве предпосылки
развития личности и индивидуальности.
Личность
– человек как субъект отношений и сознательной
деятельности, способный к самопознанию
и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых
черт, отношений, установок и мотивов,
характеризующая человека как члена общества.
Индивидуальность
– своеобразие психики и личности индивида,
ее неповторимость. Проявляется в чертах
темперамента и характера, в эмоциональной,
интеллектуальной и волевой сферах, в
интересах, потребностях и способностях
человека.
Темперамент
– это динамическая характеристика психической
деятельности индивида. Он проявляется
первым делом в его впечатлительности,
т. е. силе и устойчивости того воздействия,
которое впечатление оказывает на человека.
Темперамент сказывается и на эмоциональной
возбудимости, проявляясь в силе эмоционального
возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает
личность, в устойчивости, с которой оно
сохраняется. Выражением темперамента
является импульсивность, которая характеризуется
силой побуждений, скоростью, с которой
она овладевает моторной сферой и переходит
в действие, устойчивостью, с которой она
сохраняет свою действенную силу.
Сангвиник
– субъект, обладающий одним из основных
типов темперамента, характеризующийся
высокой психической активностью, энергичностью,
работоспособностью, быстротой и живостью
движений, разнообразием и богатством
мимики, быстрым темпом речи; стремится
к частой смене впечатлений, легко и быстро
отзывается на окружающие события, общителен,
эмоции преимущественно положительные.
Холерик
– субъект, обладающий одним из основных
типов темперамента, характеризующийся
высоким уровнем психической активности,
энергичностью действий, резкостью, стремительностью,
силой движений, их быстрым темпом, порывистостью.
Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен
эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.