Понятие политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.
Политическая культура предстает как единство социально-политических знаний, оценок, ориентации людей и норм, навыков, образцов их политического поведения. Совокупное действие этих элементов политики и задает качественную определенность и устойчивость мышлению деятельности ее субъектов.

Содержание

Понятие политической культуры. Субкультура и контркультура.
Политическая культура.
Носители политической культуры.
Функции политической культуры.
Субкультура и контркультура.
Типология политической культуры.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 34.06 Кб (Скачать)

Иногда отдельные субкультуры  настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться  в качестве самостоятельных контркультур. Переросшая в контркультуру субкультура, как правило, противостоит доминирующей культуре и даже стремится ее заменить. В подобных случаях политические установки и ориентации граждан  резко поляризуются, причем такие  расхождения часто касаются как  легитимности режима, так и путей  разрешения важнейших общественных проблем.

Стабильности общества способствует единство его политической культуры. Можно и следует стремиться к  совместимости между различными субкультурами, к согласию всех социальных групп по коренным вопросам жизни  общества.

Таким образом, фиксируя принципы, нормы  и институциональные механизмы  их взаимоотношений, политическая культура тем самым обеспечивает воспроизводство  политической жизни общества на основе исторической преемственности. Вплетенная в контекст существующих общественно-политических отношений, в структуру социальной деятельности, политическая культура возникает и эволюционирует вместе с этими отношениями.

Необходимость изучения политического сознания и  политической культуры диктуется потребностями  в прогнозах политического поведения  людей, без чего невозможна результативная практическая политика.

 

 

 

  1. Типология политической культуры.

Существуют различные способы  классификации политических культур.

Широкую известность, например, получила типология политической культуры, которую  предложили американские политологи С.Верба  и  Г. Алмонд. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы. Исходным пунктом их подхода является конструирование трех «чистых» типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются патриархальная, подданническая и активистская политические культуры.

Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к центральным властям и политическим институтам. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах или отдаленных сельских местностях.

Подданническая политическая культура, или культура подчинения, отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, проявляют готовность подчиняться требования администрации, но не склонны принимать инициативного участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают разновидности  политической культуры с преобладанием  тех или иных составляющих ее компонентов. Каждую из таких разновидностей политической культуры авторы рассматриваемой типологии  определили как гражданскую культуру. В ее рамках, считают они, многие граждане могут быть активными в  политике, однако многие другие играют роль подданных, или прихожан. Более  того, даже у тех, кто принимает  активное участие в политике, качества прихожан и подданных вытеснены  не полностью. Именно смешанные типы политической культуры, по мнению Алмонда  и Вербы, преобладают в истории  различных обществ.

Считается, что наиболее адекватной демократическому общественному устройству является такая гражданская культура, в которой наряду с преобладанием  составляющей культуры участия органически  присутствуют элементы подданнической и приходской культуры.

В то же время типы политической культуры могут  определяться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида — Э. Баталов).

Помимо общих существуют и специфические  типологии. Одна из них 

предложена  У. Розенбаумом. Он строит спектр типов  политической культуры,

беря  за основу степень консенсуса между  членами общества относительно основополагающих политических ценностей и "правил игры", и, соответственно, наличия и специфики субкультур. У.Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры: фрагментарную и интегрированную. Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политической устройства страны, преобладание местных  политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства.

     Интегрированная политическая  культура характеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается в развитых странах высоким уровнем образования и общего материального благосостояния.

 Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Мельник В.А.  Политология: учебник для вузов, 6-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2008
  2. Пугачев В.П., А.И. Соловьев  Введение в политологию, 3-е изд., перераб. и доп. – Москва, 2000
  3. Малетин С.С.  Политология: уч. Пособие – Новосибирск, 1998
  4. Политология: курс лекций под ред. С.В. Решетникова – Минск, 2004

 


Информация о работе Понятие политической культуры