Понятие политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.
Политическая культура предстает как единство социально-политических знаний, оценок, ориентации людей и норм, навыков, образцов их политического поведения. Совокупное действие этих элементов политики и задает качественную определенность и устойчивость мышлению деятельности ее субъектов.

Содержание

Понятие политической культуры. Субкультура и контркультура.
Политическая культура.
Носители политической культуры.
Функции политической культуры.
Субкультура и контркультура.
Типология политической культуры.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 34.06 Кб (Скачать)

 

План работы:

 

  1. Понятие политической культуры. Субкультура и контркультура.
    1. Политическая культура.
    2. Носители политической культуры.
    3. Функции политической культуры.
    4. Субкультура и контркультура.

 

  1. Типология политической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие политической культуры. Субкультура и контркультура.

 

    1. Политическая культура.

Хотя многое из того, что в настоящее                  время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые много позже — в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50 — начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг и другие.

В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер).

Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

Политика, как деятельность, предполагает определенную технологию

своего  осуществления. Эта технология представлена совокупностью устоявшихся политических идей, принципов, способов и норм поведения  политических субъектов, а также  системой специфических  социальных учреждений. Они есть результат исторического  опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных  людей и социальных групп по регулированию  своих отношений в рамках политически  организованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляет политическую культуру.

Таким образом, политическую культуру можно определить как исторически  сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений  людей политические представления, убеждения и установки, а также стереотипы и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающие воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Более сжатое определение: политическая культура – это совокупность устоявшихся политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности  членов данного общества.

Принципиальное значение имеет  термин «стереотип». Политическая культура заключает в себе не любые проявления политического сознания и политического  поведения, а прочно усвоенные политические идеи и представления, устоявшиеся  навыки и умения политического действия, которые стали обычными, типичными  для данных социальных субъектов. Политическая культура как бы образует матрицу  политического процесса, «отливающую» сознание и поведение его субъектов  в устойчивые, воспроизводимые на протяжении определенного исторического  периода формы.

В то же время сосуществование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотиваций  поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политического участия индивида.

Особой сложностью отличается стиль  массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и прочее в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.

Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения.

Однако в разных странах — и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, — всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени культурной оснащенности политических субъектов. Более того, там, где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью человеческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию насилия, — там распадается ткань политической культуры. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.

Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтов власти общепринятыми ценностями, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

Политическая культура предстает  как единство социально-политических знаний, оценок, ориентации людей и норм, навыков, образцов их политического поведения. Совокупное действие этих элементов политики  и задает качественную определенность и устойчивость мышлению деятельности ее субъектов.

 

 

    1. Носители политической культуры.

В качестве носителей политической культуры выступают, прежде всего, первичные субъекты политических отношений: личности, социальные группы, классы, нации и общество как целостность.

Политическая культура общества –  это преимущественно политическая культура доминирующих социальных групп. В политических ценностях и нормах закрепляются главным образом интересы, общественное положение и особенности  исторического развития соответствующей  социальной общности. Вместе с тем  политическая культура общества несет  на себе печать исторических традиций, национальных, географических, культурных, религиозных и иных факторов, унаследованных от прошлого.

Политическая культура личности формируется  под воздействием политической культуры социального класса и общества в  целом.  Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется  и индивидуальными чертами, в  которых отражены личностный опыт, уровень знаний, психологические  особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской  активности, в стиле поведения.

Носителями политической культуры являются также и вторичные субъекты политических отношений. Институты власти, политические партии, общественные организации есть не что иное, как результат объективации, т.е. выражения в доступной восприятию форме опыта политической жизни различных социальных субъектов. Будучи субъектами политических отношений, политические институты выступают тем самым и носителями политической культуры данного общества.

 

    1. Функции политической культуры.

Вне культуры, и политической культуры в частности,  невозможна полноценная  жизнедеятельность общества на любом  этапе его исторического развития. Роль политической культуры в обеспечении  функционирования общества и социальной деятельности составляющих его субъектов многозначна. Иными словами, политическая культура выполняет  определенные функции по обеспечению жизнедеятельности политически организованного сообщества. К числу основных из них могут быть  отнесены: интеграционная, коммуникативная, регулятивная, социализирующая и функция ориентации.

Интеграционная – посредством общих для всех  индивидов знаний  и представлений о политической действительности, общепринятых социальных идеалов, норм и ценностей, схожих чувств и переживаний в связи с происходящими политическими событиями, привычных образцов поведения политическая культура сближает и сплачивает различные социальные субъекты, обеспечивает возможность их сосуществования в рамках единого сообщества, создает условия для поддержания динамического равновесия  политической системы и общества в целом.

Коммуникативная – посредством общезначимых идей, понятий, символов, норм, ценностей, схожих эмоционально-психологических состояний индивидов политическая культура позволяет обеспечивать взаимопонимание различных социальных субъектов, их устойчивое общение и взаимодействие в рамках институтов государства, других политических институтов, а также согласованное функционирование всех элементов политической системы и общества в целом.

Регулятивная – благодаря устоявшимся политическим представлениям, ценностным ориентациям и принятым в данном сообществе нормам поведения, политическая культура позволяет устанавливать и обеспечивать приемлемый для различных социальных групп баланс их интересов, находить пути урегулирования или смягчения возникающих социальных конфликтов и коллизий, поддерживать необходимый уровень доверия между носителями власти и подвластными.

Социализирующая – представляя не что иное, как накопленный сообществом и воплощенный в идеях, нормах, идеалах, ценностях, институтах, стереотипах поведения опыт политической жизни, политическая культура выступает в качестве объективной основы процесса превращения заложенного в явлениях культуры содержания в достояние индивидов, освоения ими необходимых для участия в политике знаний и навыков; будучи в этой связи механизмом передачи от поколений к поколениям наличного опыта, политическая культура обеспечивает историческую преемственность и непрерывность политической жизни.

Ориентации - характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий

Некоторые авторы в качестве особых функций политической культуры называют также политическое воспитание, политическую идентификацию, политическую адаптацию  и другие.

 

    1. Субкультура и контркультура.

В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные  политические субкультуры. В политологической литературе субкультура рассматривается  как совокупность политических ориентаций, доминирующих в данном обществе. Различают  политическую субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творческой элиты, служащих государственного аппарата, деревенскую, городскую и т.д. В странах с многонациональным составом населения различают этническую субкультуру. Особенности каждой из подобных политических субкультур обусловлены различиями положения общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также этническими, расовыми, религиозными, образовательными, половозрастными и другими особенностями их носителей.

В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализированных функций по управлению политической системой.

В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.

 Одно из наиболее распространенных  определений субкультуры принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.

Информация о работе Понятие политической культуры