Понятие «политический режим». Типология политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:36, контрольная работа

Описание работы

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Понятие политического режима появилось в западной политической науке еще в XIX веке, а в широкий научный оборот оно вошло после Второй мировой войны. Этимологически термин «режим» происходит от латинского "regimen" (порядок управления), производными от которого являются французское и английское слово "regime", обозначающее приблизительно, то же самое. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия. Остановимся лишь на наиболее распространенных из них.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ 4
2.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ 7
2.1 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 11
2.2 ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ 13
2.3.АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 53.55 Кб (Скачать)

В этих условиях все люди превращаются в  винтики огромного всеобъемлющего государственного механизма. Тоталитарное государство без колебании расправляется  с теми людьми, которые, по его мнению, не выполняют или плохо выполняют  функции винтика или сделали  уже все, на что были способны. При этом могут пострадать и отдельные представители господствующей группировки во имя сохранения и упрочения власти группировки в целом. Возможность подчинения государством общества заключается в относительной самостоятельности первого, хоть это и вызвано объективными процессами, протекающими в обществе. Эволюция общества ведет к подрыву всемогущества государства и, в конце концов, к краху тоталитарного режима, хотя он не падает сам собой, поскольку для его уничтожения требуются активные действия его противников. 

Тоталитарные  режимы существуют в течение более  коротких исторических периодов по сравнению  со временем существования других политических режимов, поскольку для общества такое состояние противоестественно и устанавливается в результате неординарных обстоятельств.  
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.  
 
 Авторитарной политической системе присущи следующие черты:  
 
  1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). 
 

2) Неограниченность  власти, её не подконтрольность  гражданам, при этом власть  может править с помощью законов,  но их она принимает по своему  усмотрению.  
 
 3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.  
 
 4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.  
 
 5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство вовне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления. 
 

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.  
 
 Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества вовне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. 

Слабые  стороны авторитаризма: полная зависимость  политики от позиции главы государства  или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения  общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.  
Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.

Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.  
В современных условиях пост социалистических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

2.1 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 
«Демократия» происходит от древнегреческого «DEMOS» ― народ, и «CRUTOS» ―  власть. Народовластие ― это одна из основных форм устройства любой  организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и  принятии в ней решений по воле большинства. Идеал общественного  устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д. С момента возникновения  демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в  лучшем случае является властью большинства  над меньшинством, а чаще всего  формой правления хорошо организованного  привилегированного меньшинства, в  большей или меньшей степени  подконтрольного народу.

Политический  режим демократического типа складывается в правовых государствах. Они характеризуются  методами существования власти, которые  реально обеспечивают фактическую  защищенность прав, интересов личности, ее свободное развитие.

Режим демократической власти выражается в следующем: 
 
отсутствует единая, обязательная для всех государственная официальная идеология, однозначно определяющая цель общественно-политического развития, а иногда и политеческие средства ее достижения; режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;наличие свободно формируемых политических партий, ограничение их роли участием в выборах;реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;существует эффективная система прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества. 
Порядок и условия формирования государственной власти – главное в политическом режиме. Условия демократии обеспечивают решающую роль народа в этом процессе.

Иначе говоря, демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Считается, что такой порядок ― и в этом видится чуть ли не главное достоинство демократического политического режима ― обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

В зависимости  от того, как народ участвует в  управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно  участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система  может иметь практический смысл  только при относительно небольшом  числе людей, например, в общинных или племенных советах или  в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться  в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем  консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних  Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых  участвовало 5 - 6 тысяч человек. 

Важным  каналом участия граждан в  осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и  прямой демократией состоит в  том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших  стадиях процесса властвования (в  подготовке, принятии политических решений  и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. 
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть ― граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

2.2 ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 
Понятие «тоталитаризм» происходит от латинских слов «TOTALITAS» ― цельность, полнота, и «TOTALIS» ― весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.  
Для антидемократического (тоталитарного) режима характерны следующие признаки:
 

  • подавление  личности, ущемление ее прав, препятствие  ее свободному развитию;
  • полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;диктатура одной партии, фактически осуществляющей все государственные функции и обладающей полномочиями, не ограниченными никакими законами;
  • огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и других);личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;реально действует примат государства над правом,

что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;всеохватывающая милитаризация общественной жизни;игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отдается предпочтение одной из религий или полностью отрицается религиозное мировозрение. 
 

Казалось  бы, подобные свойства исключают возможность  ненасильственной смены тоталитарной власти.

Карл  Фридрих и Збигнев Бжезинский в своем совместном труде «Тоталитарная  диктатура и автократия» утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб  нацистский режим в Германии. 

Однако  в последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает  критики. Однако нельзя сказать, что  они одинаковы. Опыт Венгрии, Чехословакии, во многом Польши и, быть может, СССР, показал, что тоталитарный политический режим  способен к самоизменениям с относительно мирным постепенным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Такого рода переход был успешно осуществлен в Греции, Испании, Чили, которые отказались от фашистских режимов и выбрали демократический путь развития.  
И все же тоталитаризм ― исторически обреченный строй. Это общество ― самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм ― закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

2.3.АВТОРИТАРНЫЙ  РЕЖИМ

 
Политический режим авторитарного  типа ― третий его вид, зафиксированный  современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.

Промежуточный, переходный, характер авторитарного  режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем соединяются  черты и тоталитаризма, и демократизма. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией ―  наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.  
Главная его особенность является то, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами политической, культурной и экономической жизни. Единая государственная обязательная для всех идеология заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется менее жесткими, чем при тоталитарном режиме, средствами, отсутствует массовый террор. Неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других прав личности, кроме политических. 
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. 
Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории, в частности, тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху» (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франке, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).
 

Информация о работе Понятие «политический режим». Типология политических режимов