Понятие, история развития и типы политической социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:42, реферат

Описание работы

Термин «социализация» (от латинского socialis - общественный) многозначен, и его интерпретация многими авторами не совпадает. История данного термина в разных источниках предстает в разных вариациях. Так Антюхова Е.Ю. предполагает, что термин «социализация» вошел в англоязычную научную литературу в результате перевода на английский язык немецкого Vergellschaftung, обозначавшего одно из центральных понятий в работах Г.Зиммеля.

Работа содержит 1 файл

2 срсп2 политология.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

    Авторитарная  личность - результат жесткой дисциплины и подчинения ребенка главе семьи и низкого уровня образования.

    Конформистская  личность - личность марионетки политически социализированная по законам такой власти, которая подавляет человека.

    Психоанализ ищет такие формы политического  поведения, которые смогли бы вернуть личность к самой себе, снять политическое отчуждение. Например, возврат к иррациональным формам бытия («сексуальная революция» у В.Райха, партизанская война в «третьем мире» и студенческий бунт в разных странах Запада у Маркузе, Дебре, наркотические опыты индивидуального освобождения у Лириа).

    Исследуя  этноцентризм, шовинизм и национализм, представители левого психоанализа сделали очень важный вывод, что любая отрицательная установка, основанная на неприятии той или иной нации, разрушительна для самой личности и приводит к трагическим последствиям в политике.

    Положительно  оценивается поиск психоанализом альтернативных механизмов политической социализации, которые позволяли бы формировать в личности самостоятельность мышления, демократические ценности, освобождали бы от авторитарного наследия.

    Политический  психоанализ является одним из немногих современных западных теоретических направлений, который ставит вопрос о целостном изучении человека, включая рациональные, бессознательные и эмоциональные компоненты политического сознания и поведения личности.

    Несколько особняком стоит школа западногерманских  исследователей, для которых магистральным  направлением, интегрировавшим изучение политической социализации, является политическая дидактика. Через политическое образование ученые пытаются выработать основания для гармоничного вхождения молодого гражданина в реальный мир, используя максимум возможностей, которые дают школьная система, а также конфессии, партии, фонды, СМИ. Политическая дидактика под влиянием изменений в обществе и конкуренцией внутри дисциплины прошла несколько этапов, связанных со сменой политико-дидактических парадигм: партнерства, конфликта, цели, педагогики ценностей. Как справедливо отмечает А.И.Щербинин, «в историческом опыте развития политической дидактики на Западе есть немало интересного и поучительного для нас, поскольку проблема политического образования для России остается открытой, давая основания для невеселого сравнения нашего общества с веймаровской «демократией без демократов».

    Советские исследователи работали в рамках марксистской парадигмы социализации. По К. Марксу «социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм». При этом, как подчеркивает К. Маркс, «изменяются не только объективные условия... изменяются и сами производители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

    По-другому  говоря, не только общество «творит» себе подобное политическое существо, но и  человек «творит самого себя, окружающих, общество».

    Однако  в условиях политического и идеологического диктата советские исследователи не могли в полной мере реализовать потенциал этой концепции. Дело свелось к управляемому процессу коммунистического воспитания личности.

    Комплексный подход к изучению политической социализации характерен в целом для современных российских ученых, хотя в работах превалирует влияние западных концепций. В современном мире многие страны решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами "политическое развитие" или "политическая модернизация".

2. Понятие, история  и типы политической  модернизации.

Первые  концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В то время политическая модернизация понималась преимущественно как заимствование освободившимися от колониальной зависимости странами политического устройства и политической культуры западных стран, прежде всего США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу (централизованное государство, парламент, многопартийность, всеобщие выборы), активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.

    Во  второй половине 60-х годов, однако, выявились  основные недостатки первых исследований политической модернизации. Более пристальное  изучение конкретных политических процессов  в развивающихся странах показало, что в ранних концепциях политической модернизации недооценивались внутриполитические факторы борьбы за власть, и абсолютизировалось внешнеполитическое влияние. Попытки преодоления этих недостатков, с одной стороны, и усиление интереса к изучению политического развития европейских стран - с другой, привели к качественно иному пониманию сущности процесса политической модернизации.

    В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование  общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации.

    Первый  тип - оригинальная модернизация - был  характерен для США и стран  Западной Европы, осуществивших переход  к рациональному общественному  устройству в результате длительного  внутреннего развития.

    Второй  тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости. В настоящее время в центре внимания исследователей находятся политические процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ. Основное внимание современными исследователями политической модернизации чаще всего сосредоточивается на трудностях политического развития, кризисных явлениях. В результате возникли концепции "частичной модернизации", "тупиковой модернизации", "кризисного синдрома модернизации". Стало общепризнанным, что модернизация может осуществляться только при изменении ценностных ориентаций широких социальных слоев общества.

    Под политическая модернизацией в настоящее  время понимается возрастание способности  политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей  и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

    Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

    3. Виды кризисов

    Политическая  модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью  и кризисами. В современных исследованиях  выделяется пять основных кризисов:

    идентичности,

    легитимности,

    участия,

    проникновения,

    распределения,

    сопровождающих  процесс политической модернизации.

    Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.

    Кризис  идентичности связан с проблемой  политической и национальной идентификации социального субъекта (индивида, группы, социального слоя). В условиях политической идентификации выделяются три основных типа кризиса идентичности. Первый тип характеризуется требованиями национального или территориального самоопределения, что мы сейчас часто наблюдаем в современной России. Второй тип характеризуется социальной дифференциацией общества, когда резкие социально-классовые различия препятствуют национальному объединению. Модернизация социально-экономической системы общества приводит к качественному изменению социального статуса различных групп населения. Многие прежние группы разрушаются, резко растет численность маргинальных слоев общества. Это приводит к тому, что люди, утрачивая свой прежний социальный статус, не знают к какому социальному слою, они принадлежат, не осознают своих интересов, не имеют четких представлений о новых правилах политической игры. Подобная ситуация наблюдается в настоящее время и в нашей стране.

    Третий  тип характеризуется конфликтом между этнической и субнациональной принадлежностью.

    Одним из типичных проявлений кризиса идентичности является рост национализма. Разрушение прежних социальных связей усиливает  роль национальности как важного  канала социальной идентификации. Усиление националистических тенденций и  настроений связано также и с преодолением комплекса неполноценности для маргинальных слоев общества. Подобные настроения часто используются политиками для привлечения масс. Кризис идентичности характеризуется также социальным патронажем. Политические лидеры прямо апеллируют к населению, минуя традиционные для цивилизованного общества каналы.

    Преодоление кризиса идентичности возможно с  помощью политических лидеров харизматического типа, способных объединить национальную или территориальную общность, а  также посредством содействия людям в поисках чувства идентичности. Важную роль в решении этой задачи может сыграть система образования.

    Кризис  легитимности обуславливается следующими факторами. Во-первых, не все основные группы интересов получают доступ к  сфере принятия политических решений. Во-вторых, статус основных традиционных институтов подвергается угрозе в процессе политической модернизации. Можно выделить характерные черты кризиса легитимности: отсутствие согласия в обществе относительно политической власти, признания гражданами процесса принятия решений; чрезмерная конкуренция в борьбе за власть; политическая пассивность масс, не обращающих внимание на призывы власти к легитимности; неспособность правящей элиты усилить свое политическое господство.

    В современных исследованиях выделяются следующие пути преодоления кризиса легитимности. Во-первых, достижение легитимности возможно за счет реальной демонстрируемой эффективности режима. Во-вторых, обретение легитимности возможно посредством привлечения на свою сторону оппозиции.

    Кризис  участия обусловлен увеличением  числа групп интересов, претендующих на доступ к процессу принятия решений  в обществе. Это неизбежно обостряет  конкуренцию в борьбе за политическую власть. Вместе с тем политическая система переходного общества развита слабо, вследствие чего не все группы интересов в ней представлены. К тому же правящая элита может создавать (а часто и создает) искусственные препятствия для включения в политический процесс социальных групп, заявляющих о своих претензиях на власть. В результате происходит резкая радикализация требований со стороны оппозиционных групп, что, естественно, не способствует политической стабильности. В этом случае возможны три варианта действий правящей элиты по отношению к политической оппозиции.

    Первый  вариант - всеобщее подавление оппозиции  путем насилия. Например, Чили времен Пиночета. Второй вариант - признание  законности существования оппозиции, но в условиях постоянного конфликта. По всей видимости, ситуация в современной  России ближе всего к этому варианту. Третий состоит не только признание оппозиции де-юре, но и сотрудничество с ней в процессе принятия важных политических решений. Таким образом, важным условием преодоления кризиса участия - является обеспечение каналов для включения в политическую жизнь общества всех групп, претендующих на участие в осуществлении власти. Успешное осуществление политической модернизации во многом зависит именно от способности политической системы переходного общества интегрировать требования оппозиционных групп интересов.

Информация о работе Понятие, история развития и типы политической социализации