Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:42, реферат
Термин «социализация» (от латинского socialis - общественный) многозначен, и его интерпретация многими авторами не совпадает. История данного термина в разных источниках предстает в разных вариациях. Так Антюхова Е.Ю. предполагает, что термин «социализация» вошел в англоязычную научную литературу в результате перевода на английский язык немецкого Vergellschaftung, обозначавшего одно из центральных понятий в работах Г.Зиммеля.
1.Понятие, история развития и типы политической социализации
Термин «социализация» (от латинского socialis - общественный) многозначен, и его интерпретация многими авторами не совпадает. История данного термина в разных источниках предстает в разных вариациях. Так Антюхова Е.Ю. предполагает, что термин «социализация» вошел в англоязычную научную литературу в результате перевода на английский язык немецкого Vergellschaftung, обозначавшего одно из центральных понятий в работах Г.Зиммеля. Был перевод адекватным или нет - не столь важно, поскольку впоследствии термин стал частью классического социологического дискурса благодаря его использованию в учебнике по социологии Сазерленда и Вудворда, опубликованном в 1937 году. Другие источники устанавливают еще более ранние даты вхождения термина в обиход. По мнению Е.Б.Шестопал, понятие «социализация» было впервые введено в научный оборот американским социологом Ф.Гиддингсом и французскими социопсихологами в конце прошлого века. Позже этот термин эпизодически использовался обществоведами, но только к середине XX в. он получил официальный статус теоретического понятия и был внесен в реестр Американской социологической ассоциации.
Но учитывая, что идеи социализации пронизывают труды 3.Фрейда, Дж.Мида, Ж.Пиаже, К.Юнга, Ч.Кули и других исследователей, родившихся во второй половине XIX века, а также то, что этим термином пользовался Маркс, - скорее всего датой вхождения понятия «социализация» в научный оборот следует считать середину XIX века.
В отечественной философской и социально-психологической литературе термин «социализация» впервые начал употребляться в 60-х годах.
Столь
же противоречивы и мнения исследователей
относительно введения в научный
оборот понятия «политическая
По свидетельству Е.Б.Шестопал, первая работа, прямо посвященная данной теме, вышла в США в 1959 г. Это была книга Г.Хаймана «Политическая социализация». В последующем интерес к закономерностям вовлечения человека в политику возрастал, вовлекая в орбиту исследований все новых специалистов в области политологии, философии, социологии, психологии.
Сущность
Политическая социализации является одной из сторон общей социализации личности.
Понять сам процесс социализации можно при условии анализа целостной природы человека. В конце XX в. мы имеем огромный задел многообразных данных о человеке, накопленных такими науками, как история, физика, химия, биология, генетика, археология, психология, физиология, социология, политология, этнография, антропология и др. Эти данные не только обогатили наше представление о человеке, но и явились своего рода «лекарством» от умозрительного подхода к человеку, от метафизики, схоластики, догматизма, в трактовке его сущности, природы, эволюции и т.п.По крайней мере, никто не может поколебать двух очевидных положений, о которых Э.Фромм писал: «По сути все человеческие существа тождественны. Мы все - часть Одного: мы все суть Одно». И далее: «Мы все Одно, и тем не менее каждый из нас - неповторимая, уникальная сущность. Это противоречие повторяется в наших взаимоотношениях с другими людьми».
То и другое находит свое выражение в целостности личности, в наличии и конкретно-историческом взаимодействии в ней социального, физиологического и психогенного компонентов. «Социальная доктрина сегодня конкретно сосредоточивается на человеке, - пишет Иоанн Павел II, -поскольку он вовлечен в сложную сеть отношений современного общества. Гуманитарные науки... помогают раскрыть центральное положение человека внутри общества, а также помогают ему лучше понять самого себя как «общественное существо».
Исходя из такого понимания человека, мы рассматриваем социализацию как динамичный процесс, в содержании которого можно выделить следующие аспекты:
1. Наличие глубоких биологических предпосылок, состоящих в том, что процессу вхождения человека в социальную среду предшествовало биологическое самоопределение человека, явившееся результатом его длительной биологической эволюции.
2. Социализация человека социального обусловлена тем, что: во-первых, он изначально как носитель социального (в силу принадлежности к человеческому роду) является продуктом специфически человеческих форм деятельности; во-вторых, уровень, характер, степень присвоения социального определяются достижениями человечества и особенностями развития, функционирования конкретно-исторического общества; в-третьих, конкретно-историческое общество всегда активно по отношению к социализанту.
3. Социализация немыслима без активного участия самого человека в освоении социального опыта в качестве субъекта общественных отношений. Это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу индивиду социальной информации, знаний, его приобщения к существующим ценностям и ориентирам, усвоение им социального опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индивидом существующей системы общественных отношений за счет его активной деятельности а процессе включения в социальную среду. Если человек будет только присваивать и одновременно не реализовывать это в себе и для других за пределами приспособления, повторения, наступит конец развития человеческого общества. То есть в понимании социализации важно закладывать преобразовательно-действенное начало.
На современные представления о политической социализации сильное влияние оказали идеи мыслителей Нового времени. В целом эти идеи «врастания» человека в политические отношения общества можно свести к двум моделям.
Первая модель - «подчинения» - получила первоначальное развитие в концепции Т.Гоббса. Гоббс утверждал, что отдельный человек неразумен, эгоистичен и не способен совладать со своими страстями, поэтому его подчинение монополисту власти является единственной альтернативой анархии, «войне всех против всех». Сознание большинства людей представляет собой «....чистую бумагу, способную воспринимать все, что государственная власть запечатлеет на ней».
Вторая модель «интересов» уходит корнями в традицию, связанную с именами А.Смита, Г.Спенсера, У.Годвина. Она предполагает более опосредованные отношения между человеком и властью с более сложной структурой человеческой личности. Суть модели в следующем: интерес является тем психологическим механизмом, который приводит в движение политику. При этом человек делает только то, в чем видит свой интерес. Естественным результатом сочетания личных интересов является возникновение социального и политического порядка. Развитие общества видится не в силе подавления, а в рациональном осознании индивидами своих выгод от общих усилий.В настоящее время идея подчинения фактически не подвергалась кардинальной модификации, изменилась лишь ее мотивировка. Так, у Д.Белла, У.Мура, С.Липсета - она выводится из потребности управления; необходимости достижения большего равенства - у Дж.Роулса, Г.Генса, К.Джекинса; обеспечения устойчивости демократии - у Р.Даля, У.Корнхеузера. Общим для всех является стиль «административного мышления», выражающегося в системе представлений о политическом регулировании как подчинении отдельного человека государству, организации или элите, ограничивающим участие индивидов в решении общих вопросов.Современные последователи второй модели исходят из того, что интересы двигают вперед политический процесс, делая человека активным субъектом политики. При этом чрезмерное развитие властных структур, различных форм коллективности политической деятельности и централизация государственной власти расцениваются как угроза свободе личности. Такая модель «интереса» объединяет либералов, леворадикалов, неоконсерваторов - всех, кто сквозь призму индивидуализма анализирует развитие политических отношений.
Однако с помощью только моделей «подчинения» и «интереса» трудно объединить сложный процесс политической социализации, где за абстрактными схемами выпадает конкретное знание о включении человека в политику.Рядом исследователей предложена «теория ролей». Она представляет политический процесс как игру «серьезных людей», в которой участники подчиняются определенным правилам. Это создает основу для согласованной и стабильной организации жизни, но если участники плохо освоили свои роли, то происходят сбои в системе. Процесс политической социализации здесь рассматривается как тренировка в исполнении политических ролей.Широкое распространение за рубежом получили трактовки политической социализации с точки зрения бихевиоризма (наука о поведении). Различают три основных разновидности политического бихевиоризма: радикальный, классический и социальный.
Радикальный трактует социализацию как аналог биологической адаптации организма к среде. Так, один из его представителей - Б.Скиннер - считает, что человек механически реагирует на политические стимулы среды и проблема состоит в том, чтобы улучшить контроль за ними.
Классический, или конвенциональный и социальный дают более глубокий анализ поведения, в том числе: революционных выступлений, формирования установок избирателей в ходе выборов, агрессивного поведения экстремистов и т.д.
Эти исследователи собрали много ценного эмпирического материала; их методы исследования общественного мнения позволяют давать прогнозы политического поведения с большой степенью точности.
Слабой стороной этих теорий является механистический подход к личности - она рассматривается только как объект политического воздействия, что не позволяет в полной мере объяснить развитие личностных качеств в процессе жизнедеятельности и феноменальности политического лидерства.Ряд исследователей рассматривают политическую социализацию как «политическую поддержку», формирование положительных установок, добровольное принятие гражданами политических целей и ценностей своей политической системы, решений, принимаемых властями, по мере гражданского созревания. Так, Д.Истон и Дж.Деннис считают, политическая социализация - это «процесс развития», в котором личность приобретает политические ориентации». Недостатком этого подхода является анализ только психологических аспектов политической социализации.
В противовес теориям политического бихевиоризма в конце 50-х - начале 60-х гг. получили распространение идеи когнитивизма, рассматривающие политическую социализацию личности, исходя из первичности внутриличностных структур и процессов личностного познания. Важным достижением представителей этой школы является выделение возрастных особенностей каждого из этапов становления политического сознания и вытекающий из этого вывод о неравномерности его развития. В ходе становления личности происходит изменение характера мышления от конкретного эгоцентрического и персонализированного к абстрактному, обобщенному и формальнологическому постижению политических отношений. По мере созревания интеллекта растет критичность и независимость политических взглядов.
Современные исследования когнитивистов показывают, что становление политического сознания может быть ускорено или замедленно.
В отличие от когнитивистов, которые изучают преимущественно познавательные структуры политического сознания, представители концепции «гуманистической психологии» сосредотачиваются на его мотивационных структурах: политических потребностях, ценностях, чувствах.
Наиболее важными выводами представителей этой теории являются:
1.
Исследование опыта
Исходя
из этого высказывается
2.
Постановка и разработка
Разработкой проблем политической социализации занимаются также представители теорий психоанализа. Они ставят задачу исследования бессознательных пластов психики. Развивая идеи Фрейда о трансформации индивидуальных мотивов в процессе социализации, делают вывод об истинных причинах политического поведения - бессознательных, которые камуфлируются с помощью общественного интереса.
С точки зрения психоанализа, основа личности закладывается до 3-летнего возраста, затем только высвечивается под воздействием обстоятельств. С этих позиций политическую социализацию можно редуцировать к нескольким первичным детским моделям, складывающимся под влиянием семейной социализации.
Представители психоанализа исследуют фигуру лидера, рядовых участников политического процесса, механизм подавления личности силами государственной машины и т.д. Ими сделан вывод о двух типах личности: авторитарной и конформистской.
Информация о работе Понятие, история развития и типы политической социализации