Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:58, доклад
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.
Понятие правовой культуры
Правовая
культура есть важная
Правовая культура "в целом" есть способ организации правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой области. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется на практике, как его избегают или как им злоупотребляют".
Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:
1) доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;
2) нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;
3) институционный - совокупность правотворческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нормы;
4) социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.
Правовая культура — это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реализованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.
Правовую культуру определяют:
Правовая культура
общества является условием
Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.
Являясь частью общей культуры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:
? реальной потребностью в праве;
? состоянием законности и правопорядка в стране;
? степенью
развитости в обществе
Структура, виды и функции правовой культуры
Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.
Правовая
культура личности выражается
в трех состояниях - в правовых
культурных ориентациях, в
Структура
правовой культуры личности
* психологический
элемент (правовая психология);
* идеологический элемент (правовая идеология);
* поведенческий элемент (юридически значимое поведение).
Структура
правовой культуры общества
Правовая культура
на "микроуровне" отражает
Правовая культура "в целом", понимаемая как сложившаяся практика в правовой сфере жизни общества, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой системы позволяет получить "многомерное" представление о праве той или иной страны или эпохи. Правовая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внешней" средой. Если "внутриправовые" системные образования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, которые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.
Правовая
система постоянно
Отмечаются
также такие уровни (виды) правовой
культуры как: обыденный,
Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.
Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.
Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.
Правовая
культура выполняет
Таким
образом, правовая культура
В переходные исторические эпохи общество и право могут утрачивать качество системности, что проявляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому — современная Россия, переживающая именно такую полосу своей истории. С преодолением в ней кризисных явлений начнется процесс развития правовой культуры на новых социальных основах.
Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
Правовой нигилизм может быть активным или пассивным;[2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.
Многими теоретиками
права правовой нигилизм указывается
как одна из причин совершения преступлений,
так как он характеризует посредством
низкого правосознания
Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их.
Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма.
Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания, что возводится в ранг традиции[3] Объективистская парадигма правового нигилизма применительно к нашей стране содержит ряд очень серьезных недостатков: Во-первых, не выдерживает никакой критики модель «идеальных типов», фактически предлагаемая И.А.Ильиным. Если условиями предпосылки деформации правосознания в России являются большая территория, небольшая плотность населения и т.д., то государство обладающее небольшой территорией, большой плотностью населения, «упрощенными» державными задачами, «высоким» уровнем хозяйства, национальной, религиозной и социальной однородностью должно иметь наивысший уровень правосознания. Понятно, что без статистического метода понятия «большой», «упрощенный» остаются лишь абстрактными категориями[4]. Во-вторых, ретроспективный взгляд на историю показывает, что помимо различных форм правового нигилизма[5] Россия показала удивительные примеры правового идеализма, реализованные на практике. Достаточно вспомнить советский проект всеобщего образования и наделение женщин избирательным правом.
Преодоление правового
нигилизма весьма сложный и длительный
процесс. Основные пути преодоления
правового нигилизма: повышение
уровня общей и правовой культуры;
их правосознания; предупреждение правонарушений,
в первую очередь преступности; совершенствование
законодательства; массовое правовое
просвещение; правовое воспитание; укрепление
законности, правопорядка, государственной
дисциплины; уважительное отношение к
личности человека, обеспечение его прав
и свобод; подготовка высококвалифицированных
кадров юристов; правовая реформа и другое.