Понятие и значение правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:58, доклад

Описание работы

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

Работа содержит 1 файл

Понятие и значение правосознания.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Понятие и значение правосознания  

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни  организованного в государство  общества. Правосознание – явление  идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.[1]         

 На формирование  и развитие правосознания как  одну из форм общественного  сознания оказывают воздействие  социально – политические, экономические,  культурные факторы, оно взаимосвязано  и взаимодействует с политическим  сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.         

 Специфика  правосознания состоит в том,  что оно воспринимает, а затем  и воспроизводит жизненные реалии  через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления  общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую очередь правосознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.         

 Значение  правосознания в правовой жизни  общества раскрывается через  его функции. В теории государства  и права принято выделять следующие функции правосознания:

1)    познавательную;

2)    оценочную;

3)    регулятивную.           

Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.         

Оценочнаяфункция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правосознания.

Важно выполнение правосознанием функции регулирования поведения человека, т.е. роль его как «механизма срабатывания» правового предписания в сознании человека и проявления его в поступках, действиях. Эта функция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание выступает как мотив конкретного вида проведения.         

  С некоторой долей  условности можно  утверждать, что для  большого числа  людей нормативом  поведения служит  именно правосознание,  поскольку они  не знают конкретных  нормативно-правовых  предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами.         

  Таким образом,  правосознание представляет  собой органическое  единство познавательных, оценочных и установочных  элементов.  

2. Структура и виды правосознания           

  В теории государства  и права выработано понятие структуры правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризуют два пласта – правовая идеология и правовая психология.[2]          

Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Правовая психология своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Радость или огорчение  после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится к области правовой психологии.         

  Правовая психология  – наиболее распространенная форма сознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Именно в сфере правовых реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности – гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.         

  Более того, правовая  психология –  наиболее глубинная,  «скрытая» от непосредственного  восприятия и понимания  сфера правового  отражения, которая  дает подчас такие  виды индивидуальных  и массовых реакций  на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование правовой психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициями и обычаями и т.д.).         

  Кроме правовой  психологии в структуру  правосознания включается правовая идеология, т.е. систематизированное научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеологи дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.         

  В разработке правовых  идей, теоретических  проблем права,  правового регулирования  специалисты опираются  на накопленные  знания, обобщают  наличный опыт правовой жизни общества, учитывают позитивные и возможные негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных изменений в системе правовых органов, в их функционировании при определенных показателях в социально-политической, экономической и культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии причастные к этому компетентные специалисты используют материалы конкретных социологических исследований, статистические данные о состоянии экономических, демографических процессов в обществе, учитывают общественное мнение, настроения в отдельных социальных группах, картину и динамику правонарушений.         

  Необходимо также  добавить, что правовая  идеология значительно  превосходит правовую  психологию по  степени и характеру  познания права.  Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект правовых явлений, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Помимо  структуры выделяют также виды (уровни) правосознания.

Обыденное правосознание– это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Обыденное сознание ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника – индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей.                  

Профессиональное правосознание – понятия, представления, убеждения, традиции, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Однако практика показывает, что различные профессиональные группы правоведов не одинаково воспринимают юридическую действительность. Судья относится и оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор – иначе, чем адвокат, следователь – иначе, чем эксперт-криминалист, юристконсульт банка – иначе, чем преподаватель юридического факультета и так далее, хотя все они получили высшее юридическое образования. Столь пестрое многообразие правовых сознаний объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.           

Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства. Носителями этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы.         

  Правосознание можно  классифицировать  по его субъектам,  носителям. Виды  правосознания по  его субъектам  в общественной форме представляют как правосознание индивидуальное и коллективное. Коллективное правосознание в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное правосознание.         

Общественное правосознаниевключает в себя идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д.         

  Прежде чем общественное  сознание проникает  в психику отдельных  граждан, оно становится  коллективным сознанием  социальных групп – групповым. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.         

  Групповое правосознание  нужно отличать  от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей.          

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью. 

Правосознание в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется:

По содержанию:
  1. Обыденное
  2. Профессиональное
  3. Научное
  4. Индивидуальное 
  5. Коллективное:
По субъектному составу:
  1. Общественное
  2. Групповое
Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом.

Например, человек  знает, сколько "дают" за хулиганство  или грабеж, какие документы нужны  для поступления в ВУЗ и  т. д.

Обыденное правосознание очень ограничено, это представления основной массы людей, возникающие под влиянием жизненного опыта, о праве. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем. Кроме  того,   оно  представляет   собой  элемент здравого смысла,  которого недостаточно,    чтобы проникнуть в сущность правовых явлений.

Прямой противоположностью обыденного   является профессиональное и научное  правосоз-нание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики.

Профессиональное правосознание представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов.

Научное правосознание представляет собой идеи, понятия, концепции теоретического освоения права исследователями, научными работниками.

Индивидуальное правосознание - это правовые представления и чувства индивидуума. 

Коллективное правосознание - это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества и общества в целом. 

Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражаюттипичные свойства правовой действительности общества.

На основе общественногоскладывается групповое и индивидуальное правосознание.

Прежде чем общественное сознание  проникнет в разум  отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное    правосознание становится результатом     усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека.

Информация о работе Понятие и значение правосознания