Понятие и сущность политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 08:50, реферат

Описание работы

Среди важнейших причин, вызвавших широкое научное исследование термина «политическая система общества», политологами чаще всего отмечается необходимость дать целостное представление о политике и политической жизни общества
Цель работы - раскрыть сущность политической системы как одного из основополагающих понятий в политологии.

Содержание

Введение
1.Понятие политической системы
2.Теории политической системы
3.Сущность политической системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

           Теория политической системы.

Человеческое общество находится  в процессе постоянных изменений, которые  происходят под влиянием различных  факторов. Усложняются социальные взаимосвязи  между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать  на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.

      Политическая система общества это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти .

 Основными  элементами политической системы  являются:

а) само государство;

б) негосударственные структуры;

в) органы местного самоуправления.

      Политическая система общества развивается и трансформируется в более сложную системную связь совместно с развитием государства. Этот процесс носит постоянный характер. Необходимо отметить, что власть (считай: государство) занимает столько места, сколько ей позволяет это сделать общество.

     Политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель /382--332 гг. до н.э./ понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления /власть/ и тип правления.

       Другой философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.

     Термин политическая система был введен в 50 - 60-х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид.

       В.В. Лазарев определяет, политическую систему как устойчивую форму человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения.

        В науке имеется множество различных понятий политической системы, что объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее можно выделить следующие основные признаки политической системы:

  • во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

 

  • во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

 

  • в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;
  • в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

     С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

              В науке также известны несколько  основных теорий политической  системы. 

     Теория Т. Парсонса заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

- экономическая подсистема  отвечает за реализацию потребностей  людей в потребительских товарах. 

-политической подсистемы  определяет коллективные интересы, мобилизует ресурсы на их достижение.

-социальная подсистема  обеспечивает поддержание устоявшегося  образа жизни, передача новым  членам общества норм, правил  и ценностей, которые становятся  важными факторами мотивации  их поведения. 

-духовная подсистема  осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи  солидарности между ее элементами.

      Теория Д. Истона считается наиболее детально разработанной и рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил Д.Истону более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия "вход" и "выход". На "входе" он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования - это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д. Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы. Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на “выходе” в решения и действия.

Политические решения  имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию  и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние  на другие подсистемы общества. Д. Истон видел ее смысл в учете взаимодействия со средой, сущность системного анализа политической жизни - в выявлении способов поддержания равновесия со средой, а назначение политической системы - в растворении социальных различий, преодолении политических конфликтов и противоречий Теория государства и права.

       Теория Г. Алмонда характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем Г. Алмонд и Д.Пауэлл перешли от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам, т.е. совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.

        Теория К. Дойча (кибернетическая теория). К. Дойч рассматривал политическую систему как кибернетическую, в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении       до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней cpeды, и информации о ее собственном движении .

           Еще одна теория политической системы - марксистская, согласно которой политическая система, подобно праву, государству и другим политическим явлениям и институтам, представляет собой объективное явление. Ее существование неразрывно связано с существованием и функционированием классового общества. Она формируется и видоизменяется вместе с ним в силу раскола общества на классы и возникновения классовых противоречий. С развитием классового общества и переходом его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всего своего существования политическая система неизменно выражает и защищает интересы и волю господствующего класса, а в социалистическом обществе она должна выражать волю и интересы народа (практика показывает что это не совсем так - прим.автора). Политическая система, подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них обратное влияние. Аналогичные двусторонние связи устанавливаются также между политической системой общества и экономикой, всей материальной базой общества, образующей определенную систему производственных отношений.

            Основываясь на данных теориях, можно утверждать, что политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы - это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно-исторических образований людей - все это отражается на политических институтах. Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного.

             Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).                    Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Из всего указанного выше следует что, политическая система - это универсальная управляющая  система общества, компоненты которой  связаны политическими отношениями  и которая в конечном итоге  регулирует взаимоотношения между  социальными группами, обеспечивая  стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования  государственной власти.

            Сущность политической системы

Сущность политической системы  заключается в регламентации  поведения людей. Эта регламентация  реализуется посредством политической власти. Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому, как в экономической  системе таким элементом является собственность.

Сущность политической системы  общества наиболее ярко проявляется  в ее функциях. Выделяют следующие  функции политической системы:

1) обеспечение политической  власти определенной социальной  группы или большинства членов  данного общества;

2) управление различными  сферами жизнедеятельности людей  в интересах отдельных социальных  групп или большинства населения  (действие политической системы  как управляющей включает постановку  целей, задач, определение путей  развития общества, конкретных программ  деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств  и ресурсов, необходимых для достижения  этих целей и задач;

4) выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений;

5) интеграция общества, создание  необходимых условий для взаимодействия  различных элементов его структуры  (объединяя разные политические  силы, политическая система пытается  сглаживать, снимать неизбежно возникающие  в обществе противоречия, преодолевать  конфликты, устранять коллизии);

6) политическая социализация (посредством нее формируется  политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство  политической системы путем обучения  все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др. Матузов Н.И., Малько А.В. Указ соч. С. 108.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с  помощью которых она выполняет  свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает  все субъекты политики в единый политический организм.

Информация о работе Понятие и сущность политической системы