Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 08:50, реферат
Среди важнейших причин, вызвавших широкое научное исследование термина «политическая система общества», политологами чаще всего отмечается необходимость дать целостное представление о политике и политической жизни общества
Цель работы - раскрыть сущность политической системы как одного из основополагающих понятий в политологии.
Введение
1.Понятие политической системы
2.Теории политической системы
3.Сущность политической системы
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЫНКОВ»
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «политология»
НА ТЕМУ «Понятие и сущность политической системы»
Выполнил(а): Сомкова М. С.
Студент группы 29ПС-101
Проверил(а): Бондарева Т.В.
ЧЕЛЯБИНСК
Введение
1.Понятие политической системы
2.Теории политической системы
3.Сущность политической системы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека.
Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами , каждая из которых ( например, экономическая, социальная , политическая, духовная) представляют собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами и традициями.
Само понятие «политическая система» вошло в научный обиход ученых и политиков сравнительно недавно, в связи с радикальным расширением сферы , охватываемой политическими процессами. Среди важнейших причин, вызвавших широкое научное исследование термина «политическая система общества», политологами чаще всего отмечается необходимость дать целостное представление о политике и политической жизни общества
Цель работы - раскрыть сущность политической системы как одного из основополагающих понятий в политологии.
1.Понятие политической системы
Разные политические явления
в обществе объединены понятием "политическая
система" общества. Назначение политической
системы - это обеспечение интеграции,
разработка и реализация общей цели
общества. Политическая система является
центральной проблемой
Политическая система возникла с разделением
общества на классы и появлением государства.
В процессе эволюции государственно организованного
общества она все больше усложнялась и
разветвлялась. Поэтому структура, механизм
ее функционирования всегда имеют конкретно
исторический характер, предопределенные
уровнем экономического, социального,
духовного развития общества и другими
факторами.
Существует несколько
определений понятия политической системы:
В научной литературе бытуют разные взгляды, как на толкование понятия "политическая система" общества, так и на сущность этого феномена. Сегодня "система" - одно из основных понятий политологии, которое дает возможность составить представление об обществе в виде его абстрактной, упрощенной модели или отдельных элементов. Понятие это позаимствовали из электроники и кибернетики американские ученые Г. Алмонд, Д. Истон, В. Митчел, считая его универсальной категорией научного анализа, которая охватывает определенное количество взаимоувязываемых элементов, которые образуют стойкую целостность, имеют определенные интегративные особенности, присущие именно этому сообществу, касательных к выработке политических решений.
Существует несколько
дефиниций понятия «
Политическая система возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. В ходе развития государственно организованного общества политическая система становится все более сложной и разветвленной. Поэтому структура, механизм ее функционирования всегда носит конкретно-исторический характер, определенный уровнем экономического, социального, духовно-нравственного развития общества, а также рядом других факторов международного, географического и другого характера.
Современное знание о политических системах является результатом длительного развития наук, но в нашей стране термин «политическая система» стал использоваться лишь в конце 70-х годов. Его заменял другой, термин - «политическая организация общества». И лишь после появления в 1975 году в документах XXV съезда КПСС понятия «советская политическая система» начинается его интенсивное освоение. Сегодня, по словам известного отечественного политолога М.Н. Марченко «в политическом лексиконе стран Запада и Востока термин "политическая система" является одним из наиболее распространенных» Однако, несмотря на эту распространенность, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе до сих пор, нет однозначного подхода к пониманию политической системы. Дело в том, что сложность в изучении политической системы той или иной страны ведет к тому, что ее понятие не может быть исчерпано в одном определении, необходима совокупность определений, даваемых с различных позиций. Они могут быть краткими, говорящими о сути системы, и более полными, охватывающими ее компоненты, целевое назначение, связи, характер деятельности .
В силу этого в литературе приводится большое количество определений «политической системы». Так, в дореформенное время, довольно широкое распространение получило определение политической системы, данное Ф. М. Бурлацким, раскрывающем ее как «относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно-управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляют государство, выражающее интересы экономически господствующих классов» Бурлацкий считал, что «политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны вторичными политическими отношениями и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти»
Некоторые ученые, отождествляют политическую систему с политической организацией общества, другие полагают, что политическая система более широкое понятие, включающее, в частности, не только организации, но и политические нормы .
Неоднозначно дается определение политической системе за рубежом. Польский профессор А. Лопатка полагает, что «политическая система состоит из трех элементов: идеи и политической ценности (например: идеи народовластия, общественного прогресса), организации и институты, наконец нормы, регулирующие претворение в жизнь идей и деятельности институтов»
Венгерский социолог К. Кульчар пишет, что «политическая система имеет два уровня. На уровне государства она включает государственные и политические организации, нормы (в первую очередь правовые) и роли, реализуемые в политическом поведении. На уровне общества в политическую систему входят стандарты индивидуального политического поведения, нормы (прежде всего этические), роли и организации (политические партии, группы давления), которые либо стремятся к политической власти, либо оказывают воздействие на процесс ее осуществления»
Американский политолог Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм преобразования идущих от общества социальных импульсов в политические решения и действия.
В современной отечественной литературе также единого мнения относительно того, что означает «политическая система». Так, по мнению А.И. Демидова, политическая система - «это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, граждан и государства» Теория государства и права. Представляется, что это в целом верное определение включает элемент неточности. Имеется в виду, что на первый план автор ставит «взаимодействующие социальные нормы», а не субъектов - важнейших участников политической жизни, деятельность которых регулируется такими нормами. Очевидно, все элементы политической системы призваны действовать в рамках и на основе определенных нормативных систем, и прежде всего права. В этой связи более убедителен вывод А.Ф. Черданцева, полагающего, что «политическую систему можно определить как систему политических и иных социальных институтов, организаций, взаимодействующих в соответствии с определенными принципами и нормами, которые служат средством осуществления власти, управления общественными делами»
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами, а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно контрольной ролью самой политики.Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер участия в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство. Она взаимосвязывает политические институты (государство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов.
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация
общества, включающая в себя государство,
2) политическое сознание,
характеризующее
3) социально-политические
и правовые нормы,
4) политические отношения,
складывающиеся между
5) политическая практика,
состоящая из политической
Политическая система может долгое время эволюционизировать (США, Великобритания), но может изменяться быстро, революционно (бывший СССР, страны Восточной Европы). Это зависит от степени социально-политической активности членов общества, их политической культуры.
Конкретные пути эволюции
политической системы различны в
разные эпохи и в разных обществах.
Однако принцип ее пространственно-временных
изменений постоянен. Такими же постоянными
являются принципы ее организации, или
принципы политической организации
общества. Политическая система в
каждый данный момент или период ее
истории представляется как конкретная
политическая ситуация, относительно
протяженная во времени и стабильная.
От состояния общественных отношений,
уровня развития общества зависит, будет
ли эта ситуация статичной или
подвижной, а следовательно, будет
ли динамичной и сама политическая
система или нет. Динамизм политической
системы отличен от нестабильности,
он определяет способность системы
развиваться, адаптироваться к изменениям
в обществе и его внешнем окружении,
в смешанных организационных
системах и реагировать на эти
изменения. Жесткие статичные системы
неизбежно вынуждены
В древности в отдельных регионах подобные
системы существовали неограниченно
долго и разрушились главным образом в
результате нашествий извне и гибели государства.
В Новое время срок жизни таких систем,
как правило, очень ограничен и завершается
общественными и политическими кризисами,
революциями или глубокими реформами.
Ускорение исторического процесса и глубокие
преобразования материальной и духовной
жизни современного человечества привели
к образованию нового динамичного типа
политической организации общества с
более свободными отношениями между частями
и элементами политической системы.
Политическая система также представляет
собой процесс политических отношений
и политической деятельности и их институциализации,
т.к. неинституциональные формы политической
жизни (группы по интересам, инициативные
движения, самоуправление разных видов
и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно
выделяют управляющие центры, лидеров,
их окружение, формируют правила поведения
и институциональные органы. Процесс институциализации
включает формирование и поддержание
центров власти. Политическая система
обеспечивает их связь с функциональной
политической периферией.
Политическая система структурна, т.е.
включает части или подсистемы разной
сложности, их элементы и отношения между
ними. Политическая система складывается
из подсистем трех уровней власти и политических
отношений: двух институциональных - высшего
или верхнего (мегоуровень) , среднего
или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального
- нижнего, массового (микроуровень) . В
свою очередь, они делятся на параллельные,
обычно конкурирующие структуры (на тех
же уровнях) : легальные и теневые.
Внутри этих структур политическая система
включает деление на субъекты политических
отношений (руководителей, правящих) и
носителей власти, исполнителей, рядовых
членов массовых ассоциаций, их социальной
базы.
Таким образом, на институциональном макросистемном
уровне политическая система включает
центральный аппарат государственной
власти (разделенной в демократическом
обществе и в правовом государстве на
законодательную, исполнительную и судебную)
. Вид политической системы зависит от
типа общества и правления: приоритет
власти главы правительства (т.е. приоритет
исполнительной власти) , президента (вплоть
до так называемой президентской формы
правления, допускающей временное или
длительное совмещение функций разделенных
властей) , монарха, парламента (если он
наделен прерогативами контроля и исполнительной
власти) , правящей партии, верховного
или конституционного суда (при приоритете
права и закона) .
Особую арбитражную роль играет общественный
контроль государственной власти. Он организуется
на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими
средствами: массовой информации (которую
сейчас нередко считают четвертой, информационной
властью) , ассоциациями (партиями, профсоюзами,
массовыми организациями - экологическими,
антивоенными или военными, промышленными,
культурными и пр.) массовыми движениями
(забастовочными и др.) , народными обществами
(ветеранскими, молодежными, женскими,
творческими организациями и т.п.) . Непосредственно
в макросистему входят разные формы политической
оппозиции (парламентской, партийной)
.
На том же уровне располагаются теневые,
скрытые политические структуры и функции
макровласти: скрытые действия легальных
учреждений высших рангов (государственных,
партийных) , секретные документы, распоряжения,
приказы и т.п. акты (государственные и
пр. секреты и тайны) , скрытый смысл открытых
политических действий (интрига, игра)
, политических текстов (докладов, речей,
бесед и т.п.) , негласные функции и неявная
роль различных официальных лидеров и
центральных органов власти и управления,
руководства учреждениями, партиями, армией,
руководства промышленностью и др., официальные
и легально существующие учреждения с
секретными функциями (органы безопасности)
и полностью законспирированные учреждения
(разведки или контрразведки и т.п.) .