Понятие и структура гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 05:58, реферат

Описание работы

Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Истоки, генезис и структура гражданского общества
1.1 Истоки и генезис
1.2 Структура гражданского общества
1.3 Концепции гражданского общества
2 Проблемы формирования гражданского общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 44.87 Кб (Скачать)

      Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет  определённую позитивную тенденцию  развития, особенно по сравнению с  прошлым, когда свободная гражданская  жизнь протекала в основном в  формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась  многопартийная система, различные  социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.

      За  годы реформ создано более 70 союзов и ассоциаций различного уровня, которые  позволяют не только учитывать интересы населения, формулировать их претензии, но и лоббировать их решения через  органы власти различного уровня2. Оформляются гражданские протестные движения: против монетизации льгот (январь 2005 г. — 240 тыс. человек), увеличения цен на бензин (февраль 2005 г.— 50 тыс. человек), реформы ЖКХ (март 2005 г. — 100 тыс. человек) и многие др. На некоторые протесты власть реагирует конструктивно, иные - не замечает. Создана Общественная палата. Развитие Интернета в России - в определённой степени заслуга негосударственных, некоммерческих структур. Его становление дало жизнь принципиально новой системе общественной экспертизы качества, достоверности информации, в том числе касающейся работы органов власти.

      В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ говорилось, что "в условиях демократии невозможно представить  себе политический процесс без участия  неправительственных объединёний, бёз учета их мнений и позиций. Такой диалог сегодня последовательно  развивается, в том числе при  конструктивном содействии Общественной палаты. Профессиональный авторитет  членов палаты, их открытая позиция  усилили влияние гражданских  институтов на нормотворческую деятельность, на деятельность правительства и  Федерального Собрания. А также на административную практику министерств  и ведомств... Отмечу, что увеличивается  и государственная поддержка  общественных организаций. В прошлом  году она составила 500 млн. рублей, на этот год запланировано в 2,5 раза больше. В стране растет и число  действующих неправительственных  организаций. А также их членов-добровольцев, выполняющих различную социально  значимую работу. Их в России уже  около 8 млн. человек. Всё это - реальные индикаторы формирования в России активного  гражданского общества.

      Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в  России характерно следующее:

      — пока не сложилась целостная система  гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций;

      — социум расколот по линиям: бедные и  богатые, элиты и народ, чиновники  и все остальные, центр - периферия  и др.;

      —неадекватна  и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой  средний класс (от 16 до 30% граждан  по различным подсчетам);

      Послание  Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г.

      — недостаточно выражены и укоренены  интегративные, обтэединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);

      — слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации  индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских  объединений, организации групповых  действий ит.д.;

      —пассивность  и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан  в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением  судьбоносных или принципиально  важных событий для страны, региона, города, селения;

      —слабое и не эффективное воздействие  организаций гражданского общества на структуры власти;

      —в  стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;

      —на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие  как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический  менталитет), так и современные  особенности развития общества;

      — процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества.

      Первый  заместитель Председателя Правительства  РФ ДА Медведев полагает, что российское "гражданское общество соответствует  уровню развития демократии в России". Он убежден в том, что "гражданское  общество было в нашей стране всегда. Другое дело, что, скажем, в годы сталинского  террора оно имело чудовищно  искривленные формы. Но и в самые  мрачные периоды истории люди отыскивали способ выразить собственную  позицию, независимую от государства, даже если для этого им приходилось  прибегать к эзопову языку.

      Формирование  современного гражданского общества в  России - сложный и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме.

      В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения  и восприятия на массовом, обыденном  уровне в политическом сознании россиян. Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д. К сожалению, и в  ряде современных учебников для  студентов по политологии (например, К.С.Гаджиева, А.И.Кравченко и др.) нет специальных разделов о гражданском  обществе, его состоянии и задачах  в Российской Федерации.

      Одной из ключевых проблем современного развития выступает отчуждение различных  социальных групп и институтов от государства. Ниже проанализирован  уровень доверия граждан как к властным структурам, так и общественным организациям.

      В последние годы достаточный уровень  доверия населения среди государственных  структур имели Президент, армия  и некоторые руководители регионов, у остальных органов власти уровень  доверия был значительно ниже. Среди общественных организаций  возрос авторитет русской православной церкви, органов СМИ, профсоюзов. Общественной палате доверяет каждый четвертый россиянин. Меньше доверяют политическим партиям - лишь каждый пятый. В приоритетные национальные проекты верит до 40% населения, что в целом неплохо.

      Многие  граждане или не понимают общего смысла и цел и экономической и социальной политики государства, или не воспринимают её как обращенную именно к ним.

      Ещё одна проблема связана с разделением  публичной политики и частной  жизни. На вопрос - "Как Вы считаете, участие в выборах - обязанность  гражданина?" – до двух третей опрашиваемых обычно отвечают положительно. А вот  вера в то, что участие в выборах  даст возможность повлиять на власть, не превышает в последние годы 20% респондентов. Причем, две трети  респондентов не, только не верят в  возможность повлиять на деятельность властей, но и не хотели бы участвовать в управлении общественными делами в своем поселке, городском районе и т.д., потому, что не видят в этом никакого смысла.

      Очевидно, можно говорить о заниженном уровне социальных претензий российских граждан  по проблеме постоянного участия  в политике и его недостаточности. Так, респонденты отметили, что из семи обозначенных статусных позиций  в обществе "участие в политике" занимает последнее, 7-е место. Наиболее высоко ими оценивались (по нисходящей): "место в обществе по образованию"; "по квалификации"; "по выполняемой  работе"; "по прогрессии"; "по качеству жизни"; "по размеру зарплаты" и "по участию в политической жизни  страны".

      В развитии гражданского общества имеются  известные трудности, связанные  с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

      С одной стороны, можно говорить об известной положительной динамике в развитии российского общества в рассматриваемый период по таким  параметрам, как "свобода слова", "свобода политического выбора", "терпимость к чужому мнению". С другой—многие респонденты обращают внимание на критическое или плохое положение дел в следующих сферах общественной жизни: "соблюдение прав человека", "личная безопасность", "равенство всех граждан перед законом", "социальные гарантии" [1, с.3].

      Заключение 

      Становление гражданского общества охватывает десятки  столетий, от отдельных его элементов  в античном мире, до современных  демократических общественных систем. В соответствии с этим на различных  этапах общественного развития складывались и различные представления о  нем.

      Можно сказать что понятие «гражданское общество» восходит своими корнями  еще к идее полиса Аристотеля, однако как категория впервые появляется в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и получает развитие в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов. В настоящее время понятие "гражданское общество" содержательно обогатилось и является многозначным, существует множество различных подходов и теорий к определению гражданского общества, как в отечественной, так и в западной политической литературе. В одном из подходов под гражданским обществом понимается совокупность межличностных отношений и социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. Гражданское общество создает условия для удовлетворения индивидами и социальными группами своих потребностей и интересов.

      В другом значении гражданское общество представляет идеальную модель общественного  развития. В качестве идеала гражданское  общество представляет собой объединение  свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными  правами, активно участвующих в  управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные  потребности.

      Объединив данные подходы, получаем современное  определение гражданского общества. Главными функциями гражданского общества является выполнение роли "посредника" между государством и личностью, защита личности от государства и  контроль за его деятельностью. Эти функции выполняются его структурными элементами— самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» активная гражданская личность.

      В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.

      И все же перспективы развития гражданского общества в России есть, об этом говорит  и рост числа и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся  в России, и создание властью условия  для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека, которое  обеспечивает возрастание самопроявлений личности и повышение гражданской активности россиян.

      Рассматривая  гражданское общество и некоммерческие организации в городе Москве можно  выделить ряд как положительных, так и отрицательных факторов.

      Итак, организации гражданского общества в стране существуют как политический субъект, способный оказывать пока еще не такое сильное, как хотелось бы, но все же ощутимое влияние на действия власти. Тем самым в политической культуре России все более утверждается элемент, присущий политической культуре высокоорганизованного общества. 

 

       Список используемой литературы 

      1. Ирхин Ю.В. Гражданское общество  и власть: проблемы взаимодействия  и контроля в современной России// Социально-гуманитарные знания. 2007. №5

      2. Каган М.С. Гражданское общество  как культурная форма социальной  системы//Социально-гуманитарные знания. 2000. №6.

      3. Павленко Ю, Современное гражданское общество//Вопросы экономики. 2008. №10

      4. Резник Ю.М. Гражданское общество  как идея// Социально-гуманитарные  знания. 2002 №4

Информация о работе Понятие и структура гражданского общества