Политологии Бутенко
А.П. и Миронов А.В. в пособии «Сравнительная
политология в терминах и понятиях» дают
следующее определение: «политический
кризис» - это
глубокое расстройство политической системы,
нарушение ее нормального функционирования,
заключающееся в том, что значительная
часть граждан отказывает управляющей
политической организации (таким ее ключевым
звеньям, как исполнительная
власть и правящие
партии) в своей поддержке, так или иначе
выражает несогласие с осуществляемой
в стране политикой, проявляет недовольство
ею и тем самым не позволяет политической
системе успешно осуществлять свои функции.»
Исходя
из всех вышеперечисленных определений
различных авторов-теоретиков «политического
кризиса» можно вывести единое, удовлетворяющее
различным пониманиям данного явления
определение.
Итак,
«политический кризиз» есть некое состояние
политической системы, при котором про
Изучению
различных аспектов политических
кризисов в политологической и социологической
науках посвящено большое количество
работ, которые условно можно
разделить на несколько направлений.
Важную
роль в понимание кризисов внесли
концепции представителей экономической
науки. Эти теории достаточно значимы,
т.к. каждая из них является вехой
в развития общей теории кризисов.
В первую очередь, таково учение К. Маркса,
который видел причину кризисов в противоречиях
между уровнем развития производительных
сил и производственных отношений.
Это учение легло в основу теории К. Маркса
о причинах политических кризисов и конфликтов.
В соответствии с теорией Маркса политические
разногласия обусловлены социально-экономическими
структурами. Общество делится на неравноправные
классы, это неравенство порождает глубокий
антагонизм; в свою очередь, антагонизм
является основой политической борьбы.
Политическая борьба есть борьба классовая.
Австрийский экономист Й. Шумпетер основное
внимание уделяет социальным взрывам
и потрясениям, как последствиям экономического
кризиса. Он говорит, что кризисы в своем
общем виде есть нарушение равновесия.
Однако следствием этого нарушения в конечном
счете являются новые технологии, новые
артефакты, структурные изменения. Выход
из кризиса предполагает необходимость
"созидательного разрушения" основ
и механизмов прежней системы. Шумпетер
так же говорит о том, что к кризису может
привести также и «избыточное количество
нововведений при запаздывающем росте
квалификации персонала».
Ж.
Сисмонди в учении о политической экономии
определяет взаимовлияние влияние и взаимопроникновение
сфер политики, экономики и социальной
сферы. Из этого, как следствие, он делает
вывод о том, что кризис в одной сфере
влечет за собой кризис во всех остальных,
т.е. любой экономический кризис, либо
является следствием дестабилизацией
политический (социальной) системы, либо
влечёт за собой различного рада кризисные
ситуации в выше приведенных системах.
Особое
внимание кризисам в российской экономике
уделял В. К. Алексеев, который наряду с
экономическими детерминантами политического
кризиса так же указывал на ряд других
факторов, таких как, например, географическая
обусловленность (обширность или, наоборот,
нехватка территорий), демографический
кризис, культурная революция. Экономисты
О. Н. Гусаров и А. В. Комаров так же видели
в кризисе экономической системы государства
ключевую детерминанту политического
кризиса.
Особое
место политическим кризисам отводится
в работах конфликтологов. Для данного
направления важны следующие аспекты
анализа: общие теории конфликта и кризиса,
этнополитические исследования, исследования
в области международных кризисов и изучение
региональных кризисов. Ключевую роль
среди общих теорий конфликта играют работы
классиков конфликтологии –И. Галтунга,
Р. Дарендорфа, Л. Козера.
Норвежский
социолог и политолог И. Галтунга, который
имел направлениями своих исследований
теории революции и мира, в своей работе
«Преодоление и трансформация» говорит
о политическом кризисе как о «сбое в функционировании
политической системы. Здесь он указывает
на расстройство прежних взаимоотношений
между правящей группой и подчиненными
социальными слоями. Галтунг утверждает,
что политический кризис может перерасти
в конфликтную ситуацию.
Классик
теории конфликта в социологии Р.
Дарендорф посвятил множество работ конфликтам
в политической сфере, одни из которых
«Класс и классовый конфликт в индустриальном
обществе» и «Выход из утопии».
Дарендорф указывал в своих трудах на
тесную связь конфликта с понятиями кризиса
и противоречий.
Часто конфликт имеет политическое измерение
(так как социальный конфликт задевает
управленческие системы) - социальный
конфликт чреват политическим конфликтом.
Накопление конфликтов в обществе называется
кризисом. Кризис, по Р. Дарендорфу,
- это результат патологических изменений
в содержании и формах жизни населения,
серьезных изменений механизма контроля
в политике, экономике и культуре, взрыва
массового недовольства граждан, радикального
разрыва с традиционными нормами и ценностями.
Н говорит о том, что кризис чаще всего
выступает как нарушение прежней гармонии,
как функциональное (а не органическое)
расстройство прежнего взаимодействия,
протекавшего удачно и успешно для рассматриваемого
процесса или явления. Конфликт - уже не
простое нарушение прежнего взаимодействия,
существовавшей гармонии, а стихийное
или сознательное противоборство, столкновение
сторон. Конфликт всегда свидетельствует
о кризисном характере развития процесса.
В то же время не каждый кризис, и не любое
кризисное развитие есть конфликт. Более
того, не каждый кризис ведет и приводит
и конфликту.
Ещё
один представитель конфликтологического
направления американский социолог Л.
Козер так же как и Р.Дарендорф проводил
параллель между понятием политического
кризиса и политического конфликта, так
же он указывал на ещё один определяющий
момент в кризисной ситуации системы
это психологическое состояние её членов,
т.е. граждан определённого государства.
Согласно концепции Л. Козера обществу
присуще неизбежное социальное неравенство,
которое сопровождается постоянной
психологической неудовлетворенность
его членов и напряженность в отношениях
(эмоциональное, психическое расстройство)
, всё это неизбежно приводит к кризисам
в различных сферах общества, в том числе
и в политической.
Среди
российских исследователей политологические
аспекты данной проблематики отражены
в работах А. В. Глуховой, Э. Н. Ожиганова,
А. Н. Чумикова, который так же как и Л.Козер
указывали на то, что конфликтные действия
резко обостряют эмоциональный фон протекания
конфликта, эмоциональный же фон, в свою
очередь, стимулирует конфликтное поведение.
Социальное напряжение на этой стадии
может перерасти в политический кризис.
Ещё
один представитель конфлитологии
в России утверждал, что «кризисное состояние
общества сопряжено с разрушением общественных
связей и с диффузным характером социальных
интересов. Возникает такая ситуация,
когда на первый план выступает не “выражение”
интересов как неких объективно заданных
параметров, определяемых социальным
положением субъекта, а полагание интересов,
связанных с их декларированием и отстаиванием
в конфликте.»
А так же он говорил о том, что «важнейшим средством
выхода из кризиса и преодоления насильственных
конфликтов остается современная рациональная
политика, учитывающая при декларации
и формировании проводимых в жизнь интересов
реакции противоположной стороны в конфликте».
Отечественный
социолог Н. И. Леонов в своей
статье «Номотетический и идеографический
подходы в конфликтологии» так рассуждает
о связи катастроф и кризисов: « Катастрофа
как процесс внутреннего коренного изменения
состояния систем, а кризис - это процедура
перелома, изменения форм взаимодействия
систем со средой.»
Конфликтология
позволяет выделить политический кризис
как самостоятельный объект исследования.
Политический кризис в масштабах политической
системы – это основанное на нерешенности
конфликтных ситуаций всеобщее (массовое)
недовольство и возмущение деятельностью
правящих кругов, которые продемонстрировали
свою неспособность решать проблемы, стоящие
перед страной, народом, важнейшие вопросы
их жизнедеятельности. Политический кризис
означает потерю доверия масс к своим
политическим и государственным лидерам,
правительству, правящей партии и т. д.
Ещё
один подход к понятию политического
кризиса - это системный подход. Представителями
данного подхода в социологии
и политологии считаются Т.Парсонс,
Д.Истон, Г.Алмонд, К. Дойч.
Американский
социолог-теоретик Толкотт Парсон является
основателем «теории социальных систем»,
в которой он говорит о том, что социальная
система состоит из четырёх взаимозависимых
подсистемы – политической, экономической,
культурной и системы права, которые выполняют
определённые функции, соответственно:
целедостижение, адаптация, интеграция
и поддержание образца. Он говорит, о том,
что кризис любой из подсистем, который
происходит по причине неспособности
системы выполнять свои базовые функции,
вызывает кризис других подсистем, который
приводит к всеобщему кризису всей социальной
системы.
Ещё
один представитель системного подхода
– Девид Истон, американский политолог.
В своей работе «Политическая система»
он предлагает универсальную модель любой
политической системы, схема которой представлена
в виде «чёрного ящика» с определёнными
функциями на «входе» (требования и поддержка)
и на «выходе» (решения и действия), внутри
которого происходит конверсия. Между
входом и выходом существует взаимодействие,
которое осуществляется по петле обратной
связи. Политическая система, игнорирующая
обратную связь, неэффективна, так как
она не в состоянии оценить уровень поддержки,
провести конструктивную адаптацию к
среде, мобилизовать ресурсы и организовать
коллективные действия в соответствии
с общественными целями. В конечном счете,
это оборачивается политическим кризисом
и потерей политической стабильности.
Культуролог Г.Алмонд продолжает исследовать
политические механизмы с точки зрения
теории политических систем, он говорит
о том, что «противоположностью стабильности,
устойчивости политической системы выступает
политический кризис». Политический кризис
свидетельствует о «существенном ограничении
или даже разрушении поддержки системы
власти со стороны слоев, на которые она
опиралась.»
Немецкий
социолог и политолог К.Дойч
так же в рамках теории политической системы
в качестве причин системного политического
кризиса рассматриваются три основные
причины: 1) количественное возрастание
и качественное усложнение значимых требований
социальной среды к политической системе;
2) нарушение обратной связи, не позволяющее
системе оперативно корректировать свои
решения и действия;
3)
неэффективное осуществление функций
социализации, рекрутирования и
политической коммуникации.
Ещё одна группа учёных рассматривала
политические кризисы с точки зрения «теории
модернизации», представители этого направления
- А. Турен, Г. Н. Купряшин, С. Липсет,
А. С. Панарин, которые утверждали, что
политическая модернизация осуществляется
на протяжении длительного периода, в
рамках которого общество характеризуется
особым качественным состоянием, отличающимся
нестабильностью и кризисами. В современных
исследованиях выделяется пять основных
кризисов: идентичности, легитимности,
участия, проникновения, распределения,
сопровождающих процесс политической
модернизации. Общей причиной этих кризисов
является характерное для переходного
состояния общества противоречие между
новыми универсальными стандартами и
старыми традиционными ценностями, сосуществование
новых демократических политических институтов
с прежними, рост неудовлетворенности
населения.
Понятие
«кризис» и его проявление в социальной
и политической сферах жизни общества
получили достаточно сложившуюся словарную
фиксацию и научное определение,
смысл которого сводится к пониманию
кризиса как резкого, крутого
перелома, тяжелого переходное состояния
какого-либо процесса, социального
института, сферы общественной жизни
или общества в целом. Проведенное
исследование показало, что политический
кризис имеет специфические черты,
обусловленные политическим характером
сферы его зарождения и протекания.
Динамичность
политического процесса и постоянное
расширение политологического знания
объективно обуславливают многообразие
подходов к осмыслению категории
политического кризиса как социального
явления и научного понятия. Указанное
обстоятельство определяет необходимость
уточнения категории «политический кризис»,
его содержания, сущности, характерных
черт и классификации