Автор: a**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить понятие государства, его сущность и типологию.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие государства и его признаки.
2. Исследовать сущность государства.
3. Выявить типологию государств.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ …………….……….4
2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………………..…………………..11
3. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….28
Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны:
а)
полностью блокировать влияние
того или иного способа
б) частично парализовать его действие;
в) прервать поступательное формационное движение;
г)
усиливать социально-
Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга. Это особенно наглядно видно на примере теории американского социолога У. Ростоу, который классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым в свою очередь от научно-технических достижений [1, c. 28]. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние обществах.
Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк А. Тойнби, внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типа цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации возможно выделить соответствующие типы государства. Однако типологии государств по цивилизационному признаку он не разработал. В то же время заслугой А. Тойнби является то, что он попытался сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества [13, c. 37].
Цивилизационный
подход позволяет объяснить
В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:
а) локальные цивилизации,
б) особенные цивилизации (
в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.
Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.д. Однако на первое место выдвигается ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.
В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации [15, c. 9]. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется тем, что государство играет ключевую роль в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др [10, c. 64].
Представляется, что данная классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать.
Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.
Отрицает ли цивилизационный подход формационный? Ученые отвечают на этот вопрос отрицательно. Их нельзя противопоставлять. Оба подхода взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе.
В учебной юридической литературе используются и другие классификации государств. Например, государства подразделяются на демократические и недемократические (государства западной и восточной цивилизации и др.) [10, c. 66].
Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделить светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
В
светском государстве все виды религиозных
организаций отделены от государства,
не вправе выполнять ни политических,
ни юридических функций, не могут вмешиваться
в дела государства.
Для правового режима церкви в светском
государстве характерны следующие особенности:
1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
2)
государство не вмешивается во
внутрицерковную деятельность, если
не нарушается действующее
3)
государство не оказывает ни
одной из конфессий ни
4)
религиозные организации не
5)
конфессии, в сою очередь, не
вмешиваются в политическую
Государство гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. Статус светского государства конституционно закрепили Россия, Германия, Франция, все государства СНГ и др. [14, c. 21].
Клерикальным
считается государство, где та или
иная религия официально имеет статус
государственной и занимает привилегированное
положение по сравнению с другими
конфессиями. Статус государственной
религии предполагает тесное сотрудничество
государства и церкви, которое охватывает
различные сферы общественных отношений.
Для статуса государственной религии
характерны следующие особенности:
1) признание за церковью права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;
2)
получение церковью от
3)
наделение церкви рядом
4)
право церкви участвовать в
политической жизни страны и
нередко иметь свое
5)
осуществление церковью
В
клерикальном государстве, несмотря на
сильные позиции
К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
Для теократических государств характерны следующие черты:
1)
государственная власть
2)
религиозные нормы составляют
основной источник
3)
глава государства
К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др. [12, c. 33].
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:
а) церковь лишается экономической основы - своей собственности;
б)
религиозные организации и
в) религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
г) репрессируются священнослужители и верующие;
д) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;
е)
свобода совести сводится к свободе
пропаганды атеизма.
Государством воинствующего атеизма было
Советское государство, особенно в первые
годы его существования, а также некоторые
бывшие социалистические страны, например
Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране
была запрещена всякая религия [10, c. 63].
В
типологии государств иногда выделяют
государства переходного
Представляется,
что государство переходного
состояния можно отнести к
самостоятельному типу по следующим
основаниям. Во-первых, переходное состояние
нередко занимает длительный период и
даже может составить целую эпоху. Во-вторых,
переходное состояние предполагает не
только смену власти, формы государства,
различных государственно-правовых институтов,
но и изменение ценностей общества, качественного
его состояния, общественных структур,
связей и отношений.
В-третьих, переходное государство - явление
конкретно-историческое, обладающее национально-культурной
ориентированностью и отражающее накопленные
конкретным народом духовные и иные ценности.
Информация о работе Понятие государства, его сущность и типология