Понятие государства, его сущность и типология

Автор: a**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить понятие государства, его сущность и типологию.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие государства и его признаки.
2. Исследовать сущность государства.
3. Выявить типологию государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ …………….……….4
2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………………..…………………..11
3. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….28

Работа содержит 1 файл

Государство, его сущность и типология.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

    1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО  ПРИЗНАКИ …………….……….4

    2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………………..…………………..11

     3. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ………………………………………….15

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..25

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы не вызывает сомнений, ведь государство - это исторически развивающееся явление, продукт общественного прогресса. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни.  Однако не поэтому научная мысль до сего времени не сумела дать всеохватывающее определение государства и не в связи с недостаточным уровнем разработки важнейших проблем теории государства. Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов, невозможно в принципе. Это связано с тем, что разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.)

     Цель  курсовой работы – изучить понятие  государства, его сущность и типологию.

     Задачи  курсовой работы:

    1. Раскрыть понятие государства  и его признаки.

    2. Исследовать сущность государства.

    3. Выявить типологию государств.

    При написании курсовой работы использовались общенаучные методы: наблюдение, анализ, синтез, обобщение.

        В качестве   библиографической базы проведенного исследования были использованы работы по теории государства и права проф. Алексеева С. С., Вишневского, А.Ф., Василевича Г.А., Лазарева В.В., Марченко М. Н., Комарова, С.А.., Четвернина В.А.   и многие другие.

    1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ  

    Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем [10, c. 54].

    Чаще  всего государство толковалось  как политическая общность, объединение, союз людей (Цицерон, Фома Аквинский, Дж. Локк, Г. Гроций, И. Кант). Так, Кант воспринимал  государство как "общество людей, которое само распоряжается и  управляет собой". По мнению Л. Дюги, "государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом, - политическая власть" [13, c. 83].

    Такое понимание государства сводилось  по существу к характеристике политического общества, а не государства. Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций назначение государства усматривается в управлении делами общества, обеспечении правопорядка и общественной безопасности. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать определенный правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

    Марксистская теория рассматривает государство, исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение и роль в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, "идеального совокупного капиталиста" [10, c. 55]. Аналогичную характеристику государства давал В.И. Ленин: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" [4, c. 48]. На марксистской доктрине в советский период основывалась отечественная юридическая теория, в частности, социалистическое государство трактовалось как классовое господство рабочих и крестьян. 
Встречаются определения государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

    Рассматривая  государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической  и др., можно выделить лишь те или  иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. 
Несмотря на разнообразие государств нынешнего времени, как к существовавших ранее, всем государствам присущи некоторые общие признаки [1, c. 22].

    К признакам государства  принято относить:

    1) наличие публичной политической  власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

    2) территориальная организация населения;

    3) государственный суверенитет;

    4) всеобъемлющий, общеобязательный  характер актов государства;

    5) наличие государственной казны,  что связано с существованием  налогообложения и взиманием налогов.

    Названные признаки составляют политико-юридическую  характеристику государства.

    Иногда  в качестве основных признаков государства  указывают на единый язык общения, наличие  армии, а также единой системы  обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947г. Японии запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена [9, c. 41].

      Таким образом, отсутствие армии  не дает оснований для непризнания их государствами. Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики. Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней, политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества.

    Раскроем  содержание каждого из перечисленных  выше основных признаков государства.

    Публичная политическая власть - один из главных  признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества на различные группы, слои, классы появляются разнообразные интересы у индивидов, и регулирование этих интересов означает политику [10, c. 55].

    Выступая  в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий - на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей.

    Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат. Этот аппарат:

    а) осуществляет управление обществом;

    б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

    в) имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты;

    г) состоит из особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате является профессией.

   Все вышесказанное позволяет, дать определение  государства в следующем варианте: это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции [4, c. 60].

    Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно-организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку. 
Но не только население разделяется по территориальному признаку, но и сама государственная власть организуется на основе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы осуществления своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

    Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в своей деятельности, ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

    В юридической литературе принято  выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти и независимость.

    Верховенство  предполагает полноту власти государства  на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти на данной территории или ставить  себя выше государственной власти. Отсюда вытекает, что государство: во-первых, распространяет свою власть на всю территорию страны; во-вторых, определяет весь строй правовых отношений; в-третьих, осуществляет правовое регулирование деятельности различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; в-четвертых, устанавливает права, свободы и обязанности личности; в-пятых, регламентирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д [14, c. 17].

    Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная, власть ограничена правом и основана на праве.

    Единство  суверенитета означает, что он не может  быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству  в целом, а не отдельным его частям или органам.

    Независимость государственной власти есть ее самостоятельность  в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Однако эта независимость  не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.

    Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства  определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.е. принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. 
Нормативные правовые и другие юридические акты являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти, тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности.

Информация о работе Понятие государства, его сущность и типология