Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:31, реферат
Фрейд несомненно принадлежит к той группе людей, которые отвергают религию и ее пользу. Конечно, он видный врач в своей области, но по моему мнению он переусердствовал делая такие критичные выводы. Читая его работы создается впечатление, что он в чем-то неправ, что-то пропустил. Да, эта проблема и теперь актуальна: верить или не верить в Бога, но не надо делать упор на то, что только наука сможет поставить нас на правильный путь.
Введение. Актуальность религии...............................................................3
1.Краткая биография Фрейда…………………………………………………4
2.Работа Фрейда и оценка фрейдовской идеи…………………………..4
3.Взгляд на религию с другой точки зрения (выдержки из статей
Касавина, Кураева, Миронова, Моисеева)………………………………..16
4.XX век. Религия сегодня. Заключение……………………………………...22
Список литературы……………………………
Возвращаясь после этого к религиозным учениям, скажем: они все иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них.
По мнению австрийского психиатра, будет той же иллюзией, если мы станем ожидать чего-то от интуиции или погружения в себя. Таким путем мы не получим ничего, кроме с трудом поддающейся интерпретации откровений относительно нашей собственной душевной жизни; они никогда не дадут сведений о вопросе, ответ на который так легко дает религиозное учение.
Критики настаивают на том, чтобы считать «глубоко религиозным» человека, исповедующего чувство человеческого ничтожества и бессилия перед мировым целым, хотя основная суть религиозности составляет не это чувство, а лишь следующий шаг, реакция на него, ищущая помощи от этого чувства.
Коль
скоро Фрейд опознал в религиозных
учениях иллюзии, то сразу же встает дальнейший
вопрос, не аналогична ли природа остального
достояния культуры, на которую мы смотрим
снизу вверх и которой позволено править
нашей жизнью. Не следует ли назвать иллюзиями
также и предпосылки, на которых построены
наши государственные институты. И имеет
ли какое-то более надежное обоснование
наша убежденность, что применение наблюдений
и мышление в научной работе позволяет
продвинуться вперед в познании внешней
реальности. Мы можем направить луч наблюдения
на наше собственное существо, здесь открываются
возможности целого ряда исследований,
исход которых должен был бы стать решающим
для выработки «мировоззрения». Но эта
обширная задача не под силу одному человеку,
поэтому будем прослеживать одну иллюзию
– религиозную.
Но давайте предположим, что «если людей научат, что не существует бога, не существует божественного миропорядка и будущей жизни, то они почувствуют себя избавленными от всяких обязанностей подчиняться культуре. Каждый будет следовать своим влечениям, начнется хаос, который мы сдерживали многотысячелетней работой культуры. Множество людей находит в религиозном учении свое единственное утешение, и лишь благодаря ее помощи они способны перенести тяготы жизни».
Религия, несомненно, оказала человеческой культуре великую услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много, но недостаточно. На протяжении многого времени она правила обществом; но если бы ей удалось утешить, примирить с жизнью большинство людей, то никому не пришло бы в голову стремиться к изменению общества. Но мы видим, что большое количество людей недовольно культурой и несчастно внутри нее. Нам возразят, что эта ситуация обусловлена тем, что на классы воздействовал научный прогресс.
Сомнительно,
чтобы люди в эпоху неограниченного
господства религиозных учений были в
общим и целом счастливее, чем сегодня.
Действие божественного правосудия неизбежно
пресекалось божьей благостью. Русская
душа сделала вывод, что грех – это необходимая
ступенька к наслаждению всем блаженством
божественной милости, то есть в принципе
богоугодное дело. На том и порешили: один
бог силен и благ, человек же слаб и грешен.
Безнравственность во все времена находила
в религии не меньшую опору, чем нравственность.
Очевидно,
что религия не имеет того же влияния
на людей, как раньше.
Дело в том, что в глазах людей ее обещания
уже не кажутся заслуживающими прежнего
доверия. Причина этой перемены – упрочение
духа научности в верхних слоях человеческого
общества.
Научный дух вырабатывает определенный род отношений к вещам нашего мира. Этот процесс нельзя прекратить, чем больше людей приобщаются к сокровищам знания, тем шире распространяется отход от религиозной веры.
От образованных и от людей духовного труда для культуры нет большой угрозы. Иначе дело с огромной массой необразованных. Пока они не знают, что не верят в бога, все хорошо. А если и поймут, то сдержать их от их же поступков сможет лишь земная власть.
Следовало бы считать, что в таком случае придется от чего-то отказаться, но приобретений взамен будет возможно больше.
То, что культура выставила требование не убивать соседа, которого мы ненавидим, было в интересах человеческого общежития, на иных условиях невозможного.
Выведем бога из игры и честно признаем чисто человеческим происхождение всех культурных установлений и предписаний. Тогда люди смогли бы понять, что законы созданы не столько для их порабощения, сколько для служения их интересам.
Фрейд неоднократно указывал на то, вплоть до каких подробностей прослеживается сходство между религией и навязчивым неврозом. Но истины, содержащиеся в религиозных учениях, все равно настолько искажены, что масса людей не может принять в них правду.
Не один верующий не позволит этим аргументам поколебать себя в своей вере. Но существуют и другие, которые не являются верующими в том же самом смысле. Они повинуются предписаниям культуры, потому что робеют перед угрозами религии, и они боятся ее. Они перестанут бояться религии, когда увидят, что и другие ее не боятся.
Но предположим, что человек в принципе не может обойтись без иллюзорного религиозного учения. Тогда надо делать упор на то, что, перестав ожидать чего-то от загробного существования и сосредоточить все высвободившиеся силы на земной жизни, он, пожалуй, добьется того, чтобы жизнь стала сносной для всех и культура уже больше не угнетала.
Религиозным учениям придется рухнуть, потому что ничего не может противостоять разуму и опыту, а религия слишком явно противоречит им обоим.
По Фрейду воспитание, избавленное от гнета религиозных учений, пожалуй, мало что изменит в психическом существе человека, и бог Логос может исполнить только часть того, что обещал. Но интерес к жизни и к миру мы не утратим. Фрейд верит в то, что наука способна узнать многое о реальности мира, благодаря чему мы станем сильнее и сможем устроить свою жизнь. Если это вера – иллюзия,- то мы в одинаковом положении с религией. Однако наука своими многочисленными и плодотворными успехами дала нам доказательства того, что она не иллюзия.
Фрейд верит, что наша наука не иллюзия. Иллюзией, однако, была бы вера, будто мы еще откуда-то можем получить то, что она неспособна нам дать.
Фрейд искусственно (что оправдано лишь теоретически) сужает существование человека, мотивацию его поведения до «естественного нарциссизма». Его властное существование нельзя отрицать, но нельзя и редуцировать человека к нему.
Богатейший
мир культуры, тончайшие религиозные
представления о мире человеческого
духа не выводится лишь из стремления
индивида выжить в человеческом сообществе.
Фрейд признавал за искусством способность
дарить человеку удовольствие, расширять
сферу его чувственного удовлетворения,
но функцию религии резко сужал до нормативно-регулятивной,
основанной на страхе перед Богом (отцом).
3.Взгляд на религию с другой точки зрения (выдержки из статей
Касавина,
Кураева, Миронова, Моисеева)
Давайте рассмотрим одну из точек зрения. Я приведу высказывания исследователя естественных наук Миронова А.В.:
«Люди всегда пытались ответить на вопрос: что такое религия. Первые попытки дать определение религии относятся к 17 веку. Французские просветители (Вольтер, Дидро) утверждают, что религия есть следствие обмана и невежества людей; когда люди станут просвещенными, она исчезнет. Но русские мыслители и философы (Достоевский, Бердяев) видели в религии стержень культуры, конституирующую идею как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу.
Но ни одно из приведенных определений религии не может быть принято как достаточное, как раскрывающее сущность религии. Но религию можно объяснить в контексте анализа духовной жизни общества, духовного производства. В данном контексте религия предстает в качестве сферы духовной жизни общества, группы, способа практически-духовного освоения мира. В таком качестве она представляет собой:
-
необходимый результат
-
способ существования и
- отражение действительности;
- общую подсистему;
- феномен культуры.
Религия не случайное образование, навязанное людям жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Не подтверждается фактами и тезис о ней как о самодовлеющем начале – надмирном, надисторическим. Она необходимо возникает и существует в обществе, включается в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в связи с общественными переменами.
Более глубокое понимание религии станет возможно, если мы исследуем антропологическое основание религии. Таких оснований или первопричин, можно назвать четыре вида.
-Онтологические
основания религии коренятся
в отношении смертного
-Гносеологические
основание религии коренятся
в познавательном отношении
«конца времен».
-Социологические
основания религии имеют
Приближать желаемое будущее возможно
двумя путями: внешними и внутренними
средствами. По первому пути шли реформаторы-завоеватели
(Наполеон, Гитлер,
Сталин), по второму – создатели религии,
духовные учителя человечества
(Иисус, Будда, Мухаммед).
-Психологическое
основание религии, внешне
Именно
здесь человек находит
Следовательно, эти факты не только свидетельствуют о сложности такого духовного феномена, каким является религия, но и доказывает, что потребность в религиозной вере заложена в самой противоречивой природе.
Религиозные идеи, основываются на вере в сверхъестественные силы и содержание Священных книг, являют собой стройную систему представлений о боге, мире в целом, обществе и человеке.
Фрейд же сводит Бога к функции надзирателя, не затрагивая такое функционирование Бога – как идеала, абсолюта добра и красоты.
Функции и роль религии в обществе.
Под действиями религии следует понимать различные способы ее действия в обществе. В литературе выделяются: мировоззренческая, компенсаторская, коммуникативная, регулятивная, интегративная и культурно-транслирующая роли.
Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нем, природы человека, смысла его существования, идеалов.
Религия
выполняет функцию
Религия осуществляет общение людей, где «богообщение» считается высшим видом общения, а общение с «ближним» - второстепенным. Общение происходит, прежде всего, в культурной деятельности. Религия может выступать как фактор интеграции общества. Суммирую поведение и деятельность индивидов, объединяя их чувства, стремления, направляя усилия социальных групп, религия способствует стабилизации данного общества. Культурно-транслирующая функция религии позволяет человеку приобщиться к культурным ценностям и традициям, в развитии которых религиозный фактор играл либо определяющую, либо значительную роль. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, лидеров, в том числе религиозных, определяется, прежде всего, тем, в какой мере она служит утверждению общечеловеческих гуманистических ценностей».
Информация о работе Понимание религии Фрейдом и некоторые проблемы современности