Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:31, реферат
Фрейд несомненно принадлежит к той группе людей, которые отвергают религию и ее пользу. Конечно, он видный врач в своей области, но по моему мнению он переусердствовал делая такие критичные выводы. Читая его работы создается впечатление, что он в чем-то неправ, что-то пропустил. Да, эта проблема и теперь актуальна: верить или не верить в Бога, но не надо делать упор на то, что только наука сможет поставить нас на правильный путь.
Введение. Актуальность религии...............................................................3
1.Краткая биография Фрейда…………………………………………………4
2.Работа Фрейда и оценка фрейдовской идеи…………………………..4
3.Взгляд на религию с другой точки зрения (выдержки из статей
Касавина, Кураева, Миронова, Моисеева)………………………………..16
4.XX век. Религия сегодня. Заключение……………………………………...22
Список литературы……………………………
Министерство образования и науки РФ
Уфимский
государственный авиационный технический
университет
Кафедра
философии
“Понимание
религии Фрейдом и некоторые проблемы
современности”
Выполнила студентка 1 курса
Немировец Ирина Александровна
Факультета ИНЭК
Группа ЭУП-131с
Проверила:
Моисеева Т.П.
Уфа 2008
Оглавление
Введение.
Актуальность религии.......................
1.Краткая биография Фрейда…………………………………………………4
2.Работа Фрейда и оценка фрейдовской идеи…………………………..4
3.Взгляд на религию с другой точки зрения (выдержки из статей
Касавина, Кураева, Миронова, Моисеева)………………………………..16
4.XX век. Религия сегодня. Заключение……………………………………...22
Список
литературы……………………………………………………
Ведение. Актуальность религии.
Перед всяким человеком когда-нибудь встает выбор. И я совершилаего решив взять эту тему. Эта тема интересна тем, что она никогда не перестанет быть актуальной. Люди на протяжении веков хотели знать, а есть ли Бог.
Пытались с ним подружиться, отвергали
его, били (например, идолы). В человеке
сидит непреодолимая жажда
Тогда зачем все эти ограничения «божественного»
происхождения? Люди стали отдаляться
от Бога. И некоторые люди, ученые помогают
им в этом. Но это не правильно. В культуре
(религии) можно найти очень много полезного,
если знать как и что искать.
Фрейд
несомненно принадлежит к той
группе людей, которые отвергают
религию и ее пользу. Конечно, он
видный врач в своей области, но по моему
мнению он переусердствовал делая такие
критичные выводы. Читая его работы создается
впечатление, что он в чем-то неправ, что-то
пропустил. Да, эта проблема и теперь актуальна:
верить или не верить в Бога, но не надо
делать упор на то, что только наука сможет
поставить нас на правильный путь.
Религия
тоже в чем-то права, и не надо так
скоро сбрасывать ее со счетов.Даже его
ученик и последователь Юн заметил: «мы
стали богатыми в познаниях, но бедными
в мудрости». Поэтому в своей работе я
попытался представить контрдоводы в
пользу религии.
1.Краткая биография Фрейда
Зигмунд
Фрейд (родился шестого мая 1856 года
во Фрайберге, Австро-
Венгрия, и скончался двадцать третьего
сентября 1939 года, в Хемпстеде, близ Лондона)
– австрийский невропатолог, психиатр,
психолог, основоположник теории и метода
лечения неврозов, названного психоанализом.
В
молодости интересовался
2.Работа Фрейда и оценка фрейдовской идеи
С середины девяностых разрабатывал психоанализ – психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное.
Самым загадочным в психоанализе является понятие «сублимация», отклонения влечения от своей цели, такая его «возгонка», когда эротические стремления становятся произведениями искусства.
Сублимация
– центральное понятие у Фрейда
в его психологической
(«Неудовлетворенность в культуре»).
Психоаналитическое
учение о культуре представляет собой
способ истолкования знаков, семиотику
или даже симптоматику культуры. Взгляд
Фрейда на искусство, религию, мораль –
взгляд врача, определяющего по симптомам
причины, характер и протекание заболевания.
Расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на сферу социальной психологии, различные области человеческой культуры – мифологии («Тотем и табу»), фольклор и другие, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза («Будущее одной иллюзии»).
В 1900 году выдвинул общепсихологическую теорию строения аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными влечениями.
В
1902 работы Фрейда уже получили признание,
и он был назначен профессором
невропатологии Венского университета;
этот пост он занимал вплоть до 1938. В
1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден
был покинуть Вену. Побег из Вены и возможность
временно обосноваться в Лондоне были
организованы английским психиатром Эрнстом
Джонсом, греческой принцессой Марией
Бонапарт и послом Соединенных Штатов
во Франции Уильямом
Буллитом.
Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложности развития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы, задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположение базировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений и неврозов.
В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.
Затем
теория либидо была применена к изучению
формирования характера
(1908) и, вместе с теорией нарциссизма, к
объяснению шизофрении (1912). В
1921, в основном для того, чтобы опровергнуть
концепции Адлера, Фрейд описал ряд применений
теории либидо к изучению феноменов культуры.
Затем он попытался использовать понятие
либидо как энергии сексуального инстинкта
для объяснения динамики таких социальных
институтов, как армия и церковь, которые,
будучи ненаследственными иерархическими
системами, отличаются в ряде важных аспектов
от других социальных учреждений.
К
1908 Фрейд имел последователей по всему
миру, что позволило ему организовать
1-й Международный конгресс психоаналитиков.
В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое
общество. Быстрое распространение движения
придало ему не столько научный, сколько
вполне религиозный характер. Влияние
Фрейда на современную культуру поистине
огромно. Несмотря на то, что в Европе оно
пошло на спад, психоанализ остается основным
психиатрическим методом, применяемым
в США и (в меньшей степени) в
Великобритании.
Остановимся поподробнее на фрейдовском понимании религии. Он пишет: если долгое время живешь внутри какой-то определенной культуры и не раз принимался исследовать, какими были ее истоки и пути развития, то рано или поздно приходит искушение обратить взор в другом направлении, то есть какая судьба предстоит этой культуре в будущем.
Фрейд указывает, что подобное разыскание с самого начала оказывается во многих отношениях ущербным. Прежде всего, потому, что лишь немногие люди могут обозреть человеческую деятельность во всех ее разветвлениях. Во- вторых, потому что такого рода суждения субъективные упованиям индивида играют роль, которую трудно переоценить. Наконец, дает о себе знать то примечательное обстоятельство, что люди, в общем, и целом пережили свою современность как бы наивно, не отдавая должного ее глубинному содержанию: им надо сперва неким образом взглянуть на нее со стороны.
Человеческая
культура – по Фрейду это то, в
чем человеческая жизнь возвысилась
над своими биологическими обстоятельствами,
и чем она отличается от жизни
животных, – обнаруживает перед
наблюдателем, как правило, две стороны.
Одна охватывает, во-первых, все накопленные
людьми знания и умения, позволяющие им
овладеть силами природы и взять у нее
благо для удовлетворения человеческих
потребностей, а во-вторых, все институты
необходимые для упорядочения человеческих
взаимоотношений и, особенно, для дележа
добываемых благ. Оба эти направления
культуры связаны между собой.
Во-первых, поскольку на взаимоотношения
людей оказывает глубокое влияние мера
удовлетворенности влечений; во-вторых,
поскольку отдельный человек сам может
вступать в отношения с другими по поводу
того или иного блага; и, в- третьих, поскольку
каждый отдельный индивид в принципе является
врагом культуры, которая, тем не менее,
должна оставаться делом всего человеческого
коллектива.
Примечательно, что как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они, тем не менее, ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможной современной жизни, как гнетущий груз.
Так создается впечатление, что культура есть нечто навязанное противящемуся большинству меньшинством, которое ухитрилось завладеть средствами власти и насилия. Напрашивается предположение, что проблемы не в самом существе культуры, а вызваны несовершенством ее форм. Эти недостатки нетрудно обнаружить. Если в деле покорения природы человечество шло путем прогресса, то и вправе ожидать еще большего в будущем. Но все сложнее в деле упорядочения человеческих отношений.
Хочется думать, что можно переупорядочить человеческое общество, после чего иссякнут источники неудовлетворенности культурой. Спрашивается только, достижимо ли подобное состояние. Скорее всего, всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений. Надо считаться с тем фактом, что у большинства лиц присутствуют антикультурные тенденции.
В своей массе люди не отказываются от влечений и не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа. И лишь благодаря влиянию образцовых индивидов они дают склонить себя к напряженному труду и самоотречению, от чего зависит существование культуры.
Но на это утверждение Фрейда можно возразить, что когда-нибудь новое поколение будет воспитано так, что добровольно принесут ей жертвы, трудясь и отказываясь от удовлетворения своих влечений. Но это зависит от того порядка, при котором человек формировался бы в нужном направлении, причем с детства.
Можно сомневаться в реализации этого плана, но нельзя оспаривать величие его; его значимость для человеческой культуры. По всей вероятности, определенный процент человечества – из-за болезненных задатков или чрезмерной силы влечения – навсегда останется асоциальным, но если бы удалось сегодняшнее враждебное культуре большинство превратить в меньшинство, то было бы достигнуто очень многое.
С
осознанием того, что всякая культура
покоится на принуждении к труду
и на отказе от влечений, а потому
неизбежно вызывание
Стало ясно, что сами блага, средства их получения и порядок их распределения не могут быть главным содержанием культуры. Ибо им угрожает бунт и разрушение части культуры. Рядом с благами выступают средства, способные служить защите культуры – средства принуждения. Эти средства второго рода можно охарактеризовать как психологическим арсеналом культуры.
Различные древние лишения – они общие для всех, они все еще действуют, все еще составляют ядро враждебных чувств к культуре. Речь идет об импульсивных желаниях: инцеста, каннибализма, кровожадности. Отношение культуры к этим древним импульсным желаниям не одинаково; лишь каннибализм всеми отвергнут.
Информация о работе Понимание религии Фрейдом и некоторые проблемы современности