Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:36, реферат
Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства и в этом статусе выполняет функцию «президента всех россиян», независимо от того, каким (в процентном отношении) оказалось большинство населения России, проголосовавшего за избрания президента, и как проголосовали избиратели в том или ином регионе. Президент- первый среди государственных должностных лиц. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях
Введение……………………………………………………………..3
Конституционно-правовые основы полномочий Президента Российской Федерации …………………………….. ……….…….5
Администрация Президента Российской Федерации: порядок формирования и должностной состав……………………………10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт экономики и Управления
Кафедра экономики
Реферат
По дисциплине: политология
на тему:
Полномочия президента России и эффективность
власти
Выполнил: ст. гр. НН-07-4
Гомбоева А.К.
Проверил:
Жбанова Е. А.
Чита 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 году. И в том же году, 12 июня на этот пост всенародным голосованием был избран Б. Н. Ельцин. В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой и гарантом Конституции российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В этом случае:
Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства и в этом статусе выполняет функцию «президента всех россиян», независимо от того, каким (в процентном отношении) оказалось большинство населения России, проголосовавшего за избрания президента, и как проголосовали избиратели в том или ином регионе. Президент- первый среди государственных должностных лиц. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившихся международной практики, это означает, что заявления президента, его акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях.
Первая и главная функция президента России - быть гарантам Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он должен следить за тем, чтобы все органы власти выполняли свои конституционные обязанности, прежде всего в интересах народа России, каждого ее гражданина. Для этого президент обязан обращаться к федеральному органу власти и органу власти субъекта Федерации с предложениями привести свои действие в строгое соответствие с Конституцией. Президент не может оставаться безучастным, если хотя бы один орган государственной власти нарушает Конституцию, тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.
Столь
же широко сформулирована в Конституции
РФ функции президента по охране суверенитета
РФ, ее независимости и государственной
целостности. Президент не только вправе,
но и просто обязан принять меры, вплоть
до применения самого широкого принуждения
на законной основе, если на территории
государства действуют организованные
преступные банды или незаконные вооруженные
формирования, от которых исходит прямая
и реальная угроза безопасности государства
и правам человека в мирное время.
КОНСТИТУЦИННО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ПОЛНОМОЧИЙ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Становление
и развитие Российской Федерации
в 90-х годах XX века характеризовалось
системным кризисом, одной из составляющих
которого стало нарушение политического
баланса между федеральным
Эта ситуация еще более усиливает актуальность исследования, которая обусловлена следующими обстоятельствами:
Объектом исследования выступает институт полномочных представителей Президента РФ, обеспечивающий реализацию главой государства своих конституционных полномочий и способствующий повышению эффективности деятельности органов государственной власти и управления. Предметом исследования являются приоритеты и особенности функционирования института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в условиях реформы органов государственной власти.
Научная гипотеза исследования состоит в том, что институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, доказав свою востребованность и политическую жизнеспособность, является важной составляющей реформирования системы государственной власти и управления современной России, причем в процессе оптимизации деятельности института его политическая роль в перспективе будет возрастать, внося определенные коррективы в его институционализацию, сущность, направления, формы и методы работы.
Президент и Правительство Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 78 Конституции, обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. Естественно, что многие из вверенных ему полномочий глава государства реализует с помощью должностных лиц и органов, в ряде случаев прямо указанных в Конституции.
Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости и целостности государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эту статью часто называют «набором скрытых полномочий Президента»
До принятия Конституции 1993 г. Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти, не обладающий, однако, полномочиями устанавливать основные направления внутренней и внешней политики и не являющийся главой государства. В соответствии с Конституцией 1993 г. Президент - глава государства, занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Как справедливо подчеркивает Е.И. Козлова, данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. В Конституции заложена «система сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей: «каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента». Так, Президент путем применения координирующих полномочий в отношении органов исполнительной власти обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Таким образом, разделив страну на федеральные округа, Президент РФ действовал в пределах своих конституционных правомочий определять основные направления внутренней политики и обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, закрепленных в ч.ч. 2, 3 ст. 80 Конституции РФ. Цель создания данной специальной единицы деления государства видится в необходимости оптимизации функционирования в Российской Федерации системы территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, равно как для усиления контроля за системой территориальных органов федеральными органами исполнительной власти.
Конституционность
создания непосредственно института полномочного
представителя Президента в федеральном
округе также не вызывает сомнений. Конституция
РФ позволяет выстраивать президентские
структуры в любом направлении по личному
усмотрению Президента. Это - Администрация
Президента РФ, Совет безопасности, полномочные
представители Президента. В Конституции
для этого предусмотрены и организационные
возможности. Так, пункт «к» ст. 83 предусматривает,
что Президент РФ назначает и освобождает
своих полномочных представителей. «Без
ограничения сферы деятельности таких
представителей они могут быть назначены
практически всюду - от федеральных министерств
и ведомств до муниципальных образований»
В
Конституции не закреплены понятие
и определение «федерального
округа», а также понятия, определения
и правомочности института полномочного
представителя Президента РФ в федеральном
округе. Некоторые правоведы на основании
этого делают вывод о том, что в обход Конституции,
декларирующей единственно возможное
и правомерное деление Российской Федерации
на субъекты Российской Федерации, управляемые
органами, образуемыми органами государственной
власти Российской Федерации, произвел
некое альтернативное деление Российской
Федерации и в этом ключе образовал новый
институт государственной власти, призванный
управлять вышеозначенными единицами
альтернативного деления Российской Федерации.
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
И ДОЛЖНОСТНОЙ СОСТАВ
Как отмечалось Органы государственного управления образуются в установленном законодательством порядке — как правило, путем назначения.
Нынешний
год ознаменовался
Специфику любого государственного органа составляет то, что он осуществляет задачи и функции управления. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Информация о работе Полномочия президента России и эффективность власти