Полномочия президента России и эффективность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства и в этом статусе выполняет функцию «президента всех россиян», независимо от того, каким (в процентном отношении) оказалось большинство населения России, проголосовавшего за избрания президента, и как проголосовали избиратели в том или ином регионе. Президент- первый среди государственных должностных лиц. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Конституционно-правовые основы полномочий Президента Российской Федерации …………………………….. ……….…….5
Администрация Президента Российской Федерации: порядок формирования и должностной состав……………………………10

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт  экономики и Управления

Кафедра экономики

  
 
 
 

Реферат

По дисциплине: политология

на тему: Полномочия президента России и эффективность власти 
 
 
 
 

                  Выполнил: ст. гр. НН-07-4                       

                                      Гомбоева А.К.

                  Проверил: Жбанова Е. А.  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Чита 2008

     СОДЕРЖАНИЕ 

    1. Введение……………………………………………………………..3
    2. Конституционно-правовые основы полномочий Президента Российской Федерации …………………………….. ……….…….5
    3. Администрация Президента Российской Федерации: порядок формирования и должностной состав……………………………10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Пост  Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 году. И в том же году, 12 июня на этот пост всенародным голосованием был избран Б. Н. Ельцин. В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой и гарантом Конституции российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В этом случае:

  • Принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
  • Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
    • Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
 

      Правовое  положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства и в этом статусе выполняет функцию «президента всех россиян», независимо от того, каким (в процентном отношении) оказалось большинство населения России, проголосовавшего за избрания президента, и как проголосовали избиратели в том или ином регионе. Президент- первый среди государственных должностных лиц. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны  и в международных отношениях. Исходя из сложившихся международной практики, это означает, что заявления президента, его акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях.

      Первая  и главная функция президента России - быть гарантам Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он должен следить за тем, чтобы все  органы власти выполняли свои конституционные обязанности, прежде всего в интересах народа России, каждого ее гражданина. Для этого президент обязан обращаться к федеральному органу власти и органу власти субъекта Федерации с предложениями привести свои действие в строгое соответствие с Конституцией. Президент не может оставаться безучастным, если хотя бы один орган государственной власти нарушает Конституцию, тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.

      Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функции президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Президент не только вправе, но и просто обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНСТИТУЦИННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      Становление и развитие Российской Федерации  в 90-х годах XX века характеризовалось  системным кризисом, одной из составляющих которого стало нарушение политического  баланса между федеральным центром и субъектами РФ, что негативно сказалось на состоянии российской государственности, единстве и безопасности страны. Поиск более совершенных форм и методов построения системы государственной власти и управления привел политическое руководство страны к началу административного реформирования. Одной из составных частей данного процесса явилось образование нового административного звена - федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ.

      Эта ситуация еще более усиливает  актуальность исследования, которая обусловлена следующими обстоятельствами:

    • Необходимость изучения проблем, связанных с особенностями функционирования института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в условиях современного политического развития России, когда имеют место существенные изменения в государственном строительстве и системе власти в стране; набирает силу процесс укрепления вертикали власти и государственных структур; создаются объективные предпосылки для перехода к устойчивому развитию общества и государства;
    • В течение последнего десятилетия существенно изменились полномочия представителей главы государства, их политико-правовой статус, кадровый состав, соответственно и их политическая роль, что требует научного осмысления и взвешенных, объективных оценок;
    • Со времени появления института полномочных представителей Президента России, накоплен значительный опыт работы, в связи с чем назрела необходимость его изучения и обобщения, систематизации достигнутых результатов и определения неиспользованных возможностей, оптимизации деятельности в быстро меняющейся социально-политической обстановке, устранении выявленных недостатков, определении перспектив дальнейшего развития в условиях реформирования политической системы России;
    • Социально и политически значимой является необходимость сравнительного анализа функционирования полномочных представителей Президента РФ в различных федеральных округах. В этом смысле важно установить как некоторые общие доминанты, присущие этой деятельности, так и ее особенности в конкретном федеральном округе, в частности, в ЦФО. Такой анализ необходим в интересах политической науки и для решения практических задач.

       Объектом  исследования выступает институт полномочных  представителей Президента РФ, обеспечивающий реализацию главой государства своих конституционных полномочий и способствующий повышению эффективности деятельности органов государственной власти и управления. Предметом исследования являются приоритеты и особенности функционирования института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в условиях реформы органов государственной власти.

      Научная гипотеза исследования состоит в том, что институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, доказав свою востребованность и политическую жизнеспособность, является важной составляющей реформирования системы государственной власти и управления современной России, причем в процессе оптимизации деятельности института его политическая роль в перспективе будет возрастать, внося определенные коррективы в его институционализацию, сущность, направления, формы и методы работы.

      Президент и Правительство Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 78 Конституции, обеспечивают осуществление полномочий федеральной  государственной власти на всей территории России. Естественно, что многие из вверенных ему полномочий глава государства реализует с помощью должностных лиц и органов, в ряде случаев прямо указанных в Конституции.

      Согласно  ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, Президент является гарантом  прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости и целостности государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эту статью часто называют «набором скрытых полномочий Президента»

      До  принятия Конституции 1993 г. Президент  определялся как высшее должностное  лицо и глава исполнительной власти, не обладающий, однако, полномочиями устанавливать  основные направления внутренней и  внешней политики и не являющийся главой государства. В соответствии с Конституцией 1993 г. Президент - глава государства, занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Как справедливо подчеркивает Е.И. Козлова, данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. В Конституции заложена «система сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей: «каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента». Так, Президент путем применения координирующих полномочий в отношении органов исполнительной власти обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

      Таким образом, разделив страну на федеральные  округа, Президент РФ действовал в  пределах своих конституционных  правомочий определять основные направления внутренней политики и обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, закрепленных в ч.ч. 2, 3 ст. 80 Конституции РФ. Цель создания данной специальной единицы деления государства видится в необходимости оптимизации функционирования в Российской Федерации системы территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, равно как для усиления контроля за системой территориальных органов федеральными органами исполнительной власти.

      Конституционность создания непосредственно института полномочного представителя Президента в федеральном округе также не вызывает сомнений. Конституция РФ позволяет выстраивать президентские структуры в любом направлении по личному усмотрению Президента. Это - Администрация Президента РФ, Совет безопасности, полномочные представители Президента. В Конституции для этого предусмотрены и организационные возможности. Так, пункт «к» ст. 83 предусматривает, что Президент РФ назначает и освобождает своих полномочных представителей. «Без ограничения сферы деятельности таких представителей они могут быть назначены практически всюду - от федеральных министерств и ведомств до муниципальных образований»  

      В Конституции не закреплены понятие  и определение «федерального  округа», а также понятия, определения и правомочности института полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Некоторые правоведы на основании этого делают вывод о том, что в обход Конституции, декларирующей единственно возможное и правомерное деление Российской Федерации на субъекты Российской Федерации, управляемые органами, образуемыми органами государственной власти Российской Федерации, произвел некое альтернативное деление Российской Федерации и в этом ключе образовал новый институт государственной власти, призванный управлять вышеозначенными единицами альтернативного деления Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АДМИНИСТРАЦИЯ

ПРЕЗИДЕНТА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ДОЛЖНОСТНОЙ СОСТАВ 

      Как отмечалось Органы государственного управления образуются в установленном законодательством порядке — как правило, путем назначения.

      Нынешний  год ознаменовался существенными  изменениями в структуре Правительства  РФ и, естественно, это не могло не коснуться Администрации Президента. В марте-апреле были утверждены новые положение, структура и состав Администрации.

      Специфику любого государственного органа составляет то, что он осуществляет задачи и  функции управления. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Информация о работе Полномочия президента России и эффективность власти