Полномочия президента РФ в законодательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
1.Основные полномочия Президента РФ
2.Место Президента РФ в системе органов государственной власти
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по КПРФ Полномочия президента РФ в законодательном процессе.docx.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

 

      ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС 

     2.1 Компетенция и полномочия Президента  РФ в законодательном процессе 

     Изучим основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе и определим его компетенцию в нем.

     Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права.

     Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.

       Важно отметить, что в отличие  от верховных судов Российской  Федерации, которые наделяются  правом законодательной инициативы  по предметам их ведения, главу  государства Основной закон не  ограничивает10. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко11. Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.

     Право вето. Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

     К сфере исключительной компетенции  Президента Российской Федерации относится  право роспуска Государственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать в контексте логического продолжения права вето12.

     Подписание  Президентом принятого Федеральным  Собранием закона – еще одна форма его участия в законодательной деятельности и завершающей стадии законодательного процесса13.

     Ежегодное послание Президента России – это  особая разновидность официального политико-правового документа и  относится к актам президента, а значит, может трактоваться как определенные полномочия Президента в законодательном процессе14.

     В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной  власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер15.

     Также надо отметить, что юридическая природа указов и распоряжений Конституцией РФ не формализована и потому нуждается в отдельном рассмотрении. Этому рассмотрению будет посвящена следующая часть нашей работы. 

 

      2.2 Юридическая природа правовых  актов Президента РФ 

     Исключительное  законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Кроме Президента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органов государственной власти.

     Указы и распоряжения Президента - это  властные акты, обязательные для исполнения на всей территории России.

     Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов.

     Часть первая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемых Президентом страны, в которые облекаются его властные решения. Они могут быть нормативными и индивидуальными.

     К нормативным актам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

     К индивидуальным актам относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

     Указами главы государства оформляются:

     - решения нормативного характера;

     - решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации;

     - о гражданстве;

     - предоставлении политического убежища;

     - награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, Российской Федерации;

     о помиловании16.

     Распоряжениями  Президента оформляются, как правило, решения по текущим – кадровым, оперативным, кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования Администрации Президента Российской Федерации17.

     Такое разграничение между указами  и распоряжениями установлено распоряжением  Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, которым утвержден также «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации». Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а также связанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указом от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации"18.

     Можно сделать вывод, о том, что в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве19.

       Исправлять это положение приходится Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

     Таким образом, подведем очередные промежуточные выводы нашей работы:

     - законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето;

     - в целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер;

     - исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента - это властные акты, они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;

     - издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента;

     - в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный орган, ввиду длительности процесса законотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту страны. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Теперь, в соответствии с поставленными  целями и задачами, подведем основные выводы настоящей курсовой работы.

     Основные  полномочия Президента РФ можно разделить  на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе.

     Формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей. Таким образом, Президент обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию и полномочия в сфере правотворчества.

     Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето. В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, направлены на обеспечение осуществления полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер.

     Исключительное  законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения, причем они не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента.

     В то же время, в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный орган, не успевает регулировать все актуальные для страны проблемы. В этом случае это делает Президент. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Нормативные акты
  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. - № 4. – ст. 445.
  1. Специальная литература.
  1. Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. – 346 с.
  1. Алисова Г.А. История государства и права. – М.: Спутник+, 2006. – 230 с.
  2. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2006. – 340 с.
  3. Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. – 280 с.
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.
  5. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с.
  6. Кашин Б.В. Российское конституционное право. – М.: Факт, 2007. – 340 с.
  7. Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140 с.
  8. Любарская В.П. Законодательные органы Российской Федерации. – М.: ВИРТ, 2007. – 210 с.
  9. Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. – 280 с.
  10. Смоленский М.Б. Основы права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 450 с.
  11. Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. – 170 с.
  12. Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. - № 5. – С. 34-39.
  13. Ярин Г.О. Российское право. – М.: АРТ-ПРОФ, 2008. – 450 с.

Информация о работе Полномочия президента РФ в законодательном процессе