Полномочия президента РФ в законодательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
1.Основные полномочия Президента РФ
2.Место Президента РФ в системе органов государственной власти
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по КПРФ Полномочия президента РФ в законодательном процессе.docx.doc

— 91.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     Полномочия  президента России в законодательном  процессе 

 

      Содержание 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти

    1. Основные полномочия Президента РФ
    2. Место Президента РФ в системе органов государственной власти

ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС

2.1 Компетенция  и полномочия Президента РФ  в законодательном процессе

2.2 Юридическая  природа правовых актов Президента  РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Наша  работа посвящена изучению роли президента России в законодательном процессе страны.

     Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

       В настоящее время роль Президента  РФ в системе органов государственной  власти чрезвычайно высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность нашей работы.

     Цель  нашей работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.

     В соответствии с поставленной целью  выделяются следующие задачи работы:

     - рассмотреть роль Президента  Российской Федерации в системе  органов государственной власти  РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;

     - выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента;

     Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.

     При подготовке настоящей работы мы пользовались специальной литературой таких  авторов как В. Адамов, М. Баглай, Г. Виев, Е. Козлова, В. Круглова, В. Любарской, А. Мишарина, В. Таркова и других. Анализ этих трудов позволяет нам сделать вывод о том, что роль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена в отечественном праве.

     Кроме того мы пользовались текстами некоторых, важных для контекста нашей работы, нормативных документов Российской Федерации.  

 

      ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ  РОССИИ: полномочия, место в системе  органов власти 

     
    1. Основные  полномочия Президента РФ
 

     Для того, чтобы понять роль и место  полномочий президента России в законодательном  процессе, нам представляется необходимым  вначале дать краткий обзор всем, конституционно закрепленным, полномочиям этого должностного лица.

     Итак, основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп1:

     - полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность;

     - полномочия Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального собрания;

     - полномочия Президента РФ в области внутренней политики;

     - полномочия президента РФ в области обороны и внешней политики;

     - другие полномочия Президента РФ.

     Обозначим основные полномочия Президента согласно действующим нормативным актам  Российской Федерации, к ним относятся2:

     - назначение Председателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента);

     - право председательствовать на  заседаниях Правительства РФ;

     - право принятия решения об отставке правительства РФ;

     - представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении его с должности;

     - право назначения на должность и освобождение от неё заместителей Председателя Правительства России, а также федеральных министров;

     - представление Совету Федерации  кандидатуры для назначения на  должности судей Высших судов Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации;

     - внесение в Совет Федерации  предложения об освобождении  от должности Генерального прокурора  Российской Федерации;

     - право назначать судей других  федеральных судов;

     - формирование Совета Безопасности;

     - утверждение военной доктрины  Российской Федерации;

     - формирование Администрации Президента РФ;

     - назначение и освобождение полномочных представителей РФ;

     - назначение и освобождение высшего  командования Вооруженных сил  РФ;

     - назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

     - назначение выборы в Государственную Думу;

     - право роспуска Госдумы РФ;

     - право назначения референдума;

     - право внесения законопроект в Государственную Думу;

     - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

     Кроме того действующим законодательством  оговариваются отдельные вопросы, связанные с осуществлением полномочий Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики, в сфере обороны, а также другие полномочия Президента РФ3.

     Каждая  из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами:

     - в правовых формах, посредством издания указов и распоряжений, определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур;

     - разработкой федеральных программ;

     - проведении различного рода организационных мероприятий;

     - встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий иных общественных объединений и др.4.

     Как мы видим, полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур5.

     В целом, Конституция предоставила главе  государства все необходимые полномочия для управления государственными делами. В связи с этим фактом, можно говорить об особом месте Президента РФ, в системе органов государственной власти России, которое мы рассмотрим в дальнейшем изложении.  

     
    1. Место Президента РФ в системе органов государственной власти
 

     Изучим  место Президента РФ в системе  органов государственной власти России.

     Сразу оговоримся, что в Конституции  РФ нет прямого определения характера  государственной власти в России, однако большинство специалистов склоняется к мысли о том, что в России сложилась система президентской республики.

     Отметим здесь, что президентская республика подразумевает четкое разделение двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Исходя из того факта, что в руках Президента РФ, в том числе, сосредоточены и некоторые законодательные функции (о чем мы поговорим ниже), Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой6.

     В то же время, наверное, нельзя говорить о том, что власть Президента в РФ, никем и ничем не ограничена, напротив – действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, которые защищают Российский государственный строй от впадения в различного рода деспотические режимы. В этом контексте важна, уже традиционная для современного российского права теория и практика разделения властей.

     Итак, формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей7 власти.

     Напомним, что в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента8.

     Статус  президента РФ как главы государства  проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы  государства сформулированы в ст. 80 Конституции РФ, установившей его  дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно9.

       Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы, отставки Правительства и многие др.

     Таким образом, подведем основные предварительные  итоги нашего изложения:

     - полномочия Президента Российской  Федерации весьма многочисленны  и закреплены, в основном в  статьях 83 – 90 Конституции России, а также в ряде законодательных  актов, относящихся к деятельности других государственных органов;

     - основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе;

     - дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей;

     - в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

       Выделение этих ветвей власти  не исключает, а предполагает  наличие такого органа, который  обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.

     Таким образом, мы рассмотрели основные полномочия Президента России в его роль и место в сфере органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию в сфере правотворчества. Эту компетенцию мы рассмотрим в дальнейшем изложении. 

Информация о работе Полномочия президента РФ в законодательном процессе