Политология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

В политологии под личностью понимается не отдельный индивид, и не индивидуальность как таковая, а совокупность вполне определенных, то есть повторяющихся, устойчивых, присущих многим индивидам, качеств Понятие личности делает акцент на «социальной компоненте» в человеке, которую он развивает, будучи представителем той или иной общности людей.

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Важный вопрос в философии прав человека - соотношение прав и обязанностей. Для <советской> точки зрения характерен следующий порядок: сначала обязанности, потом права; обязанности важнее прав. Классическая точка зрения иная; она выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других и требования морали. Отстаивая права, неверно забывать об обязанностях, действовать по принципу: <Я хочу, имею право и прошу мне их обеспечить, а там хоть трава не расти>.

Следующая проблема - соотношение  прав народа и отдельной личности. Демократический подход к этому  соотношению выражается в положении: права человека имеют приоритет над правами народа. К тому же <права народа> - понятие очень неопределенное. Им зачастую пользуются политиканы в своих корыстных интересах. Где права, там и ответственность... А могут ли быть ответственны целые народы?

В России, как и во многих других странах, существует традиция поверять правовые нормы моральными, за юридическими отношениями видеть отношения нравственные. Права человека полезно тесно связывать с уровнем нравственной, правовой воспитанности, образования людей, их реализующих. Право на свободу демонстраций может у людей неорганизованных, озлобленных, мстительных вылиться в участие в кровавых уличных беспорядках, а свобода слова - в публичные оскорбления политических противников.

И в заключение отметим несомненную зависимость реализации прав человека от уровня экономического развития страны. Право на жилище не может быть полностью осуществлено до тех пор, пока не построят много достаточно добротного жилья. То же можно сказать и о праве на труд, отдых, социальное обеспечение, <въезд-выезд>, свободное передвижение по стране и т.д.

 

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Российской конституцией гарантированы  следующие права человека:

  1. Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству):
    • право на жизнь (ст. 20)
    • право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
    • право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
    • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
    • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)
    • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
    • право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы (ст. 24, ч. 2)
    • право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
    • право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26)
    • право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)
    • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)
    • право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)
    • свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
    • свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)
    • право на информацию (ст. 29, ч. 4)
  2. Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц):
    • право на участие в управлении делами государства (ст. 32)
    • право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)
    • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)
    • право избирать и быть избранным (ст. 32)
    • право обращений в государственные органы (ст. 32)
    • право на информацию (ст. 29)
  3. Экономические (в числе социально экономических):
    • право на частную собственность (ст. 35, 36)
    • свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)
    • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37)
    • право наследования (ст. 35)
    • право на защиту от безработицы (ст. 37)
  4. Социальные (в числе социально экономических):
    • право на отдых (ст. 37)
    • право на социальное обеспечение (ст. 39)
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
    • право на образование (ст. 43)
    • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
    • право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)
  5. Культурные:
    • свобода творчества и преподавания (ст. 44)
    • право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ст. 44)
    • доступ к культурным ценностям (ст. 44)
  6. Экологические (выделяются из числа социально-экономических, но классификация признаётся не всеми исследователями):
    • право на благоприятную окружающую среду
    • право на достоверную информацию о её состоянии

Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод.

Права связаны с обязанностями. Обязанности гражданина Российской Федерации:

  • Соблюдение законов (п. 2 ст. 15)
  • не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод (п. 3 ст. 17)
  • заботиться о своих детях, их воспитании (п. 2 ст. 38)
  • по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (п. 3 ст. 38)
  • Основное общее образование обязательно (п. 4 ст. 43)[2]
  • Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (п. 4 ст. 43)
  • Охрана исторических и культурных памятников (п. 3 ст. 44)
  • Уплата налогов (ст. 57)
  • Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)
  • Защита Отечества (п. 1 ст. 59)

Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.

 

 

3. Политическая  социализация личности.

 

 

Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу, называется политической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обеспечивать стабильность общества и политической системы.

Политическая социализация — процесс включения личности в политику.

Существует  несколько трактовок процесса социализации. Их можно свести к следующим двум.

Индивид всегда находится в состоянии  конфликта с обществом, репрессирующего  его биологические побуждения и  инстинкты, с которыми он рождается. Социализация состоит в обуздании этих разрушительных для общества побуждений. Контроль общества над природными инстинктами создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. По сути, это деструктивный процесс. Он подразумевает разрушение и перестройку системы установок индивида на активность в окружающей среде. При этом разрушается эгоизм отдельной личности.

Социализация  означает включение индивида в социальную систему через обучение социальным ролям, постоянную адаптацию к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения. По сути, это конструктивный процесс. Он подразумевает создание (на «чистом листе») системы установок на социальные отношения. При этом конструируется коллективизм.

Различают две фазы этой политической социализации:

  • первая выражается в политической адаптации, т.е. интеграции индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре;
  • вторая - в политической интериоризации, т.е. включении политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. При этом понятие «политической социализации» шире, чем понятия «политическое воспитание» или «политическое просвещение», так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийное влияние и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций такие, которые отвечают ее внутренним представлениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным.

Критерии политического развития личности:

  • Наличие системы политических ценностей, норм
  • Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям
  • Степень активности в политической жизни
  • Уважение к другим взглядам и позициям
  • Общий уровень политической культуры
  • Способность включить других в политическую деятельность
  • Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике
  • Стабильность политических мотивов

С точки зрения уровней политической активности, различают личность:

  • гражданина с ничтожно малым политическим влиянием и активностью, отсутствием устойчивого интереса к политике вплоть до аполитичности. Согласно этой характеристике личность предстает почти исключительно как объект политики. По отношению к этому типу вполне применим афоризм: «Если Вы не занимаетесь политикой, политика все равно занимается Вами»;
  • гражданина - члена общественной организации или участника общественного движения, который опосредованно, т.е. через эту организацию, включен в политическую жизнь;
  • гражданина - члена сугубо политической организации (партии, политического союза и т.д.), который добровольно, по своей собственной воле, целенаправленно занимается политикой. Это тип политического активиста;
  • общественно-политического деятеля из числа крупных писателей, деятелей науки и культуры, которые благодаря своей популярности втягиваются в официальную политику в качестве ее оппонентов или приверженцев;
  • профессионального политика, для которого эта сфера выступает как источник «хлеба насущного», т.е. является основным (если не единственным) видом деятельности. Такого рода личность не мыслит себя вне политики;
  • политического руководителя высшей инстанции, т.е. организационного, идейного, формального (или неформального) лидера.

Агенты политической социализации — это институты, которые формируют политическую культуру. К ним относится прежде всего государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государство определяет важные параметры политической культуры: разрабатывает законодательные  нормы, определяющие политическое поведение граждан; формирует и закрепляет национальные политические символы; и т. д.

Большинство из названных агентов выполняют  свою функцию на поздних стадиях  социализации, когда основы политических знаний и моделей поведения уже заложены в сознание человека. На ранней стадии политической социализации эту роль выполняют семья, школа, ближайшее окружение, а также лидеры общественного мнения.



Информация о работе Политология