Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:03, контрольная работа
В политологии под личностью понимается не отдельный индивид, и не индивидуальность как таковая, а совокупность вполне определенных, то есть повторяющихся, устойчивых, присущих многим индивидам, качеств Понятие личности делает акцент на «социальной компоненте» в человеке, которую он развивает, будучи представителем той или иной общности людей.
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет»
имени Н.И. Вавилова
ФЗО по агрономическим и экономическим специальностям
Контрольная работа
По дисциплине:Политология
Выполнила:
Студентка 3 курса
Группа БС-31
Ларина Е.А.
Проверил:
Саратов 2013
1. Личность как субъект и объект политики
В политологии под личностью понимается не отдельный индивид, и не индивидуальность как таковая, а совокупность вполне определенных, то есть повторяющихся, устойчивых, присущих многим индивидам, качеств Понятие личности делает акцент на «социальной компоненте» в человеке, которую он развивает, будучи представителем той или иной общности людей. Поэтому личность - это, прежде всего совокупность тех социальных ролей, которые ей «предписывается» выполнять, исходя из вполне определенного социального статуса, занимаемого личностью. В тоже время личность обладает способностью формировать собственное отношение к действительности, что получило название направленности личности.
Во-первых, наличие у личности определенной «автономии» в обществе, способствующей формированию у нее устойчивых потребностей и интересов;
во-вторых, способность к целепоганию, то есть постановке и достижению целей и задач своей деятельности;
в-третьих, способность к волевым усилиям («политическая воля») для достижения поставленных целей;
в-четвертых, способность к самонаправленному поведению, то есть
поведению, ориентированному не только на внешние объекты, но и на самого себя как субъекта.
Процесс становления личности как
субъекта и тем более, качественные
состояния достигаемой «
По отношению к политической жизни, политике в целом субъектность личности может проявляться как то или иное сочетание информированности о политике, интереса к ней и конкретного политического участия. Согласно этим критериям в политологии выделяются следующие типы личностей (Е. Вятр):
«активисты» - активно ищущие информированные люди, положительно настроенные к участию в политической жизни;
«компетентные наблюдатели» - похожие по характеристикам на первых, но не стремящихся к активному участию (например, ученые, писатели и др.);
«компетентные критики» - информированные и интересующиеся, но их отношение к политике и власти является в целом отрицательным (критическим);
«пассивные граждане» - настроены, как правило, отрицательно или нейтрально по отношению к власти, не интересуются политикой, хотя могут быть и информированы о ней;
* «аполитичные и отчужденные» - мало что знают о политике, не интересуются ею, и настроены резко отрицательно к любому личному участию в политической жизни.
В основе другой типологии лежит различение двух видов отношения индивида к власти: автономного, когда власть ценится в силу каких-либо ее собственных достоинств, и инструментального, когда власть ценится в качестве средства достижения определенных целей; а также двух видов мотивов при «вхождении» человека во власть: эгоцентрических, направленных на собственную личность или ближайшее окружение, и социоцентрических, которые концентрируются на благе какой-либо более широкой группы людей (класса, нации, поселенческой общности) или общества в целом.
История показывает, если при социоцентрических мотивах, побуждающих людей активно участвовать в политике, подход к власти всегда инструментален (так как в ней видят средство для того, что бы что-то сделать для общества), то при эгоцентрических - проявляется как автономное, так и инструментальное к ней отношение. Понятно, что чрезвычайно широкое распространение в исторической практике получило сочетание инструменталистского и эгоцентрических подходов, когда люди ищут во власти средство для получения личных выгод. Такие люди ценят власть не саму по себе, а исходя из того, что она может им дать, хотя и могут осуществлять ее так, что это принесет выгоду какой-либо общности. Уже Аристотель утверждал, что человек, являясь социальным существом, не может не взаимодействовать с политической сферой жизни общества и что Homo sapiens (человек разумный) есть прежде всего Homo politicus (человек политический). Тем более в современном обществе человек, сформировавшийся в самостоятельную личность, не может не взаимодействовать с политикой.
В истории политических учений взаимодействия личности и политики прежде всего анализировались через призму субъект-объектных отношений, то есть прежде всего ставился вопрос о том, является ли человек, личность в политике субъектом (тем, кто воздействует) или объектом (тем, на кого воздействуют). В этой связи возникло два основных подхода.
Согласно
патерналистским (от лат. pater - отец), тоталитаристским
и вождистско-лидерским
Причину этого обычно усматривают в общей политической безграмотности, политической инертности и инфантильности, отсутствии способностей к политической деятельности у большинства членов общества, а также в некоторых социально-психологических особенностях людей (например, в недостаточной «воле к власти», в стремлении устраниться от ответственности и принятия решений, в желании перепоручить свои полномочия другим членам сообщества, в потребности в наставнике, учителе, вожде и т. д.).
С
точки зрения сторонников либерально-
Следует
заметить, что в этом процессе взаимодействия
личности и политики огромное значение
имеет специфика социально-
Необходимо также подчеркнуть, что по сравнению с другими субъектами политики - политическими группами, объединениями, партиями, движениями и институтами, личность является первичным субъектом: без человека, личности невозможно было бы существование иных (их называют вторичными) субъектов политической жизни общества.
Взаимодействие каждой конкретной личности с политической сферой жизни общества осуществляется в различных формах, с различной интенсивностью на разных этапах жизненного пути. Среди многообразных политических взаимодействий личности и общества наиболее важными являются те, которые систематически повторяются и длятся во времени (видоизменяются), то есть представляют собой длительный процесс. Особо важную роль в политической жизни общества играют: а) политическая социализация, в процессе которой человек «включается» обществом в политическую сферу; б) политическая адаптация, посредством которой личность сама приспосабливается, подстраивается, «включается» в социально-политическую сферу жизни; в) политическое участие, позволяющее личности сознательно и активно влиять на социально-политические процессы в обществе.
2. Права и свобода личности. Проблема прав человека в современном мире. Права человека в Конституции РФ.
Принадлежащие личности права и свободы можно разделить на три группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование, охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потребности, создать достойные для человека условия для существования.
Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти, право объединяться в общественно-политические организации, право на проведение митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государственными и общественными делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию человека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки для его политического участия, развития общественно-политической активности.
Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др.). Осуществление их способствует созданию условий для свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человеческая жизнь невозможна.
По окончании второй мировой войны многим стало понятно, что если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, сохраняется угроза вовлечения человечества в кровавые <разборки>: мятежи, войны, карательные акции. Как правило, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, они стремятся расширить свое влияние на другие страны. Подавление прав человека в отдельных странах - тлеющий источник кризиса, в который может быть вовлечена значительная часть планеты. Поэтому страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей.
Один из самых важных документов, вобравший в себя многовековые чаяния людей во всех уголках планеты, - Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Ее значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформулированы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).
В последующем мы достаточно подробно рассмотрим содержание Всеобщей декларации как основного документа по правам человека в мире, а здесь отметим, что эта Декларация объявляет всех людей свободными и равными в своем достоинстве и правах. Она провозглашает ряд прав человека, которые можно разбить на две большие группы: 1) гражданские и политические права и 2) социальные, экономические и культурные права. Самое правильное - не разделять эти права на более важные и менее важные. В прошлые годы такой <классификацией> увлеченно занимались как у нас, так и в цивилизованных странах.
Советские пропагандисты утверждали, что важнее социальные, экономические и культурные права - на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, образование и т.д., потому что именно они гарантируют благополучие существования человека. При этом утверждалось, что у нас эти права обеспечены в полной мере.
Западные пропагандисты
Разумеется, не было недостатка во взаимных (во многом справедливых) обвинениях: с <той> стороны - в подавлении свободы слова, совести, демонстраций и т.п., а с <этой> - в массовой безработице, заброшенности пенсионеров, толпах бездомных и т.п.
Теперь в нашей стране день ото дня оказывается все меньше препятствий для осуществления политических и личных прав и свобод граждан, но зато стали явью безработица, многочисленные бомжи (люди без определенного места жительства), пенсионеры, спасающиеся от голода с помощью благотворительных столовых, брошенные, бесприютные дети, индустрия проституции, организованная преступность, миллионные доходы одних на фоне голодного прозябания других...
Однако затронутый выше вопрос - лишь один из многих, ответы на которые составляет современное понимание прав человека в цивилизованных, свободных странах. Об этом следует поговорить, потому что есть и другие представления о свободе личности - в странах, подобных Северной Корее, где регламентирован практически каждый шаг человека, где люди вынуждены исповедовать одну политическую доктрину, поклоняться <великому вождю>, получать строго нормированные товары и при этом выражать глубокую благодарность <за счастливую и радостную жизнь>. И наша страна не так давно испытала все эти прелести.
Итак, первое, что нужно понять, - права человека реальны только в правовом государстве.
Очень важное обстоятельство: права человека не создаются государством, а по существу присвоены личности, являются для нее естественными. Без этих прав и свобод личность не может иметь чести и достоинства, она превращается в рабское, убогое существо, достойное только жалости.
Центральное положение философии прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство человека никогда не может быть принесено в жертву интересам государства. Наоборот, государство должно быть защитником прав личности. Но, обеспечивая осуществление прав человека, государство, если оно правовое, не должно предписывать, как человеку поступать, что ему делать, к чему стремиться. Достойное поведение, образ жизни человек выбирает себе сам. Если же государство вмешивается в это, оно становится нарушителем гражданских прав.