Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 07:40, контрольная работа
Политология — одна из самых традиционных наук, ибо она изучает политику и власть, а, как известно, данные проблемы занимали умы людей и в Древней Греции, и в средневековых королевствах . Как самостоятельная наука политология возникла в последней трети ХIХ века. К этому времени были накоплены определенные предпосылки для ее формирования.
18
Глава 1. Понятие современной политической науки
Политология — одна из самых традиционных наук, ибо она изучает политику и власть, а, как известно, данные проблемы занимали умы людей и в Древней Греции, и в средневековых королевствах[1]. Как самостоятельная наука политология возникла в последней трети ХIХ века. К этому времени были накоплены определенные предпосылки для ее формирования.
Во многих странах Западной Европы и Северной Америки складываются основы буржуазной демократии и возникает внутренняя потребность в науке, которая бы изучала политические основы этого общества и помогала бы ему совершенствоваться. Процесс демократизации не был гладким, общество сотрясали социальные конфликты и революции, которые также необходимо было осмыслить с научной точки зрения. Значительно усложнилась политическая структура, оформились активные субъекты политической жизни, которые вовлекали в нее все большее количество граждан. Кроме того, сами общественные науки накопили такое количество знаний о политике, что возникла внутренняя потребность их отпочкования и самостоятельного развития.
Политология относится к самым современным общественным дисциплинам, поскольку свое цельное оформление и самостоятельное место в системе наук приобрела только в XX веке. Знакомство с политологией целесообразно начать с предмета ее изучения.
Большинство исследователей предметом политологии считают изучение явлений в сфере властных отношений между людьми. Наиболее активными участниками этих политических взаимодействий выступают институты публичной власти, прежде всего государство, общество и индивид.
Таким образом, политологию можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, проводимую через взаимодействие институтов публичной власти, общества и индивида.
Политика и власть - важнейшие сферы современной жизни. Они распространяются на все общество и на каждого отдельного человека. На Западе существует даже афоризм: «Если современный человек не интересуется политикой и властью, то они сами поинтересуются им»[2]. Подмечено очень точно. Сегодня просто нет человека, который мог бы сказать, что он находится вне воздействия политики и власти. Даже если он сам считает себя аполитичным, он все же не может не принимать во внимание и не выполнять решения политических властей. К примеру, участвовал или нет гражданин современной России в референдуме по Конституции РФ, в выборах президента или Государственной Думы, признает или отрицает положения Конституции и решения властей, но он вынужден строить свою жизнь в соответствии с ними. Такова сила политической власти. Грамотность в политике дает человеку возможность участвовать в ней, а в демократичном обществе - еще и формировать уклад жизни всего общества и своей собственной. Непонимание деятельности господствующих политических структур или сознательное игнорирование их осложняет жизнь человека, влечет за собой отчуждение его от общества.
Конечно, среди подавляющего большинства людей доминирует обыденное понимание политики и власти, поверхностное суждение о них. Так, широко распространенным является убеждение, согласно которому многие люди считают себя достаточно компетентными в вопросах функционирования политики властей. Доля истины в этом, может быть, и есть. Но все-таки больше в этом надуманности, ибо личностный опыт гражданина обычно сводится к роли “потребителя” политики власти, а не ее творца. В обыденном понимании политика и власть отождествляются с ограничениями, отчуждением, насилием. Научный подход к политике, проводимой властями, требует понимания того, что политические явления, процессы, действия обладают своей спецификой, обставлены множеством законов. Охватить и познать все это «среднему» человеку, не специалисту, очень трудно.
Политологические понятия и оценки, воздействие политологии на жизнь современного общества становятся все более распространенными и существенными. Это свидетельствует о наличии многообразных связей этой науки с обществом, о выполнении ею ряда важных функций. Выделим пять наиболее очевидных.
Мировоззренческая функция - состоит в том, что политология формирует определенный взгляд на развитие общества, взаимоотношения внутри организованного в политическую форму общества, на место человека в политически оформленном мире. Как учебная дисциплина она обучает теории и практике политической деятельности.
Познавательная функция - связана с изучением тенденций политического развития, политических явлений, процессов, событий. Политологические исследования обогащают общество новыми знаниями о политической действительности. Эта наука помогает людям лучше узнать общество, в котором они живут.
Управленческая функция - обеспечивается тем, что политология, вскрывая тенденции политического развития, вооружает общество, и особенно властные структуры, такой информацией, какая способствует эффективному политическому руководству и управлению общественными делами. Политология помогает выработке политических решений, участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам управления вообще, по решению отдельных политических проблем.
Воспитательная функция - выражается в утверждении определенной политической культуры общества с конкретными правилами, традициями политического поведения. Воспитание цивилизованной политической культуры особенно важно в ходе политической социализации личности, в процессе формирования гражданина. Политическая культура тесно связана с идеологией и вместе с ней активно влияет на поддержание устойчивости политической системы данного сообщества.
Прогностическая функция - реализуется в разнообразных научно обоснованных прогнозах общественного развития, концепциях политических изменений, рекомендациях о характере реакции на конкретные политические ситуации. Политологический прогноз занимает все большее место в системе мер по управлению обществом[3].
Роль политологии особенно возрастает в условиях реформируемого общества, когда приходится вносить серьезные изменения в структуру политической системы, в содержание политического процесса и характера власти. Политология помогает решать возникающие на этом пути все новые и новые проблемы, регулировать общественное сознание и контролировать политическое поведение различных групп населения. Именно в такой ситуации находится современная Россия.
Пройдя долгий путь развития, в прошедшем столетии политическая мысль оформилась в виде цельной науки, получившей общественное признание и в XXI веке. Являясь наукой о политике и власти, политология имеет свой собственный предмет познания и объект воздействия. Через анализ политической системы, политических отношений, результатов политического процесса политология углубляет представления о современном обществе, содействует его совершенствованию.
В последние десятилетия она быстро распространяется в цивилизованном мире, оказывает возрастающее влияние на политическую практику.
Становление политологии как самостоятельной науки стало возможным в значительной степени благодаря накоплению и совершенствованию различных методов исследований сферы политики и власти.
Словари определяют их как способы и приемы, которые данная наука использует при исследовании своего предмета. Направленность исследования, его критерии оценок или, другими словами, поиск опорных точек при осмыслении политических явлений определяются мировоззренческими принципами. Совокупность научных методов и принципов представляет собой различные направления, или подходы, в современной политической науке. Классификации их чрезвычайно разнообразны, но наиболее значимыми можно считать следующие устоявшиеся направления.
Нормативно-ценностный подход - предполагает оценку политических явлений с точки зрения их соответствия сложившимся представлениям о добре и зле, справедливости, общем благе и тому подобным нравственным критериям. Этот подход ориентирует на выработку идеала политического устройства и способов его осуществления в жизни. Он требует исходить из должного или желаемого, из этических норм и ценностей и на их основе строить политическую жизнь. Это один из самых древних подходов: он лежал в основе конфуцианства и его политического осмысления мира, им пользовались древнегреческие мыслители, в значительной степени на него опирались представители эпохи Просвещения с их стремлением к созданию гуманистической организации власти. В сочетании с другими нормативно-ценностный подход не утратил своего значения и сегодня, так как он вносит в политологию нравственное начало, без которого наука может стать опасным орудием. Особенно широко им продолжают пользоваться представители ценностного консерватизма и христианские демократы, которые оценивают политические явления, прежде всего через призму их соответствия морально-нравственным и религиозным устоям общества.
Однако еще в XIX веке нормативно-ценностный подход стал подвергаться серьезной критике. В его русле часто рождались различного рода утопии, ведущие к умозрительным и надуманным политическим проектам, не имеющим под собой реальной почвы. Его главный недостаток - это оторванность идеалов от конкретной политической жизни.
Социологический подход - предполагает выяснение всесторонней зависимости политики от общества, от его социально-экономического состояния, от взаимоотношения различных слоев социальной структуры. Социологические методы по праву занимают одно из центральных мест в политической науке, показывая закономерность связей и взаимообусловленность политики и всех других сфер общественной жизни. Однако абсолютизация данного подхода ведет к умалению значения природы собственно политических механизмов.
Позитивистский подход (позитивизм - положительное знание). Отдельные элементы его использовались с древности, но как научный подход позитивизм сложился в XIX веке и связан с именем Огюста Конта (1798—1857). Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе фиксированием точных связей между конкретными явлениями, политическими функциями и институтами. Другими словами - акцентировать внимание на реальностях, на конкретных процессах, а не на отвлеченных идеях и теориях. Для их исследования Конт предлагал использовать позитивные методы: наблюдения, сравнения, историзма и эксперимента. Методы наблюдения должны придавать материалам исследования характер объективности. Сравнительные методы позволяют сопоставлять политическую жизнь народов, живущих в одно время. Исторический метод дает возможность проследить эволюцию последовательных различных состояний человечества. Эксперимент позволяет смоделировать на основании позитивных знаний различные политические ситуации.
Позитивизм оказал очень большое влияние на развитие политической науки и в обновленном виде используется сегодня как неопозитивизм. Его особенность - в акцентировании внимания на сциентизме (знание), т. е. на точности методов политического анализа, их максимальной математизации и сближении с методами естественных наук. Для этого неопозитивисты считают необходимым дистанцироваться от идеологий и каких-либо иных политических влияний[4].
Параллельно с позитивизмом в XIX веке сформировался утилитаризм (полезность). Его основоположниками стали И. Бентам (1748-1832) и Д.С. Милль (1806-1873). Бентам отрицал возможность познания законов общественного развития. Мерилом всех вещей он считал интересы реального человека, которому свойственно стремление к меньшим страданиям и большим удовольствиям. Поэтому для политика важно не отстаивание идеалов справедливости, а обоснование и претворение конкретных прагматических мероприятий. Согласно Миллю моральная ценность политических действий определяется их полезностью. Тем самым создавалось основание для разрешения противоречий между моралью и политикой. Макиавелли, как правило, отделял политические оценки от морали. Милль считал: морально все, что полезно.