Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:56, контрольная работа
Общество состоит из множества подсистем: экономической, по-литической, социальной, духовно-идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем сово¬купной общественной системы, занимает в ней особое место. Это обусловлено тем, что политическая система осуществляет политиче¬скую власть в обществе и в связи с этим она доминирует над всеми иными подсистемами.
1. Политическая система общества 3
1.1. Политическая система: понятие, структура и функции 3
1.2. Типы политических систем: тоталитарная, авторитарная и демократическая 7
1.3. Особенности политической системы современной России 11
2. Президентская форма государственного правления (на примере функционирования одного из государств) 13
3. Политическая социализация современного общества: институты социализации, значение политической социализации в условиях политических реформ 15
Список литературы 18
־ равенство прав граждан на участие в управлении государством (каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность);
־ принятие решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству;
־ контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
־ подотчетность выборных органов своим избирателям.
В зависимости от типа господствующей в обществе идеологии - на коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.; в зависимости от степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне - на открытые и закрытые; в зависимости от характера взаимоотношений между центром и местами - на децентрализованные и централизованные.
Формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно-экономических формаций: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические; цивилизационный подход - по типам цивилизаций: традиционная (доиндустриальная), индустриальная, постиндустриальная (информационная).
Существуют и другие основания типологизации политических систем.
Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по своей сути была тоталитарной, так как, согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР, руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.
С развалом Советского Союза и КПСС (1991 г.) начался новый период в развитии политической системы России: учреждается институт Президента, избирается парламент, возникают политические партии и др.
В 1993 г. в стране возник политический кризис. Противостояние Президента и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома, где в то время заседал парламент.
Принятие новой Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.
Важнейшим институтом российской политической системы является государство, которое состоит из законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Особенностью государственной структуры России является то, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной из ветвей власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.
Кроме государства, в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.
В настоящее время, как отмечают политологи, российская политическая система находится в стадии формирования и развития[4].
«Форма правления» - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений[5]. Две основные формы правления - это монархия и республика и их разновидности.
Республика - известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.
Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или «с согласия сената» (практика США). Министры обязаны проводить политику определяемую президентом и несут ответственность перед ним. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.) Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент, кроме того, наделяется правом отлагательного вето на законы принимаемые парламентом и активно им пользуется. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии (в 80-е годы в США президент республиканец, большинство в Конгрессе - за демократами, сегодня наоборот). Такое несовпадение невозможно в парламентской республике.
Важнейшая отличительная черта президентской республики - жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Так, парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же время парламент обладает правом на импичмент - т.е. правом привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента, однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом, при участии парламента, обладает правом конституционного контроля и правом на толкование “Буквы и Духа Конституции” (право на дискрецию).
С одной стороны в президентской республике создаются благоприятные предпосылки для концентрации властных полномочий в руках президента, с другой, при соблюдении конституционных норм правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в многих странах с парламентарной системой. Классический пример президентской республики - США, где впервые и была установлена эта форма правления, возродившая в свою очередь, многие принципы римской смешанной политической системы.
В политическую науку термин «политическая социализация» был введен американским политологом Г. Хайменом в 1959 г. Под политической социализацией понимается процесс усвоения политических ценностей и политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества[6]. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т. п.).
Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов. Уже Хаймен выделил в социализации два этапа: латентной и прямой социализации. На стадии латентной социализации индивид усваивает неполитические нормы и ценности, оказывающие в дальнейшем влияние на политическое поведение. Некоторые особенности раннего воспитания ребенка в семье могут сказываться на особенностях поведения личности во взрослом возрасте. Б. Вейс совместно с коллегами установил, что авторитарное воспитание в детстве коррелирует с агрессивным поведением во взрослом возрасте и нарушениями восприятия социальной и политической информации. Частые наказания в детстве могут быть связаны с поддержкой во взрослом возрасте смертной казни, консерватизмом и милитаризмом. Этап прямой социализации включает знакомство с основными политическими идеями и политическими символами. На этапе же прямой социализации индивид обучается основным формам поведения в политической жизни.
Исследователи выделяют несколько этапов политической социализации.
На первом из них - этапе политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.
Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьерминистра или полицейского.
На третьем этапе - этапе идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.
Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываютсяпредставления об институтах власти[7].
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т. п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.). Исследователи традиционно подчеркивали значительную роль семьи в политической социализации личности. Однако в последнее время значение семьи переосмысливается. Подчеркивается, что изменение семейной структуры, перераспределение семейных ролей, возрастание занятости женщин приводит к снижению роли семьи в процессе политической социализации. Вместе с тем возрастает значение таких агентур социализации, как молодежные и этнические движения, отличающиеся специфической субкультурой, средства электронной коммуникации. Ученые подчеркивают, что в гетерогенных обществах на результаты политической социализации особое влияние оказывает принадлежность к определенной субкультуре, в то время как в гомогенных обществах решающую роль начинает играть образование.
1. Желтов, В.В. Введение в политическую науку / В.В. Желтов. - Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2003. - 308 с.
2. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: учебник / Г.И. Козырев - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 240 с.
3. Муштук, О.З. Политология: Учебно-методический комплекс / О.З. Муштук. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 384 с.
4. Политология / Под ред. Ачкасова В.А, Гуторова В.А. - СПб., 2006. - 692 с.
5. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005.
18
[1] Муштук О.З. Политология: Учебно-методический комплекс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – с. 127.
[2] Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - с. 135 - 136.
[3] Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - с. 137 - 138.
[4] Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - с. 140.
[5] Политология / Под ред. Ачкасова В.А, Гуторова В.А. - СПб., 2006. - с. 135.
[6] Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - с. 304.
[7] Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - с. 305.