Политология КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Общество состоит из множества подсистем: экономической, по-литической, социальной, духовно-идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем сово¬купной общественной системы, занимает в ней особое место. Это обусловлено тем, что политическая система осуществляет политиче¬скую власть в обществе и в связи с этим она доминирует над всеми иными подсистемами.

Содержание

1. Политическая система общества 3
1.1. Политическая система: понятие, структура и функции 3
1.2. Типы политических систем: тоталитарная, авторитарная и демократическая 7
1.3. Особенности политической системы современной России 11
2. Президентская форма государственного правления (на примере функционирования одного из государств) 13
3. Политическая социализация современного общества: институты социализации, значение политической социализации в условиях политических реформ 15
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

политология кр 6659.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

־      равенство прав граждан на участие в управлении государством (каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность);

־      принятие решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству;

־      контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;

־      подотчетность выборных органов своим избирателям.

В зависимости от типа господ­ствующей в обществе идеологии - на коммунистические, фашист­ские, либеральные, исламские и др.; в зависимости от степени откры­тости к внешней среде и способности к восприятию инноваций из­вне - на открытые и закрытые; в зависимости от характера взаимоотношений между центром и местами - на децентрализованные и централизованные.

Формационный (классовый) подход предполагает деление по­литических систем по типам общественно-экономических форма­ций: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические; цивилизационный подход - по типам цивилизаций: традиционная (доиндустриальная), индустриальная, постиндустриальная (информационная).

Существуют и другие основания типологизации политических систем.

 

1.3. Особенности политической системы современной России

Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

С 1991 г. российская политическая система претерпела ради­кальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по своей сути была тоталитарной, так как, соглас­но ст. 6 Конституции СССР и РСФСР, руководящей и направляю­щей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммуни­стическая партия Советского Союза. Это означало, что один поли­тический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.

С развалом Советского Союза и КПСС (1991 г.) начался новый период в развитии политической системы России: учреждается ин­ститут Президента, избирается парламент, возникают политические партии и др.

В 1993 г. в стране возник политический кризис. Противостоя­ние Президента и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома, где в то время заседал парламент.

Принятие новой Конституции РФ путем всероссийского рефе­рендума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию норматив­но-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.

Важнейшим институтом российской политической системы яв­ляется государство, которое состоит из законодательной, исполни­тельной и судебной ветвей власти. Особенностью государственной структуры России является то, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной из ветвей власти. Он как бы возвышает­ся над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделя­ет его почти неограниченными полномочиями и минимальной от­ветственностью.

Кроме государства, в политическую систему России входят по­литические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные гражда­не, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.

В настоящее время, как отмечают политологи, российская политическая система находится в стадии формирования и развития[4].

 


2. Президентская форма государственного правления (на примере функционирования одного из государств)

 

«Форма правления» - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений[5]. Две основные формы правления - это монархия и республика и их разновидности.

Республика - известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует,  правительство  формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента,  или  «с  согласия  сената»  (практика США). Министры  обязаны проводить политику определяемую президентом и несут ответственность перед ним.  Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия,  а порицание министров парламентом не влечет за  собой  их  автоматической  отставки. Глава государства  избирается  независимо от парламента:  либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.) Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на  парламент.  Президент, кроме того, наделяется правом отлагательного вето на законы принимаемые парламентом и активно им пользуется. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать  другой партии (в 80-е годы в США президент республиканец, большинство в Конгрессе - за демократами, сегодня наоборот).  Такое несовпадение  невозможно в парламентской республике. 

Важнейшая отличительная черта президентской республики -  жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к  другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.  Так, парламент не  вправе  вынести  вотум недоверия правительству,  но и президент не вправе досрочно распустить парламент.  В то же время парламент обладает правом на импичмент - т.е. правом привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о  преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента, однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом, при участии парламента, обладает правом конституционного контроля  и правом на толкование “Буквы и Духа Конституции” (право на дискрецию).

С одной стороны в президентской республике создаются благоприятные предпосылки  для концентрации властных полномочий в руках президента,  с другой,  при  соблюдении  конституционных норм правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями,  чем в многих странах  с  парламентарной системой. Классический  пример президентской республики - США, где впервые и была установлена эта форма правления, возродившая в  свою  очередь,  многие  принципы  римской  смешанной политической системы.

 


3. Политическая социализация современного общества: институты социализации, значение политической социализации в условиях политических реформ

 

В политическую науку термин «политическая социализация» был введен американским политологом Г. Хайменом в 1959 г. Под политической социализацией понимается процесс усвоения политических ценностей и политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества[6]. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т. п.).

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов. Уже Хаймен выделил в социализации два этапа: латентной и прямой социализации. На стадии латентной социализации индивид усваивает неполитические нормы и ценности, оказывающие в дальнейшем влияние на политическое поведение. Некоторые особенности раннего воспитания ребенка в семье могут сказываться на особенностях поведения личности во взрослом возрасте. Б. Вейс совместно с коллегами установил, что авторитарное воспитание в детстве коррелирует с агрессивным поведением во взрослом возрасте и нарушениями восприятия социальной и политической информации. Частые наказания в детстве могут быть связаны с поддержкой во взрослом возрасте смертной казни, консерватизмом и милитаризмом. Этап прямой социализации включает знакомство с основными политическими идеями и политическими символами. На этапе же прямой социализации индивид обучается основным формам поведения в политической жизни.

Исследователи выделяют несколько этапов политической социализации.

На первом из них - этапе политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.

Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьерминистра или полицейского.

На третьем этапе - этапе идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываютсяпредставления об институтах власти[7].

В процессе социализации участвуют и взаимодействуют несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т. п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.). Исследователи традиционно подчеркивали значительную роль семьи в политической социализации личности. Однако в последнее время значение семьи переосмысливается. Подчеркивается, что изменение семейной структуры, перераспределение семейных ролей, возрастание занятости женщин приводит к снижению роли семьи в процессе политической социализации. Вместе с тем возрастает значение таких агентур социализации, как молодежные и этнические движения, отличающиеся специфической субкультурой, средства электронной коммуникации. Ученые подчеркивают, что в гетерогенных обществах на результаты политической социализации особое влияние оказывает принадлежность к определенной субкультуре, в то время как в гомогенных обществах решающую роль начинает играть образование.

 


Список литературы

 

1.      Желтов, В.В. Введение в политическую науку / В.В. Желтов. - Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2003. - 308 с.

2.      Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: учебник / Г.И. Козырев - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 240 с.

3.      Муштук, О.З. Политология: Учебно-методический комплекс / О.З. Муштук. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 384 с.

4.      Политология / Под ред. Ачкасова В.А, Гуторова В.А. - СПб., 2006. - 692 с.

5.      Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005.

 

18

 



[1] Муштук О.З. Политология: Учебно-методический комплекс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – с. 127.

[2] Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - с. 135 - 136.

[3] Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - с. 137 - 138.

[4] Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - с. 140.

[5] Политология / Под ред. Ачкасова В.А, Гуторова В.А. - СПб., 2006. - с. 135.

[6] Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - с. 304.

[7] Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - с. 305.


Информация о работе Политология КР