Политология КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Общество состоит из множества подсистем: экономической, по-литической, социальной, духовно-идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем сово¬купной общественной системы, занимает в ней особое место. Это обусловлено тем, что политическая система осуществляет политиче¬скую власть в обществе и в связи с этим она доминирует над всеми иными подсистемами.

Содержание

1. Политическая система общества 3
1.1. Политическая система: понятие, структура и функции 3
1.2. Типы политических систем: тоталитарная, авторитарная и демократическая 7
1.3. Особенности политической системы современной России 11
2. Президентская форма государственного правления (на примере функционирования одного из государств) 13
3. Политическая социализация современного общества: институты социализации, значение политической социализации в условиях политических реформ 15
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

политология кр 6659.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Политическая система общества

1.1. Политическая система: понятие, структура и функции

1.2. Типы политических систем: тоталитарная, авторитарная и демократическая

1.3. Особенности политической системы современной России

2. Президентская форма государственного правления (на примере функционирования одного из государств)

3. Политическая социализация современного общества: институты социализации, значение политической социализации в условиях политических реформ

Список литературы

 


1. Политическая система общества

 

1.1. Политическая система: понятие, структура и функции

Общество состоит из множества подсистем: экономической, по­литической, социальной, духовно-идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем сово­купной общественной системы, занимает в ней особое место. Это обусловлено тем, что политическая система осуществляет политиче­скую власть в обществе и в связи с этим она доминирует над всеми иными подсистемами.

Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих госу­дарственную власть[1]. Ее можно, в свою очередь, разделить на три ос­новные подсистемы: институциональную, нормативно-правовую и функционально-коммуникативную.

1. Институциональная подсистема включает всю совокупность политических институтов как формализованных, так и неформализованных. К формализованным институтам относятся: государство, го­сударственные учреждения и органы, политические партии, общест­венно-политические объединения и организации, группы давления и др. Формализованные институты по сути создают политическую ор­ганизацию общества с относительно устойчивой структурой и функ­ционально-ролевой определенностью. К неформализованным отно­сятся институты, не имеющие своего «постоянного» места (и роли) в политической организации. Они возникают спонтанно (эпизодиче­ски) по мере необходимости, но тем не менее могут оказывать значи­тельное влияние на принятие политических решений. К неформали­зованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, ма­нифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов и др.) политическая система расширяет спои границы за счет неформализованных инсти­тутов. В этот период, как правило, появляется большое количество политических блоков, движений, групп поддержки и т. д. На выборах по сути каждый избиратель становится субъектом политики, от кото­рого зависит формирование тех или иных органов власти или страте­гия развития политической системы и общества.

Каждый институт занимает определенное место в политической системе, и эти места неравнозначны. Поэтому одни институты име­ют больше возможностей влиять на политический процесс. Но тем не менее каждый институт выполняет свои функции по принятию политических решений и контролю за их исполнением.

2. Нормативно-правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавлива­ют пределы их компетенции, способы взаимодействия и зоны от­ветственности. В современном обществе основу нормативно-право­вой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Нормативно-правовая подсистема задает общую направлен­ность во взаимодействии всех субъектов политики, предписывает им общие «правила игры», придает системную целостность всем ин­ститутам политической системы.

3. Функционально-коммуникативная подсистема представляет со­бой совокупность отношений, возникающих в процессе функцио­нирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культурой, политическим созна­нием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др[2].

Форма политической системы зависит не только от наличия тех или иных политических институтов и правовых норм, но и от того, какими людьми «наполняются» эти институты и какие отношения между ними возникают; имеют ли возможности и способности эти люди исполнять принятые законы, защищать свои интересы и «иг­рать по правилам». Например, в политической системе Советского Союза имелись в наличии все необходимые для демократического общества институты, а конституция СССР 1937 года до сих пор счи­тается одной из самых демократических в мире. Однако приоритет одной партии (ВКП(б) - КПСС) над всеми иными политическими институтами и доминирование патриархальной политической куль­туры в обществе позволили партийно-государственной элите уста­новить тоталитарный режим власти в стране.

Демократическая политическая система предполагает правовое равенство основных политических институтов и соблюдение прин­ципа их функциональной независимости. А определенный уровень политической культуры является необходимым условием для под­держания и воспроизводства демократических политических отно­шений.

Каждый институт политической системы имеет свои специфиче­ские функции и отражает (защищает) интересы определенных поли­тических сил, социальных слоев, групп или слоев общества в целом. Эти интересы, как правило, в чем-то противоречат друг другу или не совпадают принципиально. Поэтому функционирование политиче­ской системы складывается из взаимодействий и противодействий различных субъектов политики (государственных органов, полити­ческих партий, общественно-политических движений и т. д.). При­нимаемые политические решения, как правило, являются результа­том компромисса различных политических сил. И тем не менее су­ществует ряд функций, которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом, а именно:

־      согласование интересов различных социальных слоев, клас­сов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

־      определение общих целей, задач и путей развития общества;

־      разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

־      распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

־      политическая социализация граждан: подготовка и включе­ние индивидов в систему сложившихся политических отно­шений. В ходе политической социализации индивиды усваи­вают существующие в обществе правовые нормы и образцы политического поведения, становятся полноправными участ­никами политического процесса;

־      контроль за сохранением существующих институтов и право­вых норм и внедрение новых;

־      легитимизация собственной деятельности: внедрение в созна­ние масс представлений о правомочности и эффективности функционирования существующей политической системы[3].

Основной функцией политической системы является управле­ние всеми общественными отношениями, всеми системами кон­кретного общества. В процессе функционирования политическая система аккумулирует интересы и потребности различных субъектов политики, ранжирует их по значимости, приоритетности и выраба­тывает соответствующие решения для их удовлетворения. Таким образом, система реагирует на требования социальной среды и адап­тируется к ее изменениям.

Отношения в обществе находятся в постоянном движении и развитии. Чтобы соответствовать динамично развивающимся обще­ственным отношениям, политическая система вынуждена также развиваться. Жесткие статические системы, как правило, приходят в противоречие с общественным развитием и, рано или поздно, раз­рушаются или радикально реформируются.

Поэтому нормально функционирующая политическая система представляет собой синергетическую (саморазвивающуюся) систе­му, активно реагирующую на требования внешней среды.

 

1.2. Типы политических систем: тоталитарная, авторитарная и демократическая

Основным институтом политической системы является государ­ство. Длительный исторический период времени государство было единственным институтом политической системы, так как других политических институтов не существовало. С возникновением него­сударственных институтов (политических партий, общественно-по­литических организаций и др.) политическая система расширяет свои рамки и приобретает современные формы. Однако и в совре­менном мире, в тех странах, где существуют тоталитарные режимы и вся политическая сфера находится под контролем государства, по­литическая система по сути сводится только к государству.

Каждая политическая система по своему уникальна. Для удобст­ва исследования их можно сопоставлять, типологизировать, выделяя общие признаки. Для определения типа политической системы су­ществуют различные основания.

В зависимости от типа общества и характера политического ре­жима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - поли­тический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно все-охватностью своего надзора тоталитаризм отличается от других форм государственного насилия - деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представля­ет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над обществом, не до­пуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала своя партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглоща­ется государством, а над самим государством устанавливается идео­логический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общест­ва. «Кто не с нами - тот против нас» - вот один из лозунгов, кото­рый не допускал никакого плюрализма мнений.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами явля­ются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешний «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекослов­ного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние; auctor - за­чинатель, основатель, автор) - политический режим, характеризую­щийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Для авторитаризма характерны: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон об­щественной жизни, командно-административные методы руковод­ства; безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от вла­сти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати.

Политическая структура авторитарного режима не предусматри­вает реального разделения власти на законодательную, исполнитель­ную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут су­ществовать. При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Ре­зультаты выборов, как правило, заранее предопределены и не влия­ют на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не на­носит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном актив­ные противники режима. Люди, занимающие нейтральные пози­ции, не считаются врагами. В личной жизни также существуют оп­ределенные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он зани­мает промежуточное положение между тоталитаризмом и демокра­тией. Поэтому он может быть использован в качестве переходного периода как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они могут разли­чаться по целям и методам решения проблем, по формам организа­ции власти. Они могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея через авторитаризм пришли к демократическому ре­жиму власти.

Демократия (от гр. demos - народ и kratos - власть) - власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его полити­ческий режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» очень многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественно­го устройства, в котором граждане являются основными вершителя­ми своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производ­ственной бригаде, общественной организации и т. д.). Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюде­нием прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демо­кратию как политический режим принято противопоставлять авто­ритарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с дру­гими словами, например такими как «социал-демократ», «христиан­ский демократ», «либерал-демократ» и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных дви­жений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

־      юридическое признание верховной власти народа;

־      периодическая выборность основных органов власти;

־      всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти;

Информация о работе Политология КР