Политология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством.

Содержание

1.Введение…………………………………………………..….Стр 3
2. Зарождение политологии как самостоятельной отрасли научного знания в конце XIX – нач. ХХ вв.……………….........………….…Стр 6
3. Основные школы, концепции и течения современной западной политологии. …………………………………………………..……..Стр 9
4. Современная политическая наука в России…………..…...Стр 15
4. Заключение………………………………………….……. Стр 20
5. задача……………………………………………………Стр 23
6. список используемой литературы…………………..…Стр 27

Работа содержит 1 файл

политология 2012.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политические и правовые учения прошли многовековой путь развития. Поначалу они были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство и право как создание человеческого искусства, подчиненное общественным потребностям. Могучий импульс разработке учений о государстве и праве дала эпоха Возрождения. Освобождение разума от пут средневекового догматизма, первостепенный интерес к подлинно человеческим проблемам выразились во множестве политических и правовых учений, впервые в истории поставивших и в духе времени решавших вопрос о правовом равенстве всех людей, их свободе и естественных правах. После буржуазных революций бурное развитие гражданского общества, освобожденного от феодальных оков, показало, что недостаточно только юридического равенства людей, необходимы материальные гарантии прав и свобод, социальная обеспеченность личности. Одновременно выявились ограниченность теоретического решения политикоправовых проблем с позиций рационализма и индивидуализма, потребность исследования государства и права в связи с социально-экономической структурой и уровнем развития культуры общества.

В процессе развития и  смены политико-правовых доктрин  различны были исторические судьбы присущих им трех структурных элементов –  философско-методологической основы, теоретического содержания и программных требований.

На всех этапах истории  политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла  на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими и в новых исторических условиях сменялись другими политико-правовыми требованиями, ориентированными на новые идеалы.

С развитием общечеловеческой культуры и систем мировоззрения  менялась и методологическая основа политических и правовых учений. Абстрактность  философско-методологических предпосылок  политико-правовой идеологии создавала  возможность использовать их для  обоснования порой противоположных программных требований. Религиозное отношение к государству многие века было основой консервативных и реакционных политико-правовых программ; но ссылками на божий промысел обосновывались и программы демократии: “Всякая власть – от бога, я это признаю, ~ писал Руссо, – но и всякая болезнь от него же; значит ли это, что запрещено звать врача?” Исследование природы индивидов и их отношений давало логическую аргументацию как авторитарной доктрине Гоббса, так и демократической теории Спинозы. Ссылками на закономерности развития промышленного общества обосновывались и выводы Сен-Симона о грядущем поглощении политики экономикой, и проект казарменной социократии Конта, и индивидуалистические идеалы Спенсера. Притом и сама методология имела исторически преходящий характер, будучи частью мировоззрения эпохи.

Теоретическое исследование государства и права, как отмечено, в научном отношении не выходило за пределы эмпирической, описательной, классификационной науки. И все  же именно теоретическая проблематика оставалась наиболее стабильным элементом политических и правовых учений. Важнейшей частью этой проблематики всегда были вопросы о соотношении народа и государства, государства и общества, права и государства, политики и морали, государства, права и истории человечества. При любом подходе к решению этих проблем главным было и остается определение места человека в системе политических и правовых учреждений.

История политических и  правовых учений показывает также, что  теоретиками государства и права различных эпох разработан ряд выводов и положений, не выходящих за пределы эмпирической, описательной науки, но имеющих непреходящее значение для государственно-организованного общества, в том числе для современного. Так, бесспорна и очевидна актуальность рассуждений Аристотеля о преобладании “среднего класса” как об условии прочности государственного строя. Столь же злободневны выводы Полибия, что сочетание правильных форм государства, создающее систему государственных органов, в рамках которой достигается политическое решение общественных споров и противоречий, является залогом того, что монархия не выродится в тиранию, аристократия – в олигархию, демократия – в охлократию. В учебнике отмечена актуальность и многих других политических и правовых идей мыслителей прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 

 

Существует несколько  точек зрения относительно роли политолога-ученого по отношению к механизму осуществления власти. Согласно первой модели, место политика-практика должен занимать специалист-эксперт, политолог. Этот ученый и будет, располагая необходимыми знаниями, принимать участие в политических решениях. С точки зрения других, более приемлема «консультативная модель» — научная экспертиза политологов принимается к сведению и учитывается лишь в форме отдельных рекомендаций. Что касается третьей точки зрения, так называемой «прагматической модели», то она обосновывает не распределение функций политиков-практиков и политиков-теоретиков, а тесную взаимосвязь между ними в их деятельности. Какая модель, с Вашей точки зрения, предпочтительнее и почему?

 

 

Ответ: «прагматическая модель» :

 

В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники  власти, основания власти и ресурсы  власти.

В качестве субъектов  власти могут выступать государство  и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и социальные группы, а также большие массы людей – население той или иной территории или целого государства.

Источниками власти могут  быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

Основания власти и ресурсы  власти понятия близкие, но не совпадающие  полностью. Под основаниями власти понимают тот фундамент, на котором  базируются источники власти. Ресурсы  власти – это конкретные средства, с помощью которых субъект  власти воздействует на объект для достижения своих целей. Известны несколько типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др. Следовательно, политическая власть в государстве держится не только принуждением, но и тем, что имеет в своем распоряжении эти ресурсы.

Рассмотрим по порядку  содержание этих ресурсов:

а) экономические - способность государственной власти распоряжаться определенным объемом материальных благ, осуществляя регулирование экономики и перераспределяя национальный продукт. Экономические ресурсы, прежде всего собственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти;

б) социальные ресурсы  власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая  и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей.

в) информационные - контроль государственной власти за информацией и средствами ее распространения (напрямую - через цензуру, косвенно - через финансирование и предоставление льгот лояльным изданиям):

г) принудительные (силовые) - специальные институты принуждения (полиция, армия, госбезопасность, суды, прокуратура, тюрьма и т.д), а также специально подготовленные для этого люди и средства (оружие, тюрьмы, электрический стул, гильотина и т.д.);

д) демографические ресурсы  – это сами люди, без которых  ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления;

ж) Правовые ресурсы –  это законы и другие нормативные  акты (указы президента, распоряжения правительства т.д.), признаваемые большинством общества, которые используются властью в процессе своего функционирования.

В типологии известного политолога А.Этциони правовые нормы  вместе с ценностными ориентациями, определяющими поведение людей, включены в состав нормативных ресурсов. Наряду с этими ресурсами он выделяет также утилитарные и принудительные ресурсы власти. К утилитарным Этциони относит различные экономические и социальные блага, а к принудительным – штрафные санкции, используемые властью для достижения своих целей.

В зависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для воздействия на объект, выделяют различные виды власти:

1) экономическая власть;

2) социальная власть;

3) информационная власть;

4) принудительная (силовая) власть;

5) правовая власть.

Помимо этого, в качестве форм осуществления власти, которые  она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль.

Рассмотрим подробнее  конкретное содержание этих форм:

1) Руководство - деятельность, состоящая в определении общих  направлений деятельности подчиненных  определенному лицу (президенту, премьер-министру), институтов и их структурных  подразделений, и в побуждении  их к этой деятельности с  помощи различных средств (принуждение, стимулирование и т.д.).

2) Управление предполагает  деятельность, направленную на решение  текущих проблем, относящихся  к конкретным сферам общественной  жизни (экономика, социальное  обеспечение, культура и др.) с  сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах.

3) Координация - деятельность  специальных учреждений и лиц  по обеспечению согласованной  работы различных институтов  и структурных подразделений,  входящих в систему власти (чаще  всего занимающихся решением  какой-то одной определенной или близких по смыслу проблем).

4) Организация предполагает  поддержание иерархического порядка  и принуждение властных учреждений  следовать определенным формальным (или формально-бюрократическим)  правилам поведения.

5) Контроль - осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент, правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений.

Вместе с тем следует  помнить, что вычленение вышеперечисленных  форм власти является искусственным, и  все они сочетаются и накладываются  друг на друга в процессе управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1) История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.

 

2) Политология: Учебник  / Под ред. В. И. Буренко, В.  В. Журавлева - Издательство Московского  гуманитарного университета, 2004

 

3) Общая и прикладная  политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.

 

4) Политология: Уч. пособие. / Под ред. Б.И. Краснова.М., 1995.

 

5) Политология: Введение  к предмету./ Рогачев С.В. - М., 1992.

 

6) Введение в политологию. / Пугачев В.П., Соловьев А.И. - М., 2002.

 

7) Основы политической  науки. / Гаджиев К. С. - М., 2001.

 

 




Информация о работе Политология как наука