Политико-правовые взгляды Б. Н. Чичерина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:30, реферат

Описание работы

Теория правового государства нашла свой отклик в конце XIX- начале XX вв. в либеральной мысли России и являлась программой, реализация которой, по моему мнению могла предотвратить все последующие государственные революционные преобразования. Обозначившаяся в конце века насущная необходимость в переменах, напряжение в гражданском обществе, стремление правоведов к теоретическому осмыслению и практическому осуществлению реформ - вот то, что роднит рассматриваемый исторический период с настоящим и делает актуальным обращение к правовому наследию либеральных государствоведов конца XIX- начала X X вв.

Работа содержит 1 файл

История Политических учений.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

Государство возлагает на себя "благородную миссию общественного служения, встречается с необходимостью реформ, которые лишь частично осуществимы немедленно", и что, вообще говоря, они "необозримы в своем дальнейшем развитии и осложнении" (Кризис современного правосознания. 1909).

Об обществе. Поиск и обоснование общественного идеала — тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов.

Абсолютный идеал создается  каждым человеком самостоятельно и  выступает в качестве требования нравственного поведения индивида, бесконечного совершенствования личности. В основе этого идеала лежит личность как абсолютная цель общественного  прогресса. Эти идеи Новгородцева во многом определялись философией права Канта, согласно которой человек всегда должен рассматриваться только "как цель и никогда как средство". Требование абсолютного идеала, по учению Новгородцева, носит вневременной характер и является общим для права и морали. Однако в каждой из этих областей — в области права и в области морали — стремление к идеалу получает свое особое выражение соответственно существу той руководящей идеи, которая в них проявляется. Необходимо определить, писал Новгородцев, каков должен быть абсолютный идеал применительно к области социальных явлений.

Относительный идеал зависит  не только от конкретного лица, но и  от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии т.д.) и ориентирован всегда на создание какого-либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т.п.). В отличие от абсолютного, который имеет безусловное значение, относительный идеал носит условный характер.

Новгородцев критиковал политику доктринерства, согласно которой общество должно быть реорганизовано путем всеисцеляющих, непогрешимых, единственно верных проектов и программ. "Перед бесконечным величием идеала относительные средства, меняющиеся от эпохи к эпохе, должны быть низведены до степени условных приемов, технических опытов, пробных путей. Носиться тут с непогрешимыми рецептами, с единоспасающими программами — это и есть то, что мы называем ложным абсолютизмом", — писал Новгородцев. Проблема соотношения абсолютного и относительного элементов в общественном идеале, по существу, есть проблема связи "индивидуального — коллективного" ("личностного — общественного"),

Общество как союз лиц  содержит в себе множество различных  интересов, которые должны быть каким-то образом согласованы между собой. Взаимодействие лиц закрепляется в "нормах совместной жизни", в учреждениях  и нравах, присущих данному обществу. В совместной деятельности лиц в  обществе создается особая, самостоятельная  область нравственных требований. Нравственный закон понимается не только как норма  личного поведения человека, но и  как основа общей нравственной жизни, "связывающая всех воедино некоторой  общей целью — стремлением  к абсолютному идеалу".

 

Политико-правовые взгляды Б. А. Кистяковского

Философ и теоретик права  и государства Богдан Александрович  Кистяковский (1868—1920) в своем основном произведении "Социальные науки  и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права" (1916 г.) глубоко исследовал понятие права  как социального явления и  как части духовной жизни человека, методологию изучения права, вопросы  государственной власти, проблемы прав человека и гражданина, идеи правового  государства и возможности перехода к социально-справедливому государству.

О праве. Право должно строиться, по учению Кистяковского, на основе множественности понятий. Коль скоро "право входит в различные сферы человеческой жизни и деятельности, которые могут составлять предмет различных отраслей гуманитарных наук", то понятие права сводится к четырем основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Все эти понимания права, отмечал Кистяковский, равноценны, а потому подлежат самостоятельному изучению и разработке.

"С точки зрения юридической  догматики право представляет  собой совокупность правил, указывающих,  как находить в действующих  правовых нормах решения для  всех случаев столкновения интересов  или столкновения представлений  о праве и неправе", — писал Кистяковский. Кроме того, с помощью различных приемов юридической догматики нормы действующего права перерабатываются в юридические понятия, категории и приводятся, таким образом, в логичную правовую систему.

Он различал в понятии права сферу бытия, социального явления, факта общественной жизни и сферу долженствования, нормы, области морали. Следуя Канту, ученый утверждал, что в основе права как проявления нравственности лежит принцип этического долженствования, предполагающий построение мира ценностей. Понятие "ценность" (право как порядок, свобода, личная безопасность и т.п.) находится в сознании человека, но значение этого понятия проявляется в действиях людей. Ценности составляют, по Кистяковскому, особый вид бытия, а именно — "культурную общественность". Это — особый мир, мир ценностей, который возникает из духовных потребностей человека. Он существует параллельно с миром природы и должен так же глубоко исследоваться человеком. Объектом подобного изучения для юриста должно быть признано правосознание людей, понимание ими значения права для регулирования социальных отношений и поддержания общественного порядка.

О государстве. Государство и право, утверждал Кистяковский, возникли и некоторое время развивались независимо друг от друга, однако постепенно государство стало признавать своей важной обязанностью заботу об охране права. Появилась возможность произвола, поскольку государство сделалось единственным судьей в вопросах действующего права. Но вскоре, замечал Кистяковский, обнаружилось, "что в силу самой природы государства для него существует принудительная необходимость основываться в своей деятельности на праве". "...Доставляя государству опору, право вместе с тем постепенно обязывает его самого следовать правовым предписаниям и нерушимо их соблюдать. Идя этим путем, право с течением времени все больше и больше расширяет свое господство над государством. В конечном результате этого процесса право перестраивает государство и превращает его в правовое явление или в создание права". Таким "созданием права", утверждал ученый, может быть признано только "современное конституционное или правовое государство".

Правовое государство,  которое он считал высшей формой государственной, выработанной человечеством. Суть правового государства, по Кистяковскому, - ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Наиболее характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее престиж, обаяние, авторитет, традиция, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее - главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправданием - это идея должного. И главная проблема состоит в приведении фактических реальных общественных отношении в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей.

Об обществе. Общество находится в состоянии кризиса. Причины кризиса общества лежат в процессах социально-экономических и  особенно в политических.  Российский ученый рассматривал общество как психическое взаимодействие людей, процессы в котором существенно отличаются от физических и количественно неизмеримы. Поэтому исследовать его можно лишь на основании специальных социальных законов, которые не могут представлять собой аналогий физическим, биологическим и иным естественнонаучным законам. Для того чтобы открыть такой специфический социальный закон, необходимо изолировать однородные социальные явления, которые состоят в причинной связи между собой. Знание нескольких пересекающихся рядов причин даст возможность открыть социальный закон. Стремление к осуществлению справедливости присуще людям как естественное, считал Кистяковский. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При всех сложностях в становлении  российского либерализма его  долговременные перспективы представляются благоприятными. По мере укрепления буржуазных и средних слоев - носителей либерального сознания, формирования в российском обществе конкурентной среды, превращения  России в один из соперничающих центров  силы многополярного мира можно ожидать  усиления влияния либерализма, расширения электората либеральных партий и  обретения ими реальных шансов на политическое будущее.

Каждая из теорий права и государства заслуживает глубокого изучения под углом зрения не только историко-сравнительного правоведения, но и доктринального мышления и вневременной оценки решения политико-правовых проблем. Содержательное решение этих вопросов либо с позиций охранительного либерализма (Чичерин), либо с позиций неокантианства (Новгородцев, Кистяковский).

Для либерализма характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы личности. Хотя содержание прав,  как и интерпретация свободы в ходе долгой истории либеральных идей претерпели существенные изменения, приоритет свободы как главной для либералов ценности остался неизменным. Главной посылкой либерализма является представление о том, что у каждого человека есть свое представление о жизни, и он имеет право реализовывать это представление в меру своих способностей, поэтому общество должно проявлять терпимость к его мыслям и поступкам, если последние не затрагивают права других людей. За свою долгую историю либерализм выработал целую систему институциональных гарантий прав индивидов, в которую входят неприкосновенность частной собственности и принцип религиозной терпимости, ограничение вмешательства государства в сферу частной жизни, подкрепленное законом, конституционное представительное правление, разделение властей, идея верховенства права и др.

Творчество Чичерина, Новгородцева, Кистяковского — это заметная веха в истории политико-правовых учений. Своей философией права, критикой юридического позитивизма, либеральной концепцией государства и права, защитой свободы личности они внесли существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России. Их идеи обогатили отечественную юридическую и  общественную мысль.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Либеральное движение в России, 1902-1905 гг. Сб. документов / Ассоц. «Российская политическая энциклопедия» и др. / Сост. Д.Б. Павлов / Авт. примеч. О.Н. Лежнева, Д.П. Павлов. М.: Росспэн, 2001.

2. Медушевский, Андрей Николаевич. Конституционные проекты русского либерализма и его политическая стратегия / Медушевский Андрей Николаевич // Вопросы истории.—Б.м...—1996.—N9.—C.3-23.

3. История политических и правовых учений: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Юриспруденция" / [В.Г. Графский и др.]; Под общ. ред. В.С. Нерсесянца.—4-е изд., перераб. и доп..—М.: НОРМА, 2004.—X, 933 с.

4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disser-Cat http://www.dissercat.com/content/politiko-pravovaya-teoriya-ba-kistyakovskogo#ixzz2P7vVAg5o

5. Новгородцев П.И Введение в философию права. Кризис современного правосознания. Есть ли выход? URL:http://constitutions.ru/archives/1965/10


Информация о работе Политико-правовые взгляды Б. Н. Чичерина