Политико-правовые учения Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь раскрыть в полном объеме политико-правовые взгляды Макиавелли и его учения. А также, для того чтобы лучше понять истоки идей Макиавелли необходимо взглянуть на его богатую биографию, ведь только благодаря большому политическому опыту он смог ознакомить весь мир со своими трудами.

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

 Государство-  это дело рук человеческих. Форма  государственного правления представляет  собой результат борьбы двух  сил: народа и знати.

     Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием общественной психологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве.

     В конкретный момент времени форма правления государства представляет собой результат борьбы двух сил: народа и знати. Борьба народа и знати — вот источник развития государства: «Народ и знать есть в каждом городе, и чувства их всегда различны, а происходит это оттого, что народ не хочет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ; эти два разных стремления приводят в городе к одному из трех последствий: к единовластию, свободе или произволу, какой-нибудь партии». Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати.

Макиавелли  разрабатывает свою концепцию государственного правления.

Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три «правильные» формы правления  и три «неправильные».

Формы государственного правления по Макиавелли:

 

      Правильные Неправильные
      Монархия Тирания
      Аристократия Олигархия
      Демократия Охлократия

Такого  рода квалификации форм государственного правления Макиавелли придерживается в работе «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия».

      Вслед за Полибием и Цицероном Макиавелли различал простые и смешанные формы государственного правления.

 Предпочтение  он отдает смешанной республике  как комбинации трех простых  форм – монархии, аристократии  и демократии. В своей работе  «Принцепс» Макиавелли раздели все государства в зависимости от формы правления уже на два вида.

Все государства  есть:

- либо  республики;

- «либо  государства, управляемые единовластно».

     К XIX в. эта классификация государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.

     В работе «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия»  Макиавелли говорит и о неизбежности перехода одной формы правления в другую.

 Первоначально  любое государство имеет  в  своем основании «что-нибудь хорошее,  потому что иначе… не могло  бы утвердиться». Со временем  « добрые начала извращаются, и если не произойдет какого-нибудь счастливого случая, который восстановил бы их, то, наконец, все утверждение падает» так говорил Макиавелли.

      На  смену «правильным» формам правления  приходят «неправильные»:

- монархия  сменяет тирания;

- аристократию - олигархия;

- демократию  – охлократия.

      

       Также Макиавелли не оставляет  без своего внимания законодательство  и право, которым придавал большое  значение. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы". Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Государство должно использовать религию для руководства подданными.

     Макиавелли  считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Священного писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был большим шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственно власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика противопоставляется  общераспространенным представлениям о должном и недолжном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроения людей, социальных общностей и правительства, в которой действуют особые

правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами.

       Макиавелли разрабатывает политическую этику принцепса (единоличного главы государства), которая позволила бы объединить Италию и превратить ее в сильное государство.

     В своей работе «Принцепс» Макиавелли как естествоиспытатель формулирует ряд политических принципов, свободных от каких-либо моральных запретов, в последствии ставших основой «макиавеллизма».

     Принцепс  может эффективно действовать  на политическом поприще и добиться осуществления поставленной цели при  помощи следующих принципов:

     - Овладевая государством, необходимо все жестокости совершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять.

     - Обиды нужно наносить разом,  тогда меньше чувствуешь их  в отдельности.

     - Все благодеяния надо делать  понемногу, чтобы они лучше  запоминались.

     - Принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть лисицей, чтобы распознать западню.

     - Принцепс не может и не должен  быть верным данному  им  слову, если такая честность  обращается против него. При этом  всегда можно найти оправдание (Макиавелли ссылается на папу Александра VI, который всех обманывал, не держал слова, но, тем не менее, многого добился).

     - Принцепс не обязательно должен  обладать всеми добродетелями  – гораздо важнее казаться, что  ими обладаешь.

     - Принцепс не должен трогать имущество подданных и задевать их честь, тогда подданные будут довольны жизнью, а принцепсу придется бороться лишь с честолюбием немногих.

     - Принцепс должен передавать другим  дела, вызывающие недовольство подданных,  а милость оказывать самому.

      - Каждый поступок принцепса должен  подтверждать молву о нем как  о великом и выдающемся человеке.

      - Принцепс должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх, но не на их ненависть.

     - Чтобы судить об уме принцепса,  надо видеть его окружение.

     Никколо Макиавелли стоит у истоков политической науки Нового времени. Он оказал огромное влияние на итальянскую политическую мысль (Г. Моска, В. Паретто и др.). Б. Муссолини, находясь под впечатлением работы Макиавелли «Принцепс», рассматривал себя как нового принцепса.

В языке  политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы.

     Многие  рекомендации Макиавелли послужили  практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому "макиавеллизм" стал символом политического коварства.

Произведения  Макиавелли оказали громадное влияние  на последующее развитие политико-правовой идеологии. Наиболее проницательные мыслители Нового времени высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Заключение.

     Макиавелли  – один из самых трудных для  понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.

В первую очередь можно сказать, что Макиавелли патриот, да патриот, потому – что он мечтает увидеть Италию единой и могучей. Патриотизм Макиавелли позволил ему найти действительно для того времени движущие силы прогресса и предложить кардинальные, поистине революционные средства для преобразования старой системы.

Научный анализ политики Макиавелли предпринимает  для того, чтобы вскрыть действительное положение вещей и наметить тактику  и стратегию для достижения оптимистического будущего.

     Его учения  - это не кабинетное умствование, а суровый и нелицеприятный, но в тоже время правильный диагноз. Он зовет к действию, творчеству, свободе к возрождению. Это была революция в политическом мышлении, проложившая путь от средних веков  к новому времени.

Он первый в своем роде единственный мыслитель  Эпохи Возрождения, который сумел  достаточно определенно постичь  смысл основных тенденций той  эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и  изложить их таким образом, что они  становились не просто высказываниями, максимами и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая увидеть новую Италию.

Макиавелли  впервые в истории отделил  политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии.

     Из  его произведений перед нами предстает  вся интеллектуальная, социально-политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее противоречиями, исканиями и борьбой. На его произведениях, возможно, особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога с мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как из критически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как из ретроспективы рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самых острых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива исторического развития.

     Макиавелли, безусловно, — великий теоретик и ученый, сделавший громадный  шаг к созданию идеологии и  науки Нового времени, оказавший  глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии. Он, несомненно, блестящий писатель, автор художественных, политических, исторических произведений, созданных на самом высоком уровне культуры времен Возрождения.

Но то и другое не обязывало его восхвалять политические подлости, коварства и  жестокости, оставляя духовное наследие не только ученым-теоретикам и любителям классической литературы, но и диктаторам, вероломным политикам и убийцам. Произведения великого итальянца не проиграли бы, если бы в них не было поучений и  назиданий грядущим тиранам. К сожалению, без этого не обошлось. 
 
 
 
 
 
 

4. Список использованной  литературы. 

1. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. - 944 с. 

2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. — 568 с.

3. История политических и правовых учений. // Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005г. 

4. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 208 с. 

5. Чанышев А. А. История политических учений: УЧЕБНИК. Изд.- Велби, 2005г.

Информация о работе Политико-правовые учения Макиавелли