Политико-правовые учения Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь раскрыть в полном объеме политико-правовые взгляды Макиавелли и его учения. А также, для того чтобы лучше понять истоки идей Макиавелли необходимо взглянуть на его богатую биографию, ведь только благодаря большому политическому опыту он смог ознакомить весь мир со своими трудами.

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Введение.

     Со  времен существования организованного  общества многие  пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления и подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества. У истоков общества стояли выработанные скорее природой, а не планомерной человеческой мыслью, правила подчинения физической силе, организации вертикали власти с позиции примитивного, но действенного вождизма. Социальная дифференциация, расслоение общества, выделение знати, как основы единоличной власти или управленческого аппарата – всё это способствовало постепенному и закономерному формированию, укреплению и перерастанию в традицию (впрочем, не всегда себя оправдывавшую) монархической власти. Лидер, вождь, деспот, тиран, царь или король, обладая практически безграничными возможностями в своем государстве, мог вести любую политику и вершить дела по личному усмотрению, не опираясь при этом ни на многочисленных советников, которых всегда хватало при дворе обличенных властью; ни на народ, пребывавший в постоянном страхе перед наказанием, неминуемым за неподчинение. По повелению Его Величества начинались и заканчивались войны, строились и разрушались города, рождались и умирали люди. Из века в век наука  передавалась потомкам великих, храня традиции и добавляя что-то новое.

     Но  что же такое наука управлять государством? Многие задумывались над этим. В древней Греции, где полис стал основой общества, осью государственности, Аристотель и Платон – проповедники демократической мысли, считали демократию лучшей из форм правления, предоставляющую свободу людям самим устраивать жизнь. Руссо развил эту теорию, расширив рамки определения представительной демократии, снова отдавая исполнительную власть в руки монарха либо ограниченному кругу лиц. Правление народом, как основы существования государства, признавали все политики и государственные деятели прошлого и в некоторой, гораздо более мягкой степени, настоящего времени. Неуправляемая толпа – самый главный враг государства. Даже анархистское общество не способно появиться и  просуществовать достаточно долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых, рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и практические знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли.

   В своей работе я постараюсь раскрыть в полном объеме политико-правовые взгляды Макиавелли и его учения.  А также, для того чтобы лучше понять истоки идей Макиавелли необходимо взглянуть на его богатую биографию, ведь только благодаря большому политическому опыту он смог ознакомить весь мир со своими трудами. 
 
 

  1. Биография Николо Макиавелли.

   Никколо́  Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году, автор других военно-теоретических трудов.

     Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, ныне в Италии, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (14261500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (14411496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев.

     В 1494 году Флоренция восстановила Флорентийскую Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году). Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме.

     С 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных  градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

     В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую стражу, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции, и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори. Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был, в конечном счете, освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant'Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.

В ноябре 1520 г. был призван во Флоренцию  и получил должность историографа. Написал "Историю Флоренции" в 1520-1525 гг.

     Макиавелли  умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение  его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции. 

     2. Политико-правовые  учения Н. Макиавелли.

       В конце XV – первой четверти XVI в. для политически  раздробленной  Италии сохранялась постоянная угроза нападения со стороны централизованных государств (Испания, Франция). Быстрыми темпами шел и процесс экономического ослабления Италии. Необходимость выхода Италии из политического кризиса путем создания единого централизованного  государства остро осознавал флорентинец Николо Макиавелли. Его политическое мышление сосредоточилось на государстве как важной составляющей человеческого космоса: « Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, - я должен говорить о государстве».

  Эмпиризм (от греч. Empeiria- опыт), согласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике — это опыт. Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы.

      Из опыта следует, что в основе политического поведения лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По теории Макиавелли грандиозные дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаньями и действовали хитростью и обманом.

 Макиавелли  отказывается от средневекового теоцентризма и заменяет его антропоцентризмом: это означает, что в центре мира у Макиавелли стоит не Бог, а человек. Соответственно и государство у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связано с Богом.

Политическая тематика была главной для Макиавелли-теоретика, известного, прежде всего такими трудами, как «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия» (1516-1517), «О Военном искусстве»(1521), «Принцепс» («Государь»), (1513), «История Флоренции»(1520). В политических трактатах Макиавелли теоретическое рассмотрения политики освобожденного от моральных и религиозных критериев.  О сочинении «Принцепс» (« Государь») говорили, что оно написано «рукой Сатаны».

        До Макиавелли для обозначения  государства использовались разные политические термины: «республика», «княжество», «королевство», «власть», «империя», «город», «правление», «тирания», «монархия».

Макиавелли  вел новый политический термин «stato» (отлат. — «status»), которым он обозначает общее понятие государства, независимо от его конкретных форм.

 Stato, т.е. государство, — это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства-подчинения. Макиавелли ввел новый политический термин, которым и сегодня обозначают общее понятие государства.

     В отличие от средневековых мыслителей  Макиавелли делает объектом политических исследований государство как творение человеческих рук, ни как не связанное с Богом. Макиавелли, сравнивая величие Древнего Рима с современной ему Италией и пришел к выводу, что пропасть между возвысившимся до мирового господства Римом и постоянно ожидающей  нашествий Италией образовалась вследствие:

-  христианской  религии, которая ориентировала людей на потусторонний мир, сделав их чуждыми государству, что и привело к ослаблению государства;

- папства, которое имело престол в Риме, владело частью Италии и препятствовало ее объединению.

     Макиавелли  разрабатывает свою концепцию форм государственного правления. Макиавелли близок Аристотелю – основателю античной политической науки: в основе политических исследований и Макиавелли, и Аристотеля лежит эмпиризм.

     Эмпири́зм, эмпирицизм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

     В отличие от Аристотеля Макиавелли:

-не  связывает идею «счастливой жизни»  людей с государство; 

- не  интересуется проектами идеальных  государств, - он рассматривает реальные  государства, т. е. государства как они есть.

Источником  развития реальных  государств является борьба народа и знати.

Информация о работе Политико-правовые учения Макиавелли