Политико-правовые основы деятельности правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 01:40, реферат

Описание работы

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он является центральным органом государственного управления. В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Политико-правовые основы деятельности Правительства закреплены в Конституции Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

3083 - Правительство РБ и его роль в поведении идеологической политики(Политология).doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

1. Политико-правовые основы деятельности правительства

 

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он является центральным органом государственного управления. В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Политико-правовые основы деятельности Правительства закреплены в Конституции Республики Беларусь.

Идеологическая деятельность Правительства — это, прежде всего, практическая работа республиканских и местных органов по реализации своих функций, по выполнению принятых законов и решений. Именно практические действия, направленные на удовлетворение насущных потребностей граждан, формируют благоприятное общественное мнение о работе государственных структур, повышают доверие к власти. Правительство целенаправленно управляет процессами общественного развития, стремится эффективно использовать все ресурсы для роста производства, расширения жизненных возможностей конкретного человека, каждой семьи.

Исполнительная власть занимается организацией информационно-пропагандистской работы через средства массовой информации, встречи в трудовых коллективах и т. д. Речь идет о том, чтобы формировать деловые, заинтересованные отношения государственных структур и общества, объединять людей вокруг консолидирующих идей, решать назревшие социальные, экономические проблемы. Важнейшее значение имеет своевременное распространение и оценка социальной информации, ее точность и объективность. Все государственные служащие, независимо от занимаемых постов, должны встречаться с людьми, не уходить от обсуждения острых проблем, учитывать уровень образованности и информированности населения.

Правительство в соответствии с Конституцией Республики Беларусь разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики страны, принимает меры по ее реализации. Одним из важнейших направлений деятельности Правительства является обеспечение прав и свобод граждан, охрана окружающей среды и здоровья, социальное обеспечение, защита интересов государства, национальной безопасности, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью. Исполнительная власть обеспечивает общее руководство страной.

В Республике Беларусь, где  идет модернизация общества, объективно усиливается роль исполнительной власти. Соответственно возрастает и степень ее ответственности за проводимые реформы, за формирование политического сознания общества, развитие национальной идеи.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается  Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства  руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

  1. осуществляет непосредственное руководство деятельностью Прави-тельства и несет персональную ответственность за его работу;
  2. подписывает постановления Правительства;
  3. в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;
  4. информирует Президента   об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях;
  5. выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Президент вправе по собственной  инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

Правительство Республики Беларусь:

  1. руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
  2. разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
  3. разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
  4. обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
  5. принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  6. выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
  7. обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
  8. отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
  9. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

 

 

 

 

  1. Место и роль правительства в формировании и реализации идеологической политики белорусского государства

 

Исполнительная  власть – органичная и эффективная  часть политической организации общества. А эту власть «...в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления» (Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями): принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.

Применительно к исполнительной власти идеологическую деятельность можно рассматривать в двух основных аспектах. Во-первых, это практическая работа республиканских и местных исполнительных органов по реализации функций, возложенных на них Конституцией, законами, актами Президента Республики Беларусь. От того, насколько реализация этих функций отвечает интересам большинства трудящихся, зависят отношения различных слоев общества к властям, их взгляды, умонастроения, способность к умножению национального богатства. Это означает, что под идеологией применительно к деятельности Правительства следует понимать, прежде всего, комплекс предпочитаемых обществом и поддерживаемых государством ценностей, а также практическая деятельность подчиненных ему органов исполнительной власти, направленных на удовлетворение насущных потребностей граждан. Следовательно, первичной в деятельности исполнительной власти в формировании идеологической политики государства является их работа.

В послании к белорусскому народу и Парламенту в апреле 2003 года А.Г. Лукашенко подчеркивал, что «... простые люди ежедневно, ежечасно имеют дело с реальной жизнью, видят ее в магазине, поликлинике, домоуправлении, в автобусе, в школе и так далее. Их интересуют, прежде всего, заработная плата и пенсии, цены и тарифы. Что они могут купить на свои доходы. Как их обслуживают, тепло ли в квартире, не течет ли крыша» (Лукашенко А.Г. Послание Президента белорусскому народу и Парламенту// Сов. Белоруссия. 2003. 17 апр. С. 4).

Практическая  деятельность исполнительной власти означает, что идеологические пристрастия из категории абстрактной возможности превращаются в категорию возможности конкретной, то есть создается ряд форм своего непосредственного проявления жизненных, насущных потребностей. Эмпирическими формами этой непосредственности являются валовой внутренний продукт, качество и конкурентность продукции, приоритеты и другие экономические показатели. Это вполне соответствует мысли К. Маркса о том, что «Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ».

Идеология позволяет  Правительству исправлять, направлять,

конкретизировать  практику во имя замысла, интересов  и целей, указывает государству и обществу систему идеалов и ценностей, к которым они должны стремиться в соответствии с политической, экономической и социальной ситуацией.

Идеология практической деятельности Совета Министров проявляется в постановлениях, программах, правилах, инструкциях, предписаниях, запретах, создании необходимых для управления организационных структур, распоряжении материальными, финансовыми и духовными ресурсами. Без целенаправленного управления процессами общественного развития страна существовать не может, а структурой, способной обеспечить такое управление, являются государство и его важнейшая система – Правительство. Речь идет о том, чтобы обеспечить единство политического сознания, понимания политических явлений с практическими действиями по реализации политических идей и целей.

Такая постановка вопроса нисколько не умаляет, а  взаимодополняет, обогащает и второй аспект идеологической деятельности органов исполнительной власти — организацию информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование общественного мнения. Этот аспект рассматриваемой проблемы – психолого-глубинные, подсознательные и эмоциональные проявления человеческой сущности. Исполнительная власть осуществляет данную деятельность посредством устной и печатной информации, науки, образования и культуры. Все эти и другие формы идеологической работы исполнительной власти направлены на координацию, формирование бесконфликтных отношений государства и общества, Правительства и народа, политических институтов и граждан.

Формирование  таких чувств и действий, как ответственность, долг, правдивость, составляющих культурную и эмоциональную основу идеологии, усиливается практикой исполнительной власти по поддержанию норм, правил, традиций, настроений, необходимых для динамичного развития общества.

Идеология, представляющая собой универсальное начало жизни общества, проникает во все сферы его жизнедеятельности и в деятельность исполнительной власти становится идеологией экономической, аграрной, социальной, жилищной и т.д. политики.

Следовательно, практика как естественное выражение  идеологии, соединяется с теорией в единый комплекс, характерный круговой причинно-следственной зависимостью. Вместе с тем, существуют допустимые пределы взаимосвязи практической и теоретическо-идеологической деятельности государственных органов и общественных организаций. Гиперидеологизация ведет к неэффективной деятельности Правительства и подведомственных ему государственных органов по формированию и реализации социально – экономической политики государства.

Ценности, чувства, мысли, убеждения, мнения, которые отражаются в идеологии, создают ориентиры для практических действий, мобилизуют людей и руководят их общественной активностью.

Одна из наиболее важных и принципиальных задач идеологии  – объединение людей вокруг консолидирующих целей, выбор пути страны в сферах политической, экономической, духовной жизни. На данном историческом этапе стратегия политического и экономического развития Республики Беларусь состоит в формировании демократического гражданского общества с социально ориентированной многоукладной рыночной экономикой. Поэтому первостепенная задача Правительства – разработка системы идей, ориентиров, принципов жизнедеятельности, социально-экономических устремлений. Без идеологии, без разработки перспективных идей государство лишено ориентиров общественного развития. В этой связи идеология — мышление с целью анализа, систематизации фактов и стремление на данной основе спрогнозировать возможные пути развития общества и государства.

Принципиально важное значение для деятельности Совета Министров и подведомственных ему органов исполнительной власти имеет Послание Президента страны Лукашенко А.Г. Национальному собранию (апрель 2003 года). Наряду с ориентирами для решения задач государственно-политического развития страны Президент призвал ученых и практических работников широко поучаствовать в разработке проблем белорусской государственности.

Системный подход к идеологии белорусского государства предполагает следующие составные компоненты:

Информация о работе Политико-правовые основы деятельности правительства