Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:16, реферат
Развитие промышленности, ремесла и торговли, ускоренное реформами Петра, привело к росту числа и влияния промышленников и купцов. Одним из первых идеологов этого класса был Иван Тихонович Посошков (1652, 1653 или 1665—1726). Посошков занимался предпринимательством и торговлей. Он написал несколько произведений, в том числе "Книгу о скудости и богатстве" (1724 г.), в которой излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество.
Ведение
Глава 1. Биография И.Т.Посошкова.
Глава 2. «Книга о скудости и богатстве».
Глава 3. Вопросы «искоренения неправды».
Глава 4. Правосудие.
Глава5. Реорганизация военного дела.
Глава 6. Сословия и политика государства.
Заключение.
Список литературы.
Традиционно высказывался Посошков и о необходимости следить за нравственным уровнем войска и каждого воина в отдельности. Поведение военных людей в местах расквартирования армии должно быть добронравным; воины под страхом судебной ответственности не вправе чинить «обиды» мирному населению (потрава посевов, рубка леса и т.д.). В случае же совершения беззаконий все они в равной мере должны отвечать перед судом за свои действия («аще учинен будет суд равный, каков простолюдину, таков без поноровки и офицеру»). Вообще же суд у воинов должен быть «особливый», воинский, но при одинаковых законах для всех. И суд этот тоже обязан подчиняться «единой главной конторе», чтобы и военный и простолюдин «по вине своей и суд и награждение принимали».
Традиционная основа учения Посошкова сказалась и в его понимании вообще нравственных устоев в жизни русского человека. В «Книге о скудости и богатстве» и особенно в его «Завещании отеческом сыну» он последовательно проводит требование честного исполнения каждым человеком своего долга (купцом, воином, крестьянином). Сыну своему он советует служить отечеству телом и душой, быть верным солдатом родине и проводить свою жизнь в неустанных трудах. Неоднократно высказывался Посошков против роскоши, беспутства, советуя жить скромно и честно, придерживаясь веками сложившихся в России нравственных правил.
В
историографии принято
Глава
6. Сословия и политика государства.
Много внимания Посошков уделял положению сословий и политике государства по отношению к каждому из них. В духе эпохи петровских реформ сословное деление общества он объяснял разделением труда, причем на государство возлагается задача заставить каждое сословие работать в отведенной ему сфере.
Посошков не выражал сомнений в необходимости дворянства и его привилегий, но делал упор более на обязанности, чем на права. Если, писал Посошков, дворянин "в доме своем живет и крестьянами владеет, а великому государю никакой службы не показал, то у таких бы (помещиков) людей отнимать и отдавать тем, которые его царскому величеству служат".
Посошков понимал, что крестьянство — основной производительный класс России: "Крестьянское богатство — богатство царственное, а нищета крестьянская — оскудение царственное". Посошкова тревожит тяжелое положение крестьян, обремененных массой повинностей помещику и государству, беззащитных перед произволом дворянства и чиновников, нищих, безграмотных, лишенных каких-либо стимулов к труду.
Но Посошков вовсе не был противником крепостного права; напротив, он за его расширение. Печалясь о нищете крестьянства, Посошков писал: "Крестьянское житие скудостно ни от чего иного, только от их лености, а потом от неосмотрительности правителей и от помещичьего насилия и от их небрежения". Посошков предлагал обязать помещиков неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных, — на помещика ли, на себя ли, — лишь бы не "лежебочили", а своим трудом умножали богатство; в тех же целях рекомендовалось применять строгие наказания, ввести паспортную систему для пресечения побегов.
Наряду с этим Посошков предлагал меры для защиты крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов, подрывающих всякие стимулы крестьян к труду. Обращая особое внимание на положение помещичьих крестьян, Посошков с тревогой писал, что помещики забирают у крестьян все, что те производят, "и тем излишеством крестьянство в нищету пригоняют, и который крестьянин станет мало посытее быть, то на него и подати прибавят" — "и тако творя, царство пустошат, потому так их обирают, что у иного и козы не оставляют".
Для защиты хозяйства от окончательного разорения Посошков считал необходимым ограничить царским указом крестьянские повинности (оброк, барщину), которые они несли в пользу помещика и государственной казны. Размер крестьянских повинностей должен определить специально для того созванный съезд дворян, а после этого — утвердить царь. Посошков не брался предопределять этот размер. Он должен быть таким, "чтобы крестьянству было не тягостно"; главное в том, чтобы помещик не имел права требовать сверх положенного. Право царя издать указ о крестьянских повинностях Посошков обосновывал тем, что "царю паче помещиков надлежит крестьянство беречь, понеже помещики владеют ими временно, а царю они всегда вековые".
Большое
внимание Посошков уделял положению
купечества. "Торг дело великое! ...Купечеством
всякое царство богатится, а без купечества
никакое не только великое, но и малое
царство стоять не может. Купечество и
воинству товарищ. Воинство воюет, а купечество
помогает... Как душа без тела не может
быть, так и воинство без купечества пробыть
не может... Царство воинством расширяется,
а купечеством украшается".
Заключение.
Традиционная основа учения Посошкова сказалась и в его понимании вообще нравственных устоев в жизни русского человека. В «Книге о скудости и богатстве» и особенно в его «Завещании отеческом сыну» он последовательно проводит требование честного исполнения каждым человеком своего долга (купцом, воином, крестьянином). Сыну своему он советует служить отечеству телом и душой, быть верным солдатом родине и проводить свою жизнь в неустанных трудах. Неоднократно высказывался Посошков против роскоши, беспутства, советуя жить скромно и честно, придерживаясь веками сложившихся в России нравственных правил.
В историографии
принято рассматривать И.Т. Посошкова
только как представителя купечества,
выражавшего наиболее очевидно сословные
интересы этого класса. Действительно,
он много писал о задачах и целях этой
социальной группы, рассматривая ее как
первейшую опору трона и государства.
Но представляется, что общая совокупность
его предложений выходит за пределы сословных
интересов купечества. Поддерживая идеи
«меркантилизма» и желая направить страну
по пути промышленного и торгового развития.
Посошков выступил как мыслитель нового
времени. Во многих аспектах его взгляды
соответствовали духу западноевропейской
мысли.
Список литературы.
1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник для вузов. - М.,2007.
2. История политических
и правовых учений: учебник для
вузов /под ред. О.В.
3. История политических и правовых учений: учебник для вузов /под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2005.
4. Хрестоматия по истории политических и правовых учений (Древний мир - Западная Европа XIX века) / Грязнова Т.Е. - Омск, 2003.
5. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Грязнова Т.Е. - Ч. IV. Политические и правовые учения России второй половины XIX - начала XX вв. - Омск, 2003.
6. Азаркин Н.М.
Всеобщая история
7. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.
8. Посошков И.Т. Завещание отеческое к сыну. СПб, 1893.
Информация о работе Политико-правовая идеология И.Т. Посошкова