Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:16, реферат
Развитие промышленности, ремесла и торговли, ускоренное реформами Петра, привело к росту числа и влияния промышленников и купцов. Одним из первых идеологов этого класса был Иван Тихонович Посошков (1652, 1653 или 1665—1726). Посошков занимался предпринимательством и торговлей. Он написал несколько произведений, в том числе "Книгу о скудости и богатстве" (1724 г.), в которой излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество.
Ведение
Глава 1. Биография И.Т.Посошкова.
Глава 2. «Книга о скудости и богатстве».
Глава 3. Вопросы «искоренения неправды».
Глава 4. Правосудие.
Глава5. Реорганизация военного дела.
Глава 6. Сословия и политика государства.
Заключение.
Список литературы.
Санкт
– Петербургский гуманитарный университет
профсоюзов
Реферат
По дисциплине:
История
политических и правовых учений
На тему:
Политико-правовая
идеология И.Т. Посошкова
Выполнила
студентка 2 курса, группы 202 ЮД: Пупкина
Людмила
Проверил:
Вдовин В.Н.
СПБ
2011
План
Ведение
Глава 1. Биография И.Т.Посошкова.
Глава 2. «Книга о скудости и богатстве».
Глава 3. Вопросы «искоренения неправды».
Глава 4. Правосудие.
Глава5. Реорганизация военного дела.
Глава 6. Сословия и политика государства.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Развитие промышленности, ремесла и торговли, ускоренное реформами Петра, привело к росту числа и влияния промышленников и купцов. Одним из первых идеологов этого класса был Иван Тихонович Посошков (1652, 1653 или 1665—1726). Посошков занимался предпринимательством и торговлей. Он написал несколько произведений, в том числе "Книгу о скудости и богатстве" (1724 г.), в которой излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество. Все надежды Посошков возлагает на царя, держась традиционно-теологического обоснования царской власти: "Мы же монарха своего почитаем яко Бога", "Яко Бог всем своим светом владеет, так и царь в своей державе имеет власть".
Посошков
— сторонник тотальной
Глава
1. Биография И.Т.Посошкова.
Иван
Тихонович Посошков (1652–1726). Он родился
в дворцовом селе Покровское, что
на Яузе. Отец и дед его значились умельцами
серебряного дела. Ремесленники в этом
селе жили слободой, близкой по организации
их труда западноевропейским цеховым
устройствам. Свою карьеру И. Т. Посошков
начал с должности денежного мастера,
но уже в 1697 г. он обратился к Петру с предложением
о введении новой модели огнестрельного
оружия, что свидетельствует о его занятиях
по оружейному делу («Записка о ратном
поведении»). Вскоре И. Т. Посошков, по-видимому,
увлекся «купеческим делом» и с братом
открыл винокуренный завод, а затем лично
«сыскал самородную серу» и бил челом
о помощи в устроении предприятия по серокурению.
В 1704 г. Посошков открыл фабрику игральных
карт, затем он некоторое время подвизался
на «водочном сидении» у Каменного моста
на Москве, а в 1710 г. получил аналогичное
«сидение» в Новгороде, где в 1711 г. построил
еще и аптеку. Приблизительно тогда же
он хлопочет и о постройке полотняной
фабрики. Уже в это время Посошков состоит
в переписке с различными влиятельными
лицами, высказывая предложения по многим
аспектам экономической, политической,
юридической и культурной жизни государства.
В этих письмах он называет себя купцом.
Глава
2. «Книга о скудости и богатстве».
В связи со своей разносторонней деятельностью Посошков много ездил по стране, хорошо изучил современные порядки и серьезно задумывался над проектами улучшения политического устройства и экономического положения в государстве. Результатом его «многодельного» опыта стала адресованная царю Петру «Книга о скудости и богатстве» (1724). В ней автор затронул обширный круг проблем, которые, по его мнению, нуждались в срочном разрешении. Это были и вопросы об определении положения сословий, организации экономики, правосудия, военного дела, просвещения и т.д.
Главной задачей «Книги» является выяснение причин народной скудости и существующего в государстве беззакония. Внимание автора сосредоточено на определении модели развития народного хозяйства– сельского и промышленного. В центре всех его рассуждений– проекты организации промышленности, торговли, сельского хозяйства и сословной организации в стране. Он требовал запрещения занятия торговлей для всех сословий, кроме купеческого. «Ныне торгуют бояре, дворяне, офицеры и солдаты и крестьяне», причем торгуют беспошлинно, нанося ущерб казне. Дворян, по его мнению, следует полностью отстранить от торговых операций, ибо торговля отвлекает их от основного дела – военной службы. «Един раб не может двум господам служить», он должен либо торговать, либо воевать.
Купцам необходимо предоставить «право свободного торга», упорядочить внутренние пошлины, установив их единообразие. Государству, в свою очередь, нужно оказывать купцам покровительство и помощь, обеспечивая выгодные условия для внутренней и внешней торговли, а также помогать купцам в снабжении купеческих предприятий рабочей силой. Столкнувшись с полной неподвижностью закрепощенного русского населения, он жаждал привлечь к наемному труду хотя бы «трюмных сидельцев и бродяг».
В свою очередь, в обязанность купцам Посошков вменял неуклонное соблюдение правил «честного торга». Продавец обязан правильно определять вес и меру товара, а в случае обмана нести ответственность за свои действия. Настаивал он также на введении «уставной цены» на основные виды товаров, полагая, что цену на них необходимо устанавливать одинаковую как в первой лавке, так и в последней, а также добиваться равного изобилия товаров в любом месте страны.
Посошков проявлял заботу не только об экономическом положении купечества, но и об его авторитете как сословия, полагая, что «-.без купечества- ни великое, ни малое царство стояти не могут... Купечество воинству товарищ, воинство воюет, а купечество помогает и всякие потребности им уготовляет». «Царство воинством расширяется, а купечеством украшается».
Серьезное внимание своей «Книге» уделил Посошков и вопросам крестьянского устройства. Он полагал, что должен быть издан специальный закон, который бы точно определял размеры крестьянских повинностей и пределы барщинных работ. «Сколько дней в неделю на помещика своего работать и какова сделья делать». Подушную подать он считал необходимым заменить на поземельную, с отделением крестьянской земли от помещичьей. Настаивал он и на обучении всех крестьянских детей грамоте и счету, так как простым людям «немалая пакость творица от того, что грамотных людей у них нет». Но при всем этом советовал сохранять строгий контроль помещиков за крестьянами. «Помещикам положено,– утверждал он,– следить, чтобы крестьяне не шлялись без дела, не пьянствовали и не сидели без работы». А деревенскую молодежь хорошо бы отправлять на зимнее время (волей помещика) на фабричные работы.
Однако Посошков в крестьянском вопросе не был последовательным. С одной стороны, он безусловно боялся открыто требовать отмены крепостного права, но с другой– остро понимал всю сложность разрешения проблемы с наймом рабочей силы для промышленных предприятий. Он подходил к крестьянской проблеме с разных аспектов, но неизбежно сталкивался с тем, что представление о государственном богатстве и наличие крепостного права – предметы явно несовместимые. Мысль Посошкова о том, что помещики «не вековые держатели крестьян, а временные их владельцы», в то время как российские самодержцы являются собственниками всех своих подданных, по своей сути была направлена не на поддержку крепостного права, а на его юридическое отрицание. И это не единственное высказывание мыслителя в подобном плане.
В числе мер по упорядочиванию правового статуса земельных владений в государстве Посошков настаивал на введении прогрессивного налога на землю в зависимости от размера, мотивируя это мероприятие тем, что вся земля является собственностью государства и поэтому недопустимо ее бесплатное использование.
Покушался
он на дворянские привилегии и в
вопросе организации
При
характеристике духовенства Посошков
отмечал его бесчисленные недостатки
и вопиющую необразованность, обращая
внимание и на недопустимую (в смысле ущемления
авторитета) необеспеченность низшего
звена церковной службы. Он предлагал
государю принять меры к повышению авторитета
духовенства. Священников к тому же он
считал необходимым наделить полицейскими
функциями, а совершение всех таинств
подвергнуть строгому учету и записям.
На священнослужителей, по его мнению,
следует возложить и выявление старообрядцев
с тем, чтобы они всемерно содействовали
прекращению церковного раскола. Торговать
же духовному сану должно быть строжайше
запрещено.
Глава
3. Вопросы «искоренения неправды».
Большое
внимание уделено Посошковым вопросам
«искоренения неправды». В своих
рассуждениях о правосудии Посошков
исходит из традиционных представлений
о совмещении понятий «правда» и «закон».
Он почти дословно повторяет сентенцию
И. С. Пересветова о том, что бог любит больше
всего правду, поскольку «Бог и есть сама
правда». Посошков связывает справедливую
деятельность правосудия с авторитетом
«царева имени», неоднократно подчеркивая,
что в государстве «паче всякого дела
надо стараться о правом суде». Он выступает
с проектом устройства «прямого правосудия»,
которое осуществляется судьями–чиновниками
государства, находящимися на его содержании
(жалованье). Должность судьи следует предоставлять
«низкородным» людям из купцов, разночинцев
и даже черносошных крестьян, а дворян
к этой деятельности не привлекать, ибо
они в большинстве своем взяточники и
мздоимцы. За неправосудную деятельность
Посошков требует установления сурового
наказания вплоть до смертной казни, «понеже
у нас на Руси неправда вельми застарела».
Он настаивает на введении в государстве
скорого, без волокиты вершения правосудия
с обязательным личным участием в процессе
всех заинтересованных лиц. Ни одно дело
не должно находиться в суде без движения.
Суд в государстве должен быть равным
для всех («единым»): «каков земледельцу,
таков и купецкому человеку, убогому, богатому,
солдату и офицеру», а судья обязан «восстать
на сильное лицо, аще в убогом и бессловесном
истце или ответчике признается правость».
Глава
4. Правосудие.
В суде Посошков предлагал производить протокольную запись «судоговорения» («писать все в книгу»), доход же от суда («присуд») направлять прямо в царскую казну.
В
обязанности судей он вменяет
также и проверку всех задержаний.
Судьи обязаны ежедневно
Для осуществления правосудия в стране необходимо «сочинить книгу с подлинным рассуждением на всякие дела», а «судить по судебному усмотрению... како кому понравится» строго запретить. Для создания подобной книги следует провести большую кодификационную работу, которая позволила бы законодателю уточнить все древние статьи, добавить новые и расположить весь законодательный материал ясно и четко для удобства пользования им. При осуществлении такой работы следует рассматривать не только отечественное законодательство, но и обращаться к немецким судебным и другим иноземным уставам, привлекая все то, «что к нашему правлению будет пригодно». Стоит даже рассмотреть и турецкий судебник, перевести его и проанализировать их политические порядки и если обнаружится что-либо подходящее, «то и от них принять, ибо слышно, что в турецком царстве много порядков в судебном деле, да и купечество у них праведно хранится».
К
составлению новой Судебной книги
следует пригласить специальную
комиссию, в составе которой будут по два-три
человека от всех сословий из каждой губернии,
в том числе от крестьян и солдат. По окончании
работы все выборные лица подписывают
Судебную книгу и направляют ее на утверждение
царю. Таким образом, Посошков предлагал
взаимодействие «народосоветия» и монарха,
оставляя за последним решающее слово
– «кии статьи его величеству угодны,
то те тако и будут».
Глава5.
Реорганизация военного дела.
Высказал Посошков и целый ряд предложений по реорганизации военного дела. Прежде всего, он требовал серьезного обучения воинскому искусству всех молодых солдат («так, чтобы ни одной пули даром не терял»). Указывал он и на необходимость хорошего содержания армии, ибо «от бескормицы служба вельми не спора». Воины должны быть довольны «пищей и одеждой», обеспечены годовым жалованьем, и только тогда государство может требовать от них добросовестной службы в опасном деле. Он предлагал сократить войско («не почто пятьдесят тысяч войска конного держать и кормить напрасно»), восполнив численность высокой боеспособностью, вооруженностью и обученностью.
Информация о работе Политико-правовая идеология И.Т. Посошкова