- выражения
и реализации властно значимых интересов
групп и слоев общества;
- рационализации
конфликтов, придания межгрупповым отношениям
цивилизованного характера, умиротворяющего
противоборствующие стороны;
- распределения
и перераспределения, общественных благ
с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности
общества в целом;
- управления
и руководства общественными процессами
как главного метода согласования групповых
интересов посредством выдвижения наиболее
общих целей социального развития;
- интеграции
общества и обеспечения целостности общественной
системы;
- социализации
личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного
государства и общества. Через политику
человек приобретает качества, необходимые
ему для реалистического восприятия действительности,
преодоления разрушающих последствий
подсознательных реакций на политические
процессы, препятствующих рациональному
отношению к жизни. Конституируя личность
как самостоятельное, активное существо,
политика способна осуществлять и человекотворческие
задачи;
- обеспечения
коммуникации. Политика создает особые
формы общения между конфликтующими по
поводу власти группами населения, формируя
или используя для этого специфические
институты (СМИ), способы поддержания контактов
между властью и населением (политическую
рекламу), стратегии информирования населения
и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию,
политический паблик рилейшнз – особые
техники связи с общественностью);
- созидания
действительности (проективная функция).
Политика способна формировать новые
отношения между людьми и государствами,
преобразовывать действительность в соответствии
с планами различных политических субъектов,
создавать новые формы организации социальной
жизни, формировать возможности для новых
отношений между человеком и природой.
Более
частные, разнообразные функции
политики складываются при взаимодействии
ее с отдельными конкретными сферами
жизни (например, со сферой формирования
общественного мнения, создания органов
власти и т.д.). Политика может обладать
как явными, так и скрытыми (латентными)
функциями, например, при согласовании
интересов в сфере принятия государственных
решений.
В
целом же функции политики могут
трансформироваться в зависимости
от времени, места и субъектов политической
деятельности. Это говорит не только о
том, что отдельные функции способны осуществляться
в более или менее развитых формах, но
и о том, что в ряде случаев они могут приобретать
противоположный своему назначению характер
(когда, к примеру, жесткость конкуренции
за власть может десоциализировать человека,
оттолкнув его от активной политической
жизни). Далее мы увидим, какие качественные
изменения происходят с функциями политики
в рамках тоталитарных обществ, на поздних
стадиях развития современных индустриальных
государств, в переходных процессах, острых
кризисах государственной власти.
5.
Взаимоотношение политики
с другими сферами жизни.
Политика
беспрепятственно вступает в самые
различные взаимодействия, образуя
целые области управления, отношений,
знания и воздействия на
общество: политическая экономия
и экономическая политика, политическая
идеология, культура, мораль,
истина и др.
Функциональность политики,
ее свойство служить обществу,
не только позволяет ей
глубоко воздействовать на другие функциональные
сферы, но и связывает с ними.
Политика глубоко опосредована
экономической сферой общества,
экономическими (базисными) отношениями
и интересами, концентрированным выражением
которых она является. Экономической
основы политики как сферы управления
жизнедеятельностью связывают
политику и экономику через власть,
точнее, два ее вида: экономическую
и политическую, через владение средствами
производства, вещами, господство в
сфере распределения и т.п. конкретные
отношения, которые связывают
политику и экономику и придают
экономической деятельности политический
смысл, а политическую трансформируют
в экономическую или позволяют
ей получить экономическое
выражение. Диалектика отношений
политики и экономики, известная в
терминах отношений базиса
и надстройки, абстрактна только на
всеобщем организационном,
формирующем общество уровне.
В конкретном обществе
и в действительном общественном
процессе она актуализируется
во множестве форм: экономической,
финансовой, социальной политике государства,
его вмешательстве в экономику, участии
в ней, в производстве и в распределении,
ее регулировании, в опоре на нее государств,
политики, использовании и т.п.
Точно так же политика связана со
сферой культуры, определяющей культурный
ее облик. Политическая культура, ее
связь с историей, человеком, знанием.
Неизбежны моральные и
этические оценки и установки
политики. Неверны представления
о возможности разделить политика
и мораль (т.н. макиавеллизм).
Политика м.б. более или
менее нравственной или совсем безнравственной,
но это и определяет ее отношение
к морали и не помешает обществу
оценивать ее моральность
не так, как это делают ее
творцы и исполнители .Особые
отношения связывают политику
и идеологию. Если нравственность,
культура, знание, даже религия (несмотря
на ее влияние в ряде обществ)
мало или редко могут
определять и вдохновлять
политику, то идеология слита с
ней непосредственно. Политика как общественная
сущность неотделима от сознания общества
и человека, его интересов, потребностей,
целей, мировоззрения. Реальная
политика осуществляется партиями, носителями
и генераторами идеологии, в столкновении
идей. Связи политики с наукой всегда
проблематичны, но со знанием
непосредственны и нерасторжимы,
ибо существует особое политическое
знание, без которого разработка
и осуществление политики невозможны,
даже если оно не обременено теорией
и сводится к эмпирическим
приемам, стандартным правилам
и наивным хитростям
Заключение
Историческая
эволюция политики свидетельствует
о неизменности ее фундаментальных
основ. Если они и будут когда-либо иными,
то только вместе с изменением
всей системы организационных
и регулятивно- контрольных сфер общества.
Перспектива исчезновения политики,
явно нереальна ни в каком, гипотетическом
будущем. Сохранится ли государство или
отомрет - политика все равно останется
в тех же общественных функциях, но
с другими субъектами. Ими могут быть
и ассоциации, свободные самоуправляющиеся
группировки в рамках гражданского
общества - во всех случаях политика
как средство организации и регулирования
жизни общества сохранит свое значение.
Наиболее же актуальной в
наше время остается ее демократизация,
гуманизация, приближение к насущным
запросам общества и решение ее
средствами общеисторических задач каждого
данного общества в русле прогресса и
обновления. Число и сложность
таких задач постоянно
возрастают. Поэтому генеральная перспектива
политики - ее усложнение, повышение
ее эффективности и ответственности.
Список литературы:
- Мухаев, Р.Г.
Политология: учеб. для студ. вузов / Р.Г. Мухаев.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
- Воробьев,
К.А. Политология: учеб. пособие для вузов
/ К.А. Воробьев. – М.: Академический Проспект,
2003. – 432 с.
- Политология:
хрестоматия / под ред. М.А. Василика. –
М.: Гардарики, 2000. – 843 с.
- Бердашкевич,
А.П. Основные принципы формирования и
реализации государственной политики
/ А.П. Бердашкевич // ВМУ. Сер. 12. Политические
науки. – 2001. – №4. – С. 82-94.
- Попов, А.В.
Ценности в политике / А.В. Попов, Л.А. Зуева
// ВМУ. Сер. 12. Политические науки. – 2000.
– №1. С. 3-13.