Политика

Автор: Маша Бормотова, 02 Сентября 2010 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Политика происходит от греч. polis - город- государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.

Содержание

Введение
1. Происхождение и природа политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Субъекты и объекты политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3. Структура политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
4. Функции политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
5. Взаимоотношение политики с другими сферами жизни . . . . . . . . . . . . . . .11
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

План:

Введение

  1. Происхождение и природа политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
  2. Субъекты и объекты политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
  3. Структура политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
  4. Функции политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
  5. Взаимоотношение политики с другими сферами жизни . . . . . . . . . . . . . . .11

Заключение 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Данная работа написана на тему: «Политика».

     Политика происходит от греч. polis  -   город- государство и прилагательного  от   него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.

     Политика - одна из наиболее острых  тем обыденного, современного массового и научного сознания, вплоть до коллективного   и   индивидуального  подсознательного,  интуитивного  и   эмоционального переживания событий  политической  жизни общества, особенно в ее критические эпохи.

     Целью данной контрольной работы является выявление сущности политики, ее происхождение  и природу. Задачами контрольной  работы является определение функций  политики, структуры политики, а  так же определение субъектов  и объектов политики.

       
 
 
 
 
 
 

1. Происхождение и  природа политики.  

  Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV  в  до

н.  э.  Греческий  философ определил ее как  искусство  управления

государством,  под которым понимался полис (город -  государство).

Однако  выделение  политики  в  особую  сферу  общественной  жизни

произошло  задолго  до того, как греки начали активно  пользоваться

этим  понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч  лет  назад,

она  формируется  значительно позже, чем экономические и социальные

отношения и  мораль.

      Логику  появления политики можно представить  следующим образом:

    1.  Рост  продуктивной деятельности  человека сделал  возможным

прибавочный   продукт,   который   трансформируется   в    частную

собственность. Частная собственность способствовала:

  • дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности

       росту обмена, торговли, появлению  ремесел, городов. Тем самым

       складываются различные социальные  группы, усложняются формы

       экономических взаимоотношений;

  • росту автономии личности, ее независимости от власти "целого"

       (рода, племени). Политолог Р. Т.  Мухаев указывает на то, что  с тех

       пор социальный статус обособленного  человека определяется не

       родственными связями, а экономическими  возможностями и богатством.

       Это  потребовало  формирования  институтов, направленных  на

       обеспечение прав и самостоятельности  личности [5, с. 28-30];

  • усилению имущественного расслоения, складыванию различных

       классов и групп с противоположными  интересами и конфликтными

       формами взаимоотношений.

2.  Углубление  социальной  дифференциации  по  этническому  и

религиозному  признаку.

3.  Рост  плотности  населения и потребности  расширения  сферы

земледелия  и  скотоводства  породили  территориальные  притязания

племен    друг    к   другу.   Появляется   проблема    сохранения

территориальной   целостности   и   независимости    от    внешних

посягательств.

     Таким  образом,  политика формируется как  результат  неравного

распределения    богатства,   различия   статусов,   несовпадающих

интересов социальных групп, неизбежности противоречий и  конфликтов

в  обществе.  Ее  появление было связано  с  тем,  что  классовые,

этнические  и  религиозные  проблемы,  межплеменные  конфликты,  с

которыми столкнулось  общество, уже не могли быть решены с  помощью

прежних  регуляторов  — традиций, обычаев, нравственных  норм.  Для

решения    этих    проблем    потребовались    новые    регуляторы

(административно-правовые  и политические) и новые  организационные

структуры —  государство.  

2.Субъекты  и объекты политики.

     Анализ  места человека в политической жизни  открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также  организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различной. Так, известный  американский политолог Г. Алмонд в  зависимости от осознанности участия  в политике различает три группы ее субъектов. 
 

     Группы  субъектов:

1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации  своих непосредственных, местных,  повседневных интересов и не  осознающие политических последствий  своего участия, своей политической  роли;

2) субъекты-подданные,  понимающие свою политическую  роль и назначение, но не видящие  возможности выйти за их пределы,  самостоятельно воздействовать  на политическую жизнь;

3) субъекты - партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

     Классификация субъектов политики.

     Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление  на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный,  охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы  интересов и т.д.

     Иногда  выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие  заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и  т.п.

     Первичный субъект политики.

     Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как  индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как  относительно самостоятельный, активный  участник политической и общественной  жизни, обладающий разумом и  свободой воли, не только общечеловеческими,  но и уникальными в своем  роде чертами, то есть как  целостность, не сводимая к  ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический  статус гражданина или подданного  государства. Именно в этом  своем аспекте человек обычно  взаимодействует с властью, выполняет  определенные политические обязанности  и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

 

3. Структура политики.

    Выполнение  политикой столь специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни.

    К несущим опорам политики относится  прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Партии, лобби, разнообразные политические движения, средства массовой информации, профсоюзы и другие политические ассоциации и объединения вкупе с представительными и исполнительными органами государства составляют этот организационный фундамент политики.

    Важнейшим элементом структуры политики является и политическое сознание. В самом общем виде оно характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов.

    Воплощенная (объективированная) часть человеческих замыслов и представлений существует в формах практической деятельности людей, институтах, механизмах и процедурах борьбы за власть, даже в архитектуре  государственных учреждений и прочих материализованных формах. В то же время не выявленный мир политического сознания «живет» в поле публичной власти в виде ценностей, идеальных побуждений, оценок, мотивов поведения и т.д. С точки зрения зависимости от политического сознания политика может быть представлена как постоянный переход, преобразование различных способов мышления из духовной формы в материальную, и наоборот.

    Еще одним структурным элементом  выступают политические отношения. Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. В этом смысле политические отношения раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками «игры» за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой. Например, политические процессы могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в обществе прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Не случайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров.

    4. Функции политики.

    Формируясь  в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

Информация о работе Политика