Автор: Маша Бормотова, 02 Сентября 2010 в 14:45, контрольная работа
Политика происходит от греч. polis - город- государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.
Введение
1. Происхождение и природа политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Субъекты и объекты политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3. Структура политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
4. Функции политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
5. Взаимоотношение политики с другими сферами жизни . . . . . . . . . . . . . . .11
Заключение
Список литературы
План:
Введение
Заключение
Список
литературы
Введение:
Данная работа написана на тему: «Политика».
Политика происходит от греч. polis - город- государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.
Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания, вплоть до коллективного и индивидуального подсознательного, интуитивного и эмоционального переживания событий политической жизни общества, особенно в ее критические эпохи.
Целью данной контрольной работы является выявление сущности политики, ее происхождение и природу. Задачами контрольной работы является определение функций политики, структуры политики, а так же определение субъектов и объектов политики.
1. Происхождение и природа политики.
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в до
н. э. Греческий философ определил ее как искусство управления
государством, под которым понимался полис (город - государство).
Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни
произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться
этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад,
она формируется значительно позже, чем экономические и социальные
отношения и мораль.
Логику появления политики можно представить следующим образом:
1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным
прибавочный продукт, который трансформируется в частную
собственность.
Частная собственность
росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов. Тем самым
складываются различные
экономических взаимоотношений;
(рода, племени). Политолог Р. Т. Мухаев указывает на то, что с тех
пор социальный статус
родственными связями, а
Это потребовало
обеспечение прав и
классов и групп с
формами взаимоотношений.
2. Углубление социальной дифференциации по этническому и
религиозному признаку.
3. Рост плотности
населения и потребности
земледелия и скотоводства породили территориальные притязания
племен друг к другу. Появляется проблема сохранения
территориальной целостности и независимости от внешних
посягательств.
Таким образом, политика формируется как результат неравного
распределения богатства, различия статусов, несовпадающих
интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов
в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые,
этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с
которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью
прежних регуляторов — традиций, обычаев, нравственных норм. Для
решения этих проблем потребовались новые регуляторы
(административно-правовые и политические) и новые организационные
структуры —
государство.
2.Субъекты и объекты политики.
Анализ
места человека в политической жизни
открывает крупный раздел политической
науки, посвященный субъектам
Группы субъектов:
1) субъекты персональные,
движимые заботой о реализации
своих непосредственных, местных,
повседневных интересов и не
осознающие политических
2) субъекты-подданные,
понимающие свою политическую
роль и назначение, но не видящие
возможности выйти за их
3) субъекты - партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).
Классификация субъектов политики.
Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:
1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;
2) институциональный,
охватывающий государство,
Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.
Первичный субъект политики.
Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:
1) личность как
индивидуальные
2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;
3) личность как
относительно самостоятельный,
3. Структура политики.
Выполнение политикой столь специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни.
К несущим опорам политики относится прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Партии, лобби, разнообразные политические движения, средства массовой информации, профсоюзы и другие политические ассоциации и объединения вкупе с представительными и исполнительными органами государства составляют этот организационный фундамент политики.
Важнейшим элементом структуры политики является и политическое сознание. В самом общем виде оно характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов.
Воплощенная (объективированная) часть человеческих замыслов и представлений существует в формах практической деятельности людей, институтах, механизмах и процедурах борьбы за власть, даже в архитектуре государственных учреждений и прочих материализованных формах. В то же время не выявленный мир политического сознания «живет» в поле публичной власти в виде ценностей, идеальных побуждений, оценок, мотивов поведения и т.д. С точки зрения зависимости от политического сознания политика может быть представлена как постоянный переход, преобразование различных способов мышления из духовной формы в материальную, и наоборот.
Еще одним структурным элементом выступают политические отношения. Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. В этом смысле политические отношения раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками «игры» за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой. Например, политические процессы могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в обществе прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Не случайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров.
4. Функции политики.
Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций: