Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:55, реферат
Среди крупных государственных деятелей России трудно найти личность сколь незаурядную, яркую, столь и неоднозначную, противоречивую, каким был С. Ю. Витте. Этому человеку было суждено испытать головокружительный взлет — подняться от третьеразрядного канцелярского чиновника до самого влиятельного министра; в переломные для судеб России годы — быть председателем Комитета министров, а затем стать главой осажденного революцией правительства.
1. Введение...........................................................................................................3
2. Путь к власти..........................................................................7
3. Политика Витте на посту министра финансов.............................. 17
4. Реформы Витте.........................................................20
5. Отставка Витте.............................................................23
6. Оценка деятельности..........................................................27
7. Заключение.................................................................................32
8. Список литературы.................................................................34
нашего народа".
В начале XX в. Российская империя была среднеразвитой аграрно-
индустриальной страной с крайне многоукладной экономикой. Это было
следствием особенностей капиталистической модернизации страны: 1) сжатые
сроки (Россия за полвека прошла путь, на который ведущим странам Запада
потребовались века) не могли привести к сосуществованию различных форм
хозяйства - от передовых промышленно-капиталистических до разного рода
раннекапиталистических и полуфеодальных (мануфактурных, мелкотоварных,
патриархально-натуральных); 2) смещение в связи с этим некоторых основных
стадий (этапов) складывания крупнокапиталистической индустрии и
модернизации аграрного сектора (промышленный переворот завершился в России
до победы буржуазной революции, аграрная капиталистическая перестройка не
завершилась и после этого переворота; 3) противоречивая роль государства,
форсировавшего развитие отдельных отраслей промышленности и вместе с тем
тормозившего проявление частного предпринимательства, оказывавшего
всемерное содействие сохранению латифундиального помещичьего землевладения
и отвлекавшего громадные
средства от производительного
Российская деревня оставалась средоточием феодальных пережитков.
Важнейшими их проявлениями были, с одной стороны, помещичьи латифундии,
практиковавшие отработки (прямой пережиток барщины), а с другой стороны -
крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община с
ее переделами, тормозившими модернизацию крестьянского хозяйства. Пережитки
крепостничества пагубно влияли на все стороны жизни страны. Они
консервировали низкий уровень агрокультуры, обрекая на периодические
голодовки огромные массы населения; снижали его покупательную способность,
что вело к ограничению рынка сбыта и для промышленности; удерживая низкий
жизненный уровень народных масс, они обусловили дешевизну рабочей силы и
тормозили техническое перевооружение предприятий и т.п. Наконец, они
служили питательной средой для сохранения феодальной по своей природе
политической надстройки - российского абсолютизма. В целом аграрный сектор
разительно отставал от промышленности, и это отставание все более
приобретало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной
модернизации страны и тормозящим влияние феодальных пережитков.
Основные реформы Витте - это, во-первых, денежная реформа 1897 г.,
которая позволила накопить достаточный золотой запас для сбережения размена
государственных кредитных билетов; во-вторых, введение винной монополии для
увеличения государственных доходов и сократить дефицит» госбюджета; затем
строительство крупной сети железных дорог, начатое с 1891 г.; а также
разработка и внедрение покровительственного тарифа. Они помогли развитию
крупной фабрично - заводской промышленности. Выплавка чугуна в России в
1887 г. составляла 35,6 млн. пудов, а в 1904 г. -152,6 млн. пудов. Добыча
каменного угля в Донецком бассейне в 1887 г. составляла 125,6 млн. пудов, а
в 1904 г. - 798,6 млн. пудов. Оборот внешней торговли составлял в 1881 г.
1024 млн. руб. (вывоз 506 млн., ввоз 518 млн.), в 1903 г. - 1683 млн. руб.
(вывоз 1001 млн., ввоз 682 млн.). Однако они не нравились всем слоями
общества, все находили в них что-то неудовлетворительное.
Хор критиков звучал все громче. Значительная часть купечества была
недовольна конкуренцией со стороны иностранного капитала. Владельцы -
аграрии утверждали, что введение золотого рубля понизило цены на зерно.
Деятели правого толка обвиняли Витте в том, что он продает Россию
иностранцам. Не менее резко отзывалась и левая пресса. Достаточно
характерна, например, оценка В.И. Ленина, данная в "Искре" 1902 г.: Витте
ведет "хищническое хозяйство" при помощи "увеличения займов и повышения
налогов",
Нельзя сказать, что критики были совсем неправы. "Система Витте"
действительно не был» свободна от хозяйственных диспропорций и достаточно
острых противоречий. Если тяжелые отрасли индустрии росли быстро, то легкая
промышленность заметно отставала. По пищевой промышленности, например темпы
роста были ниже прироста населения. В текстильной же промышленности средний
годовой прирост оказался в принципе неплохой, но в значительной мере - за
счет экспорта в Персию, Китай и другие страны Внутреннее же потребление
хлопка на душу населения было более чем скромное - в 4 раза уступало США, и
почти в 8 раз - Англии. Точно также, несмотря на весьма высокий уровень
добычи нефти и производства нефтепродуктов (сейчас в это трудно поверить,
но в ту раннюю эпоху освоения "черного золота" на Россию приходилось почти
половина мировой нефтедобычи), керосина в стране на душу населения
потреблялось почти в 4 раза меньше, чем, например, в Германии. Явно ниже
возможностей производства было непромышленное потребление угля, листового
железа и подобных предметов широкого спроса. Низкая покупательная
способность основной массы населения, таким образом, выступала лимитирующим
фактором.
Ограничение
массового потребления
Например, акциз на сахар приводил к тому, что внутренняя цена его
оказывалась почти в 3 раза меньше той, по которой экспортированный
российский сахар продавался в Лондоне. Короче говоря, "цепочка
индустриализации" наталкивалась на узость внутреннего рынка.
Видел ли Витте это противоречие? Не только видел, но и пытался его
разрешать. В ходе реализации своей программы развития он буквально "уперся"
в крестьянский вопрос. Тогда он становится инициатором нового этапа
крестьянской реформы. Главная идея, сформулированная в итоговой записке
Витте на высочайший адрес, фактически предвосхищала столыпинские
мероприятия: переход от общинной к личной собственности, переселение
крестьян на свободные земли, стимулирование государством фермерских
хозяйств. Различие состояло в том, что Витте предупреждал о недопустимости
насильственной ликвидации общины. Предлагалось также отменить выкупные
платежи. Однако, эта программа не встретила поддержки наверху. Под
давлением министра внутренних дел В.К. Плеве и других консервативных
чиновников (за которыми стоял сам царь) Совещание в 1902 г. было закрыто.
Данная
акция была симптомом
его деятельности со стороны тогдашних российских верхов. Противодействие
нарастало, и его все труднее было обходить. Можно предположить, что при
более или менее нормальном, благоприятном течении событий (мирной эволюции
страны) Витте скорее всего удалось бы произвести необходимые коррективы в
своей экономической политике - не только облегчить положение крестьянства,
расширить емкость внутреннего рынка и пр., но и устранить другие
диспропорции (например, уже проявляющуюся тенденцию монополистического
поведения крупных промышленников, поставленных государством в 'тепличные"
условия государственной опеки). Во всяком случае, профессиональные качества
Витте предполагали, что он способен был справиться с этими проблемами. Но в
том-то и дело, что в начале XX в, в России - и прежде всего усилиями
консервативных вдохновителей самодержавия - события стали развиваться
"ненормально". Соответственно усиливались расхождения министра -
реформатора с большими сановниками и самим царем. Здесь заключался другой
парадокс реформ Витте: он натолкнулся на сопротивление режима, которому он
искренне служил и во имя поддержки которого, собственно говоря, и проводил
свои экономические реформы.
По мере
того, как обнаруживались
и самим царем, становилось
все более очевидным его
в структуре власти. В результате его вынужденная отставка с поста министра
финансов стали закономерным финалом, который одновременно фактически
означал и конец его планов.
В качестве премьер-министра Витте суждено было принять на себя
революционный удар 1905 г. В последний раз им была предпринята попытка
послужить "царю и отечеству". Он делал все, чтобы защитить монархию. Но,
увы, это не имело результатов, но показало лишь, что в политике Витте
чувствовал себя менее уверенно, чем в хозяйственной деятельности. Им опять
были недовольны все - и справа и слева. Либералы упрекали его за защиту
прерогатив царя перед Государственной думой. Консерваторы - за то, что
закон о выборах в Государственную думу, автором которого он был, привел к
тому, что Дума оказалась чересчур левой. О политических радикалах и
говорить нечего - их не устраивало в премьере все. В 1906 г. С.Ю. Витте
пришлось уйти в отставку - на этот раз окончательно.
И еще один урок можно извлечь из опыта деятельности Витте -
необходимость четкой "адресации" проводимых преобразований, социальной
опоры реформ. Как демократия должна уметь себя защитить, так и реформы, в
том числе экономические, нуждаются в поддержке тех слоев населения, в
интересах которых они проводятся. Отсутствие же такой поддержки,
неспособность обеспечить ее могут стать преградой преобразованиям, которые
в принципе, объективно отвечают интересам многих, и даже общества в целом.
Я считаю,
что Витте действовал вполне
адекватно той хозяйственной
социально - культурной реальности России конца XIX - начала XX в.. которая
его окружала. Именно поэтому он достиг столь значительных успехов в своей
политике экономического реформирования российского общества. И пусть даже
его реформы отвергались обществом, но главное, что они помогли развитию
России, хотя не все шло гладко, но ведь никто не застрахован от ошибок.