Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:55, реферат
Среди крупных государственных деятелей России трудно найти личность сколь незаурядную, яркую, столь и неоднозначную, противоречивую, каким был С. Ю. Витте. Этому человеку было суждено испытать головокружительный взлет — подняться от третьеразрядного канцелярского чиновника до самого влиятельного министра; в переломные для судеб России годы — быть председателем Комитета министров, а затем стать главой осажденного революцией правительства.
1. Введение...........................................................................................................3
2. Путь к власти..........................................................................7
3. Политика Витте на посту министра финансов.............................. 17
4. Реформы Витте.........................................................20
5. Отставка Витте.............................................................23
6. Оценка деятельности..........................................................27
7. Заключение.................................................................................32
8. Список литературы.................................................................34
благ. После убийства эсерами 15 июля 1904 г. В.К. фон Плеве он, по
свидетельству современников, предпринимал энергичные попытки возглавить
МВД.
Осенью 1904 г. процесс нарастания революционной ситуации вступил в
новую фазу, захватив широчайшие слои российского общества. В таких условиях
царизм помимо ужесточения репрессий попытался сбить волну недовольства,
став на путь лавирования. В качестве одной из важнейших мер выхода из
кризиса предлагалось допустить участие выборных представителей в работе
Государственного совета. Царь созвал специальное совещание сановников, на
которое был приглашен и Витте. В целом Витте вроде бы поддержал такое
мнение, но по вопросу о приглашении выборных представителей общественности
в Государственный совет он заявил, что, с одной стороны, такая мера,
видимо, нужна, но при этом, с другой стороны, необходимо иметь в виду, что
она не может не поколебать существующий государственный строй. Его позиция,
несомненно, укрепила царя во мнении об опасности и вредности предложений
министра финансов, которым в это время стал П.Д. Святополк - Мирской.
Трудно сказать, было ли это со стороны Витте шагом с целью восстановить
свою репутацию в глазах Николая, или таким образом проявились его
монархические убеждения. Как бы то ни было, так была упущена еще одна
возможность перевести назревающую революцию в русло реформ. 12 декабря 1904
г. был издан указ,
обещавший некоторые
без пункта о представительстве, но с твердым заявлением о "незыблемости
основных законов империи". Более того, наряду с указом был опубликован
текст правительственного сообщения, в котором всякая мысль о политических
реформах и представительных учреждениях объявлялась "чуждой российскому
народу, верному исконным основам существующего государственного строя".
Однако все-таки в результате повторного обсуждения этого вопроса 18 февраля
1905 г. Николай II рескриптом на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина
поручил последнему составить проект привлечения выборных народных
представителей к
законосовещательной
На этот раз Витте пришлось смириться с "царской волей". Вместе с тем у
него рождается комплексный план борьбы с разраставшейся революцией. Первым
и необходимым условием подавления "смуты" должно было стать прекращение
русско-японской войны. Ибо она, по мнению Витте, "окончательно расстроит
финансы и подорвет экономику страны, усугубит бедность населения и увеличит
его озлобленность, вызовет враждебные настроения среди зарубежных
держателей русских ценных бумаг и как итог - потерю кредита"[11] и т.д.
Советы Витте получили весомое подтверждение, когда французские банкиры
отказались парафировать достигнутое, казалось бы, накануне соглашение о
займе. И все же царское предубеждение к нему оставалось стойким. Однако 29
июня император скрепя сердце вынужден был подписать указ о назначении Витте
первым уполномоченным для ведения переговоров, за неимением других
кандидатов.
Резонанс на назначение Витте главой делегации на переговоры, которые
должны были состояться в городе Портсмуте (США, т.к. они взяли на себя
посредничество между Россией и Японией), был неоднозначен. Если буржуазно -
либеральная общественность отнеслась в целом к этому факту положительно, то
правые круги не скрывали своего недовольства. За рубежом же выбор царя
рассматривался как свидетельство серьезности намерений русской стороны
заключить мир. Первоначально царь настроен крайне жестко - ни копейки
контрибуции, ни уступки пяди земли. Однако, как выяснилось, великие державы
выступали за заключение мира любой ценой и только на этих условиях готовы
были предоставить России необходимые средства. В конце концов 23 августа
был подписан Портсмутский мир, по которому Яюния получил Южный Сахалин,
Корея была признана сферой японских интересов и в Маньчжурии был установлен
принцип "открытых дверей". Витте получил приветственную телеграмму
императора, благодарившего его за умелое и твердое ведение переговоров,
приведших к хорошему для России окончанию.
По возвращении
в Петербург Витте был
Николай II поблагодарил его за успешное выполнение сложного поручения и
объявил о возведении его в графское достоинство. Воодушевленный царским
приемом, новоявленный граф все усилия сосредоточил на борьбе с революцией,
входившей с осени 1905 г. в полосу своего высшего подъема. Витте предлагал
императору реформистский путь освобождения от революции, который он видел в
своем назначении премьером и предоставлении ему подбора министров. Николай
долго колебался в своем решении, но в конце концов он поручил Витте
представить развернутую программу действий и проект манифеста, которым
государь намерен был объявить о своем решении приступить к преобразованиям.
17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, составленный князем АД.
Оболенским и Н.И. Вуичем под руководством Витте. Издание манифеста и
обещания преобразований предотвратили немедленное крушение самодержавия.
Буржуазия получила возможность начать легальную организацию своих
политических партий. У части рабочих и особенно демократической
интеллигенции манифест вызвал определенную конституционную эйфорию.
Забастовка временно пошли на убыль.
3 ноября 1905 г. был издан манифест "Об улучшении благосостояния и
облегчения положения крестьянского населения" и два указа, целью которых
было прекращение захватов и разгромов крестьянами помещичьих имений.
Объявлялось о снижении с 1906 г. наполовину и о полной отмене с 1907 г.
крестьянских выкупных платежей. Однако все эти меры не ослабили
крестьянского движения. Осенью 1905 г. в правительственных и помещичьих
кругах появляются проекты частичного отчуждения в пользу крестьян -
конечно, за выкуп - некоторой части помещичьих земель, в основном из
сдававшихся в аренду. Эту идею подхватил и Витте, поручив
главноуправляющему землеустройством и земледелием Н.Н. Кутлеру подготовить
соответствующий проект. Такой документ был составлен. Но при его
обсуждении, проходившем уже в начале 1906 г., когда налицо был некоторый
спад крестьянских выступлений, голос реакционно-помещичьего края зазвучал
столь мощно, что
Витте испугался и сам
колеблясь предал коллегу, Куглер был вынужден подать в отставку. Но маневр
Витте не остался неразгаданным, став новым поводом для интенсивных нападок
на него со стороны крайне правых. Таким образом, не спадающая волна
стачечных движений вызвала в ответ карательные меры по урегулированию
обстановки в стране.
Несмотря на успешную в целом деятельность Витте по подавлению
революции, напряженность между ним и обществом не спадала. Его двойственная
политика, вынужденные компромиссы не снискали ему популярности ни среди
либералов, ни в право-консервативных кругах. "Каждый день Витте все больше
и больше теряет почву под ногами, никто ему не верит. Пресса всех оттенков
его ругает"[12] Особенно усердствовали черносотенцы, видевшие в нем
ниспровергателя основ российского самодержавия, виновника позорного, по их
мнению, мира с Японией, наградившие его презрительной кличкой - граф
Полусахалинский.
Старая неприязнь к нему Николая II и особенно императрицы вновь
переросла во враждебность, внешне до поры до времени маскируемую. В вину
ему теперь вменялось и вынужденное согласие царя на публикацию Манифеста 17
октября, и то, что избранная по новому избирательному закону Дума оказалась
крайне оппозиционной.
Все усилия
Витте укрепить у трона свои
позиции оказались
Его еще какое-то время терпели, пока он не завершил переговоры о заключении
крупного заграничного займа. Дело в том, что Россия стояла на грани
финансового краха. Соглашение о займе на 8,4 млрд. руб. после сложных и
трудных переговоров с французскими банками было подписано 4 апреля 1906г.,
а 14 апреля Витте подал прошение об отставке, которая была принята Николаем
II с облегчением. Внешне и эта отставка была проведена вполне
благопристойно. Император поблагодарил его за преданность и усердие. Витте
был награжден высшим орденом - Святого Александра Невского с бриллиантами и
получил крупное денежное вознаграждение. Он остался членом Государственного
совета и Комитета финансов, но активного участия в государственных делах
больше не принимал, хотя попытки вернуться в правящие сферы предпринимались
им неоднократно, хотя они уже не увенчались успехом.
В феврале
1915 г. Витте простудился и
скончался, немного не дожив до 65 лет, и был похоронен на кладбище в
Александ-ро-Невской лавре. Кабинет его тотчас был опечатан, бумаги
просмотрены и увезены чиновниками МВД. Однако рукописи мемуаров, в которых
содержались мысли Витте о своих современниках не в самых приятных для них
высказываниях, не были
найдены царской охранкой.
Заключение
В России путь преобразователя всегда был извилистым и тернистым. В
данном случае парадокс состоял в том, что, хотя объективные достижения
экономической стратегии Витте, казалось бы, трудно было оспаривать,
противодействие ей постепенно и отовсюду нарастало.
Государственный контролер генерал П.Л. Лобко во всеподданнейшем докладе
писал, что политика Витте, "базирующаяся на расширяющихся государственных
заказах и спекулятивном росте дешевого иностранного капитала, вступает в
противоречие с развитием потребительского рынка, представленного главным
образом массой сельскохозяйственного населения, к которому принадлежит 80 %