Политика: понятие и общественный смысл

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие политики и показать ее общественный смысл.

Задачи:

- проанализировать происхождение политики;

- раскрыть сущность политики;

- определить функции политики в обществе;

- найти взаимодействие политики с другими сферами общественной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Происхождение политики.
Сущность политики.
Функции политики в обществе.
Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 36.43 Кб (Скачать)

     Таким образом, основными чертами политики являются ее универсальность, системность, всеобщность.

     Важное  предназначение политической сферы  общества - осуществлять управление обществом  в целом. Без политического руководства  жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению, представляющему спонтанный процесс столкновения разнообразных  частных интересов.

     Можно сказать, что политика - это деятельность по управлению обществом, мобилизации  его на выполнение общезначимых целей.

     Политика  вырабатывает систему политических норм и традиций, по которым живет  общество. В этом смысле политика - это  и определенный нормативный порядок, правовое регулирование совместной деятельности людей.

     Существует  точка зрения, что политическая деятельность не поддается научному анализу, поскольку  «политика - искусство возможного». Действительно, в политике многое зависит  от таланта и интуиции отдельных  политиков-профессионалов. Занятие  политикой требует особых черт характера, определенных природных данных. Однако признание политики лишь искусством заранее обрекает политических деятелей на дилетантизм. Усложнение политической жизни современного общества, возникновение новых политических институтов и процессов требуют постоянного научного исследования, выявления и изучения закономерностей развития общества, не только интуитивного предугадывания событий, но и научного прогнозирования политических явлений и процессов. Поэтому общепризнано, что политика - это наука и искусство одновременно.

     Политика  в обществе всегда выступает в  определенных конкретных видах и  направлениях. В зависимости от субъекта политики, характера и содержания проблем и вопросов, которые она  решает (сфера управления, объем, масштаб  и т.п.), существуют разные классификации  видов политики.

     Так, если рассматривать политику в широком  смысле, то, с точки зрения ее субъектов, можно выделить: государственную  политику, партийную политику, политику социальной или корпоративной группы (например, политика дворянства), политику организации и политику в организации (например, политика администрации  фирмы), политику конкретного лидера (например, политика мэра города).

     Но  чаще всего под политикой понимают политику государства - то есть государственную политику. Существуют различные классификации видов государственной политики.

     По  сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

     экономическая - регулирование отношений между  гражданами и социальными группами в экономической сфере;

     социальная - регулирование отношений между  гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

     национальная - регулирование отношений между  нациями, национальными группами;

     культурная - регулирование отношений между  гражданами, социальными группами в  духовной жизни;

     государственно-административная - регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного  строительства;

     по  уровням:

     местная - регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием  муниципального объединения (села, города, района);

     региональная - регулирование вопросов, связан ных  с развитием региона (субъекта федерации);

     общегосударственная - регулирование вопросов, связанных  с развитием общества в целом;

     международная - регулирование отношений ме жду  государствами, группами государств на международной арене;

     мировая (глобальный уровень) - регулирование  вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

     по  объёму:

     стратегическая (долгосрочная) - выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение  путей и способов их достижения, генерального курса;

     тактическая (краткосрочная, текущая) - решение текущих  вопросов, выработка и реализация оперативных решений;

     по  функциям государства (по области распространения):

     внутренняя  политика - регулирование отношений  между гражданами и социальными  группами в различных сферах внутри государства;

     внешняя политика - регулирование отношений  между государствами, группами государств и другими субъектами международных  отношений на международной арене. 

     3. Функции политики в обществе

     Дальнейшему углублению понимания сущности политики будет способствовать анализ ее функций.

     Политика  выполняет в общественной жизни  следующие функции:

     1. Выражение общественно значимых  интересов всех групп и слоев  общества. Выражение интересов включает  в себя: а) осознание интересов;  б) их оформление в идеологии;  в) институализацию интересов  посредством создания политической  партии или общественного движения.

     2. Рационализация возникающих в  обществе противоречий. Достижение  социальными группами своих интересов  неизбежно сопровождается конфликтами  между ними. Политика призвана  перевести разрешение этих конфликтов  в русло цивилизованного диалога.  Другими словами, для достижения  своих интересов можно выводить  людей на улицы, переворачивать  машины, бить витрины; а можно  создать политическую партию, путем  участия в избирательной кампании  провести своих представителей  в парламент и разрешать все  вопросы за столом переговоров  с представителями других партий  в парламенте.

     3. Руководство и управление общественными  процессами в интересах тех  или иных групп или общества  в целом. Руководство заключается  в определении основных целей  и приоритетов развития, а также  в выработке путей и средств  их достижения; управление представляет  собой деятельность по реализации  выработанных стратегических решений.

     4. Интеграция различных социальных  групп за счет подчинения их  интересов интересам целого. Политика  призвана выразить единый общенародный интерес и определить место в нем каждой социальной группы.

     5. Обеспечение инновационного характера  общественного развития. Это означает, что политика призвана обеспечить  соответствие политических форм  потребностям экономического и  социального развития общества. Другими словами, политика должна  создавать условия, благоприятные  для экономического и социального  развития.

     6. Наконец, политика выполняет своеобразную  человекотворческую функцию. Она  заключается в том, что политика  представляет собой специфическую  сферу самореализации личности, т.е. позволяет человеку проявить  себя как социально активное, социально значимое существо. 

    4.Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.

     Политика  как многосложное явление тесно  связана с другими сферами  общественной жизни, испытывает на себе влияние экономики, идеологии, морали, культуры и т.п. Эти взаимоотношения  имеют характер причинно-следственной связи, т.е. выражают обусловленность  политических процессов экономическими, социальными, идеологическими, нравственными  и другими факторами, а также  обратное воздействие политики на них. Это хорошо видно на примере диалектической взаимосвязи между политикой  и экономикой. Экономика, в конечном счете, не непосредственно, не прямо, а  через многоступенчатые социальные, духовные и другие факторы, оказывает  определяющее влияние на политику, поскольку экономика развивается  по объективным законам. В то же время  политика, особенно экономическая политика, активно влияет на экономику. Очень  ярко это проявляется в переходные периоды развития общества. Какой-то период времени приоритет принадлежит  тогда политике. Характер влияния  политики может быть либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным. Необходимо подчеркнуть, что влияние политики никогда не должно быть командным, выражаться в прямом администрировании, прямом вмешательстве в экономику. Политика должна лишь создавать условия для успешного саморазвития экономики (как и любой другой отрасли). Политика регулирует экономику через посредство социальной сферы, что конкретно выражается в условиях современной экономики прежде всего в разработке рычагов экономического стимулирования (гибкая налоговая и кредитная политика).

           На нынешнем этапе развития цивилизации значительное влияние на политику оказывает идеология. Идеология четко выражает и концентрирует интересы отдельных групп общества, дает этим интересам обоснование, защищает их, определяет цель развития данной группы или ряда групп. Тем самым идеология укрепляет, интегрирует сами эти группы. И пока существуют устойчивые общности людей с их интересами и ожиданиями идеологические концепции, и взгляды имеют объективные условия для существования. Это означает, что уничтожить влияние идеологии на политику в современном обществе невозможно. Однако необходимо иметь в виду, что идеологии как специфической форме сознания присуще тенденциозное отражение действительности, претензия на универсальность защищаемых ее ценностей и целей. Поэтому в процессе поиска баланса интересов различных социальных групп необходимо максимально смягчить влияние идеологии на политику. Это достигается признанием права на существование многих идеологий в обществе (так называемый политический и идеологический плюрализм), когда они «уравновешивают» друг друга и ни одна из них не получает абсолютного преимущества (характерно для современных демократических обществ). При этом может быть и господствующая идеология, т.е. идеология партии, стоящей в данный момент у власти. Однако в обществе имеется в то же время много других идеологий, которые разрушают монополизм «главной» идеологии, являются ее постоянной оппозицией. В тоталитарных обществах господствует одна государственная идеология, которая в значительной степени обуславливает существование самого режима. Смягчение влияния идеологии на политику

     достигается также переориентацией власти на общечеловеческие гуманистические  ценности, тенденция к усилению значения которых, хотя и робко, наблюдается  в современной цивилизации. Эти  ценности базируются на единых в своей  основе нормах  нравственности, признании  прав человека на свободу, жизнь и  стремление к счастью. А достоинство  человека признается высшей ценностью, «мерой» самой политики.

     Сложную проблему представляет взаимоотношение  политики и нравственности (морали). В идеале, в теории, еще древние  мыслители (Платон, Аристотель) считали  государство лишь средством для  достижения главной цели – счастья  человека. Мысль о том, что государство  должно основываться на нравственных общечеловеческих нормах и иметь  целью развития утверждение этих норм в жизни присутствует в политологии  на протяжении столетий. Органическая связь политики и морали обусловлена  тем, что осознание своих политических интересов человек неизбежно  связывает со своим нравственным выбором, своими представлениями о  нравственности.

     Связь политики и общечеловеческих норм нравственности не всегда в истории человечества прослеживается устойчиво. Скорее наоборот, политика как внутренняя, так и  международная полна кровавыми  преступлениями, случаями, когда провозглашалась  «святая» цель (например, необходимость  обращения так называемых «нецивилизованных» народов в христианство, или, например, коммунизм), которая выполнялась  античеловеческими средствами. Разобщенность  понятий «политика» и «мораль» была теоретически закреплена в политической концепции Н. Макиавелли («Цель оправдывает  средства»).

     В настоящее время постоянное нарушение  нравственных норм, прав человека в  государствах (особенно в государствах, находящихся в переходном периоде, в том числе в России), разгул преступности, коррупция, взяточничество, терроризм и т.п. является могучим тормозом общественного прогресса. Жесткая государственная политика, законодательство, предполагающее борьбу с этими явлениями – непременное условие развития подлинной демократии.

     С развитием демократии, правового  государства, гражданского общества появляется тенденция к усилению воздействия  общечеловеческих норм морали как на политическое поведение властных структур, так и на политическое сознание масс. Нравственность, особенно ее аксиологическая (оценочная) и регулятивная функции  все больше воздействуют на политику. Это выражается в формировании такой  политической этики, при которой  сознание лидеров, элит и масс завоевывают  идеи национального согласия и компромисса (консенсуса) в противовес идеям  классовой, этнической и всякой другой ненависти. Насильственные методы в  политике отходят на второй план. В  диалектическом соотношении «политика  – мораль» происходит усиление влияния  морали на политику.

     Важно подчеркнуть, что усиление влияния  морали на политику вовсе не означает безволия власти, отсутствие дисциплины и государственного насилия, закрепленного  законом по отношению к антиобщественным элементам. Демократия – это сообщество законопослушных, ответственных за свои поступки людей. Нарушение прав и свободы граждан карается в  демократическом правовом государстве  по всей строгости закона. 
 
 
 
 
 

     Литература:

  1. Политология. Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения и всех специальностей. Часть I. М., МГЗИПП, 1997, гл. II.
  2. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. М., 1993.
  3. В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. Введение в политологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1995, гл. 1.
  4. И.А.Гобозов. Политика и мораль. Социально-политический журнал. 1996, № 2.
  5. А.А.Дегтярев. Политика как сфера общественной жизни. Социально-политический журнал. 1997, № 3.
  6. А.Е.Чудин-Русов. Политика как макрофеномен культуры. Ж. «Полис», 1997, № 4.

Информация о работе Политика: понятие и общественный смысл