Политика: понятие и общественный смысл

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие политики и показать ее общественный смысл.

Задачи:

- проанализировать происхождение политики;

- раскрыть сущность политики;

- определить функции политики в обществе;

- найти взаимодействие политики с другими сферами общественной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Происхождение политики.
Сущность политики.
Функции политики в обществе.
Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 36.43 Кб (Скачать)

ТЕМА  Политика: понятие и общественный смысл. 
 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Происхождение политики.
  2. Сущность политики.
  3. Функции политики в обществе.
  4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Политика  неотделима от человеческого общества, его прошлого, настоящего и будущего. Особенно возрастает роль политики в  переломные периоды развития человеческой цивилизации, для которых характерно нарастание активности людей в общественно-политической жизни. Смена устоявшихся политических структур и отношений, ломка экономических  форм и связей, нарастание социальной напряженности, кризис духовных ценностей  и ориентиров выдвигают перед  общественными науками необходимость  в новом направлении общественного  развития. Вопрос о смене тенденции  общественного развития не только актуален теоретически, но и чрезвычайно важен  в прикладном отношении, поскольку  любые политические решения должны иметь в качестве своей основы четкие предпосылки. Долгое время важнейшим  компонентом, господствовавшим в нашем  сознании, была концепция постоянного  и неуклонного прогресса общественного  и политического развития. Однако концепция «линейного прогресса» не давала ответа на ряд принципиальных вопросов, не учитывала ограниченности возможностей человечества для реализации идеи о бесконечном росте потребностей и связанного с этим бесконечного развития. Поэтому особую роль сегодня  приобретает необходимость осмысления социальных процессов и, прежде всего, политического процесса. Философско-теоретический  анализ природы политического процесса обогащает и конкретизирует сущность и содержание, движущие силы и тенденции  политического и социально-экономического развития, культурных и идеологических отношений, позволяет прогнозировать их. Политическое знание и мысль  существуют в течение не одного уже  тысячелетия, политология же, как  научная и академическая дисциплина, развивается немногим более чем  столетие. За многие годы разработки политических идей и концепций накоплен весьма значительный теоретический багаж, который просто невозможно было бы изложить в полном объеме в рамках одного учебника или даже многотомной монографии. В силу этого приходится выбирать наиболее важные методологические идеи и теории, которые оставили существенный след в теории и истории политологии. Кроме того, в этом случае необходимо выбрать специфическую логику и дидактику изложения наиболее важных результатов и положений политической науки, которые, конечно же, по многом зависят от определенных авторских позиций, поскольку всегда возможны самые различные пути и способы интерпретации накопленных человечеством политических знаний.

     Цель  работы – раскрыть понятие политики и показать ее общественный смысл.

       Задачи:

     - проанализировать происхождение  политики;

      - раскрыть сущность политики;

      - определить функции политики  в обществе;

     - найти взаимодействие политики  с другими сферами общественной  деятельности. 
 
 
 
 
 

     1. Происхождение политики

     Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве  и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились  примерно за пятьсот лет до нашей  эры.

     За  прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия  политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись  в конечном счете в автономную, востребованную обществом науку.

     Объективной причиной зарождения и эволюции политического  знания были общественные перемены. В  их основе, как известно, лежат противоречия между классами и другими социальными  группами, между личностью, обществом  и государством.

     Известно, что наиболее насыщенными, наиболее динамичными являются периоды перехода общества от одной социально-экономической  формации к другой, отмеченные острыми  политическими противоречиями, ликвидацией  прежних и появлением новых политических институтов и отношений .

     Естественно поэтому, что периодизация истории  политологии в целом совпадает  с периодизацией всемирной истории (прежде всего европейской) и состоит  из четырех основных этапов: Древний  мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждый из этих этапов характеризуется  той или иной степенью зрелости политического  знания, и, соответственно, положением этой науки в структуре общественных дисциплин.

     С позиций общественного развития эпоха Древнего мира (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) в истории европейской  цивилизации была отмечена завершением  перехода от первобытнообщинных отношений  к классовым и заменой родоплеменной  формы управления обществом государственной.

     В античном мире начальный этап становления  науки о политике (точно так  же, как и в Древнем Китае) пришелся на VI-IV вв. до н. э. Именно в этот период политические идеи обрели форму научных  теорий с присущими последним  признаками целостности и системности. В научный оборот были введены  такие понятия, как политика, республика, монархия, аристократия, конституция, демократия, олигархия и многие другие, не потерявшие своего значения и в  наше время.

     Наиболее  полное воплощение вопросы политической теории на античном этапе развития науки о политике нашли в трудах древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

     Аристотеля  по праву называют отцом политологии. Однако в его трудах, как и в  исследованиях других мыслителей Древнего мира, учение о политике еще не получило самостоятельного значения. Оно являлось органической частью философии и  этики, где политические вопросы  рассматривались в совокупности с проблемами морали и права [6].

     Как известно, к эпохе Средневековья  относится длительный этап европейской  истории, начавшийся в конце V в., когда  пала Римская империя, и завершившийся  в конце XVI - начале XVII вв., отмеченных первыми буржуазными революциями, означавшими наступление Нового времени.

     В историю Европы этот период вошел  как темное, мрачное время, характеризующееся  полным политическим и гражданским  бесправием крепостных крестьян, темнотой и забитостью народа, преследованием деятелей науки и культуры.

     Политические  теории Средневековья являлись составной  частью теологии, представляющей собой  совокупность знаний о Боге и религиозных  догмах. Свою законченную форму они  получили лишь в XII-XIII вв.

     В эпоху позднего Средневековья на континенте шел активный процесс  возникновения новых государств с реформированием церковной  и светской властей, а также изменениями  в социальной структуре населения, составлявшего три основные группы: духовенство, дворянство и крестьянство.

     В эпоху Возрождения, охватившую XIV-XVII вв., возникло мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Необходимы были новые политические знания, принципиально отличавшиеся от теократического.

     Революционные перемены в развитии политической мысли  в эпоху Возрождения прежде всего  были связаны с именем Никколо  Макиавелли (1469-1527), которого иногда называют самым знаменитым итальянцем со времен Юлия Цезаря.

     Исследования  Макиавелли и сделанные им открытия имели принципиальное значение для  дальнейшего развития мировой политической мысли. И если Аристотеля называют отцом  политического знания, то Макиавелли - основателем науки о политике.

     Развитие  политической мысли в этот период (конец XVII -начало XX вв.) стимулировалось  кардинальными переменами в общественной жизни передовых стран Европы и Северной Америки.

     Одновременно  шел процесс становления конституционного государства, т. е. такого института  управления обществом, деятельность которого основана исключительно на правовых нормах, распространяющихся на всех без  исключения граждан страны, включая  ее правящую элиту.

     Завершающий период оформления политологии в  самостоятельную научную дисциплину пришелся на последний этап Нового времени (вторая половина XIX - начало XX вв.).

     На  фоне развития капиталистических отношений  и порождаемого ими социального  неравенства обострились межклассовые противоречия, следствием которых явился резкий рост политической активности масс.

     Классики  марксизма рассматривали политическую борьбу как борьбу классов, направленную на завоевание и удержание власти, а государство - как аппарат господства одного класса над другим.

     Среди тех, кто на рубеже Х1Х-ХХ вв. разрабатывал политическую теорию с немарксистских позиций, более других выделялся  немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920), подобно  Макиавелли и Медисону являвшийся в  политике не только теоретиком, но и  практиком - он был влиятельным государственным  деятелем Веймарской республики и одним  из авторов ее Конституции.

     Благодаря трудам М. Вебера и других исследователей - его современников - Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфредо Парето (1848-1923), Роберта  Михельса (1876-1936), политическое знание к началу XX в. приобрело черты  полноценной научной дисциплины.

     Россия, как известно, в число стран  с развитой наукой вошла довольно поздно - примерно в первой половине XVIII века, т. е. тогда, когда политическое знание в Западной Европе и Северной Америке достигло достаточно высокой  степени прогресса.

     В конце XIX - начале XX вв., т. е. в условиях серьезных перемен в подходе  к политической проблематике, политическая мысль в России развивалась достаточно интенсивно, хотя еще находилась под  влиянием западной, прежде всего германской науки.

       Российские ученые активно обращались  и к вопросам правового государства.  Значительный вклад в российскую  политологию на рубеже Х1Х-ХХ  вв. внесли представители социалистического  направления в российской политологии  –М. Бакунин, В. Плеханов, В. Ленин.

     Наша  страна в советское время не знала  ни многопартийной системы, ни альтернативных выборов, ни других реальных атрибутов  демократии. Вплоть до 80-х гг. на политологии  лежал идеологический запрет.

     2. Сущность политики

     Термин  «политика» появился более двух с  половиной тысячелетий назад  и происходит от греческого слова  «politike» - искусство управления государством.

     Политика  призвана обеспечивать целостность  и социальную сбалансированность общества. Её главное предназначение – урегулирование противоречий в обществе, обеспечение  интеграции общества, научить людей  жить вместе.

     В реальной жизни политика всегда связаны  с групповыми интересами и потребностями  людей, является ареной столкновения разнообразных, часто противоречивых и меняющихся интересов социальных групп, классов, наций, государств, групп государств. Урегулировать эти интересы и  противоречия невозможно только с помощью  убеждения, нравственности и разума, важную роль здесь призвана сыграть  государственная власть.

     М.Вебер  одним из первых заметил: «политика, судя по всему, означает стремление к  участию во власти». Политика всегда связана с отношениями по поводу власти. Движения, партии, другие общественные институты называют политическими  только тогда, когда они ведут  борьбу за власть или оказание влияния  на распределение власти, например, участвуют в выборах. Поэтому  можно утверждать что политика –  отношения между большими социальными  группами, классами, нациями по поводу установления, функционирования и распределения  власти; деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей.

     Понятие власть, как было указано выше, является ключевым для понимания политики.

     Политика  неразрывно и многообразно связана  со всеми сферами жизни общества: экономикой, моралью, правом, духовной, религиозной и другими сферами. Она не должна господствовать над  ними, но только она может и должна обеспечить благоприятные условия для эффективного функционирования всех звеньев общественной системы. Именно в этом заключается универсальный характер политики. Можно сказать, что не всё в обществе имеет политический характер, но почти всё может иметь политическое значение.

     Хотя  политика управляет многими сферами  жизни общества, она, в то же время, сама испытывает на себе влияние многих факторов: социально-экономических, этнонациональных, глобальных. В результате политические отношения вызывают целую гамму  других отношений, посредством которых  индивиды включаются в борьбу за усиление своего влияния, за возможность занять доминирующее положение в обществе. Данная сложная совокупность образует взаимосвязанную целостность, в  этом проявляется системный характер политики.

Информация о работе Политика: понятие и общественный смысл