Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:40, доклад
В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи¬ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу¬дарство).
Эффективность политики определяется не только ею самой, но и объективными условиями, в которых она возникает и реализуется в обществе, его состоянием, настроением, интересами и отношениями с властью, государством и его аппаратами, а также зависит от необщественных факторов -природных, внешнеполитических, экологических: наличия природных богатств, состояния природного и внешнего окружения.
Сформулированная в процессе обсуждения, борьбы и отбора идей и концепций политика доверяется созданной для ее осуществления власти (правительству, руководству той или иной политической организации и т.д.), которая продолжает разрабатывать политику как определенный проект, формирует политический процесс, в котором такая политика осуществляется, либо формирует свою, новую политику, которую и предлагает обществу или выдвинувшим ее силам. В этой связи возникает вопрос об отношениях политики и власти: как источнике и причине политики и о политике, для которой власть -средство ее осуществления, иначе говоря, о первенстве политики либо власти. Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Борьба за власть, овладение властью, ее захват, завоевание, просто мирный конституционный приход к власти без предварительно продуманной концепции политики или с неясной идеей политического развития может стать борьбой за власть ради власти и окончиться для общества, как и для нее самой, весьма негативными результатами. В этом смысле и решается вопрос о примате политики и инструментальности власти. Приведенная в действие властью и воспринятая обществом, с его участием, политика формирует политическую жизнь страны, создает своего рода политический быт с соответствующей политической культурой, обычаями, традициями, навыками, общением, тем, что можно назвать культурным бытием политики в двух его формах: духовной и материальной. Они включают восприятие политики, политическое поведение, воображение, надежды и чаяния, связанные с политическими событиями, настроения подъема, апатии, безразличия, возмущение и др. В материализованных культурных выражениях политика предстает как зрелище, ритуал, театр, она украшена атрибутами власти, славы, символами государства и политических формирований.
Внешняя привлекательность политики служит одним из аргументов в ее пользу в сознании общества, она определенным образом украшает его политическую жизнь, делает ее менее будничной. Быстро развивается особая информационная форма жизни политики в обществе. Она образует весьма широкий класс политических явлений и действий, оснащенных техническими средствами, которые радикально изменили информационное пространство современной политики: сблизили центры информации, ее источники с получателями, сделали информацию практически моментальной и одновременной на любых дистанциях, обеспечили ее широкую циркуляцию, обмен ею, сделали общедоступной специфическую политическую речь, средствами радио и телевидения дали возможность непосредственного наблюдения за политическим творчеством и политическими действиями, готовят условия для расширения прямого участия граждан в политике (голосованием, выражением мнения и т.п.).
Политическая жизнь общества включает политические отношения между людьми, группами, классами, частями страны, она в первую очередь и формируется такими отношениями. Как и другие виды общественных отношений, политические отношения объединяют людей в функциональные группы (правящих, управляемых) и группы или слои, объединенные сходными убеждениями, общими целями, интересами, и сближают либо разобщают такие группы. Политическое устройство государства, политический режим в стране, особенности культурно-исторического развития определяют господствующую тональность политических отношений - либо конфликтных, либо спокойных, консенсусных, либо остро антагонистичных. Вместе с тем возникают и такие оценки политической жизни, как терпимость или нетерпимость, единство и разобщенность, активность и пассивность, размежевание правых и левых сил, образование крайних, экстремистских флангов, партий и группировок и т.п.
Во всех сферах, где осуществляется политика, она имеет множество конкретных форм проявления - большей частью недолговечных, но нередко знаменательных и оставляющих след в истории. Все они делятся на две взаимосвязанные группы: внутренней и внешней политики. Конкретная политическая практика государства, партий, лидеров, группировок - одна из самых насыщенных, напряженных и наглядных форм политической жизни общества. Она позволяет судить о тактике политической власти, групп, течений и партий и об их стратегических замыслах. Развитая политика невозможна без хорошо разработанной стратегии, отражающей исторические запросы общества. Возможна и стратегия, подчиняющая общество, а следовательно, и допускающая общение отношений власти, государства, правящих сил, с одной стороны, и общества, народа, человека - с другой. В этом случае не политика служит обществу, а общество обслуживает политику. Соответственно будет строиться и политическая тактика институциональной власти. Это будет тактика подавления, господства, репрессий, а не тактика единения, согласия, взаимодействия. Социальное, гуманистическое, культурное, идеологическое содержание политики так же многообразно, как и ее отдельные формы. Конкретно они неповторимы, сменяются с каждым поворотом истории, но их принципиальная структура неизменна. Она построена как рял оппозиций: агрессивная (внешняя) политика - миролюбивая, эксплуататорская • освободительная, тоталитарная, авторитарная - демократическая, реакционная - прогрессивная и т.д. Историческая эволюция политики свидетельствует о неизменности ее фундаментальных основ. Если они и будут когда-либо иными, то только вместе с изменением всей системы организационных и регулятивно-контрольных сфер общества.
Перспектива исчезновения политики явно нереальна ни в каком гипотетическом будущем. Сохранится ли государство или отомрет - политика все равно останется в тех же общественных функциях, но с другими субъектами. Ими могут быть и ассоциации, свободные самоуправляющиеся группировки в рамках гражданского общества - во всех случаях политика как средство организации и регулирования жизни общества сохранит свое значение. Наиболее же актуальной в наше время остается ее демократизация, гуманизация, приближение к насущным запросам общества и решение ее средствами общеисторических задач каждого данного общества в русле прогресса и обновления. Число и сложность таких задач постоянно возрастают. Поэтому генеральная перспектива политики -ее усложнение, повышение ее эффективности и ответственности.
Информация о работе Политика на различных этапах исторического развития