Политика на различных этапах исторического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:40, доклад

Описание работы

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи¬ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу¬дарство).

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 64.50 Кб (Скачать)


 

Политика на различных этапах исторического развития

 

 

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи­ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу­дарство).

Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену поли­сам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ис­пользовать ее...»  Итак, политика есть обращение с властью, за­данное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочи­вающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаи­модействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Мак­су Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвы­чайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управле­ния руководящего корпорацией, наконец, даже о политике ум­ной жены, которая стремится управлять своим мужем". Но за основу рассуждения М. Вебер не берет такое 'широкое понимание и предлагает говорить “о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни — государством” (Там же. С. 645). ко­торое является “единственным источником “права” на наси­лие”. И тогда политика, по М. Веберу, “означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределе­ние власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе за­ключает” (Там же. С. 646).

Французский мыслитель Поль Валери, оценивая полити­ку, отмечал, что “политика — это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является главным”. Не­мецкий исследователь Н. Ноак в книге “Что такое политика? Введение в науку”, изданной в Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал, что политика, напротив, должна быть искусством склонять людей к тому, чтобы они заботи­лись о том, что для них является главным. Американский политолог, профессор Стэнфордского университета Д. Хелд в книге “Политическая теория и современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии трактует поли­тику в наиболее общем виде как борьбу “за организацию человеческих возможностей”.                        .

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Консти­туции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не тре­бовалось бы никакого правительства». Однако до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек сво­боден пользоваться им, а в обществе существует "неравное распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовы­вать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной систе­мы призвана политика.

В политике находят свое наиболее заостренное и полное вы­ражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества.

В этом смысле политика, по определению В. И. Ленина, есть концентрированное выражена  экономики. Политика — сфера, порожденная материально-про­изводственной, экономической основой общества: экономиче­ские интересы в конечном счете выступают как социальная при­чина политических действий.

Но политика в свою очередь оказывает огромное обратное влияние на развитие экономики. Если повседневные изменения в экономике обычно происходят под непосредственным влия­нием развивающихся производительных сил, то коренные изме­нения всего экономического строя общества, имея в основе своей те же сдвиги в производительных силах, совершаются под непо­средственным воздействием политики, при использовании поли­тической власти для перестройки экономических отношений. Известно, что в социалистической революции политический переворот предшествует экономическому. Политика, таким об­разом, выступает предпосылкой строительства новой экономики

Политика происходит от греч. polis - город- государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.

Термин Политика получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Вплоть до кон. XIX в. Политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е. власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической философии и политической науки.

Представление о политике значительно расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой, во всяком случае, оно оказалось предметом самых различных толкований.

В настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований политики:

1) как отношения, включающего согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между классами (В.И. Ленин), группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти (т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у Ленина, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории. Новое и более философское обоснование эта концепция политики получила в XX в. в теории конфликтной природы политики у К.Шмитта и Ж.Френда.

2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление политики с другими политическими явлениями, такими, как господство, власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь выше); средства политики -та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т.п.; деятельность - управление, организация, контроль и пр.; знание, умение (Платон и современные технократические концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими людьми их общими делами).

3) Объяснение через функции (функциональное) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление функций политики ради ее, возможно более полного, определения (как и ее задачи, хотя сама по себе П. не может иметь их, поскольку решение политических задач опосредовано наличием действующих ради этого сил, направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно, смысла.

4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos - цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное.

Решение проблемы наметил уже К.Шмитт, ее усовершенствовали современные исследователи. Оно состоит в выделении самой политики ее универсальной абстрактной сущности - ее принципиального начала, что избавляет от частных, неполных, чересчур конкретных определений и перечислений и позволяет выработать обобщенную емкую формулу, определяющую ее сущность , и отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления (много разных политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и т.д. и т.п.), относительно которых возможны соответствующие частные определения, справедливые и по отношению к более общим трактовкам политики.

Такой универсальной (в основе своей функциональной) формулой представляется определение политики, приведенное выше. Развитие и дифференциация знания о политике связаны с развитием исследующих ее дисциплин. В настоящее время политика - объект изучения политической философии, политической науки (или наук) и политологии на трех взаимосвязанных уровнях: изучения сущности политики как социального феномена, теории полит, явлений (государства и др.) и эмпирические знания механизмов, методов, организации политической деятельности. Размышления о политике, ее изучение, построение ее теории - одна из центральных проблем философии, науки, литературы, изобразительного искусства и его современных аудиовизуальных форм. Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания, вплоть до коллективного и индивидуального подсознательного, интуитивного и эмоционального переживания событий политической жизни общества, особенно в ее критические эпохи.

Современное знание о политике позволяет трактовать ее как важнейший фактор естественноисторического процесса в двух ее основных функциях: всеобщего организационного начала общества и в качестве его конкретной регулятивно-контрольной сферы или системы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран.

В этих двух функциях политика взаимодействует с аналогичными по об-щественному значению и функциям сферами, уже упоминавшимися, определяет и направляет их взаимодействие.

Роль политики в этой системе обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, события, отношения, начиная с масштабов государства и кончая индивидуальными чертами характера человека; включенностью, или проникающей способностью (инклюзивностью - от лат. iacludere - включать), т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью, т.е. способностью сочетаться с неполитическими общественными феноменами, отношениями и сферами.

Политика беспрепятственно вступает в самые различные взаимодействия, образуя целые области управления, отношений, знания и воздействия на общество: политическая экономия и экономическая политика, политическая идеология, культура, мораль, истина и др. Функциональность политики, ее свойство служить обществу не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие функциональные сферы, но и связывает с ними.

Неверны представления о возможности разделить политику и мораль (т.н. макиавеллизм). Политика м.б. более или менее нравственной или совсем безнравственной, но это и определяет ее отношение к морали и не помешает обществу оценивать ее моральность не так, как это делают ее творцы и исполнители (см. Мораль и политика). Особые отношения связывают политику и идеологию. Если нравственность, культура, знание, даже религия (несмотря на ее влияние в ряде обществ) мало или редко могут определять и вдохновлять политику, то идеология слита с ней непосредственно. Политика как общественная сущность неотделима от сознания общества и человека, его интересов, потребностей, целей, мировоззрения.

Реальная политика осуществляется партиями, носителями и генераторами идеологии, в столкновении идей. Связи политики с наукой всегда проблематичны, но со знанием непосредственны и нерасторжимы, ибо существует особое политическое знание, без которого разработка и осуществление политики невозможны, даже если оно не обременено теорией и сводится к эмпирическим приемам, стандартным правилам и наивным хитростям. Глубокие сущностные свойства всеобщих организационных начал, создающих общество, их универсальность и проникающая способность порождают проблему границ между ними, границ политики в том числе, или допустимого пространства, в пределах которого они могут целесообразно взаимодействовать. Нарушение этих границ приводит к нежелательным, а нередко, в крайних проявлениях, и к губительным результатам: чрезмерной идеологизации, безмерной политизации неполитических и неидеологических сфер деятельности, жизни, сознания. Нарушением будет и несоразмерное ограничение пространства, в котором призвано существовать то лая иное необходимое начало.

Ограничения такого рода создают вакуум общественных регуляции, который непременно заполняется одной из двух наиболее экспансивных сфер - политикой или идеологией. Результатом будут идеологизированные экономика, культура, наука, искусство, политизированное право и т.п. Лишь наиболее общие и политически нейтральные сферы - культура, мораль и в определенной мере наука - не могут быть избыточными, если они проникают в сферы экономики, права, той же политики или идеологии.

Теоретическая, мыслительная политическая деятельность формирует политическое сознание, мышление, менталитет, характеризующие носителей политики, их установки. Она включает ряд творческих аспектов или начал: искусство, творчество, работу воображения, интуицию, эмоциональные состояния, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Рассудочные начала этой деятельности сочетаются, могут или должны (особенно в критических ситуациях) сочетаться с харизматическими, увлекающими, эмоционально и по содержанию привлекательными, подкупающими. В рамках мыслительной деятельности оцениваются решающие для политики проблемы желаемого и реально возможного, истинного и ложного, верного и ошибочного. Мыслительная, теоретическая деятельность составляет идеальную форму бытия политики. Его материальную форму образует политическая практика, организационная и контрольная деятельность, конкретное управление, руководство, то, что называется работой с людьми: подбор и расстановка кадров, их подготовка, обучение, обсуждение и принятие решений, обмен информацией, организация и функционирование органов власти, взаимодействие с государственными учреждениями и мн. др. В обеих формах политики выступает как интеллектуальный и предметно-практический труд со всеми присущими такому виду труда особенностями: его разделением, общественной эффективностью (или неэффективностью), высокой социальной ответственностью, с высокой вероятностью непредвиденных последствий и двойственных результатов, дискуссионностыо решений, методов, поисками ресурсов и т.д.

Информация о работе Политика на различных этапах исторического развития