Политика как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:20, доклад

Описание работы

В самом общем виде политологию, как правило, тракту­ют как науку о политике .Что представляет собой полити­ка? В Древней Греции под словом “политика” понималось все то, что относилось к государственной деятельности. В.И.Ладь подчеркивал, что “политика” — это наука государствен­ного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий цели.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.docx

— 39.49 Кб (Скачать)

Во взаимодействии классов, социаль­ных групп (борьбе, соперничестве,

конкуренции, сотрудниче­стве) в конечном счете определяются и опредмечиваются

реальные  объективные тенденции политического  развития общества. И потому не

только  в филогенезе, но и в онтогенезе социальные группы являются решающими

субъектами  политической жизни, политики. Но представление  о полити­ке только

как о  социально-групповом взаимодействии будет не просто не полным, но и

односторонним, ибо не учитывает­ся очень важная сторона внутренней структуры

самих со­циальных групп, исходной “клеточкой” которых выступает индивид,

личность. В зависимости от целого ряда факторов во внутренне

дифференцированной  социальной группе роль отдельных индивидов  существенно

различается. И потому политическая воля группы — это определенный вектор,

складывающийся в результате взаимодействия отдельных индивидов. Более того,

роль  личности, выражающей интересы господствующих в обществе социальных

групп, возраста многократно. По всей видимости, нельзя рассматривать

соотношение политических ролей личности и социальной группы класса вне

контекста диалектики общечеловеческих и классовых  интересов. А это, в свою

очередь, требует учета человеческого  фактора в политике, более того, его

возраста­ющей роли.

Анализ  даже некоторых, хотя и важных, субъектов  по­литических связей

указывает на чрезвычайную сложность политики как общественного явления.

Понятие  политики.  Политика  -   многомерное   явление.   Практически

невозможно  дать  однозначное  её  определение.  В   литературе   существует

множество понятий политики.  Каждый  интерпретирует  политику  по-своему,  в

зависимости оттого, что берёт за основу: связь  с властью или  функции,  цели

политики. Одни определения носят общий, другие частный характер.

Изучение  политики  в  политологии  связано  стремя  аспектами.   Отсюда   и

определение политики целесообразно дать в трёх вариантах, которые  дополняют

друг  друга:

1) Политика- это особая сфера деятельности людей, связанная с властными

отношениями,  государством  и   его   устройством,   с   политическими

институтами, принципами их функционирования;

2)  Политика-  это форма соучастия и взаимодействия   властвующих   и

подвластных, управляющих и управляемых;

3) Политика-это  область не только сознательных, Нои  стихийных  действий,

не  только  рациональных,  но  и  иррациональных  поступков   и   форм

поведения.

Наиболее  широкое понимание   политики  находим  у  испанского  политолога  и

философа  Ортега-и-Гассета:   политика,   по   его   мнению,-   это      вся

историческая  деятельность,  которую   нельзя   ограничивать   деятельностью

государства и правительства. Государство  лишь  юридический  панцирь,  некая

формальность  жизни общества. Государство и  правительство -  не  единственные

органы  национальной  жизни.  Ещё  есть  независимая  этническая   жизнь   и

спонтанные  процессы.

Когда возникла политика? Нидерландский  учёный-энолог  Франс де  Ваал

сделал  вывод  о  том,  что  политика  древнее  человечества  и  возникла  до

появления  человека.  К  такому  выводу  он  пришел  на  основе  длительного

наблюдения  за жизнью обезьян  в  зоопарке.  Он  написал  книгу  «Политика  у

шимпанзе», где утверждает, что все элементы политики имеют место у  обезьян.

Отличие политики у животных он видел лишь в  том,  что  животные  действуют,

открыто, человек же чаще всего в политике скрывает свои  цели  и  намерения.

Чем умнее  или  хитрее  политик,  тем  искуснее  он  скрывает  свои  истинные

намерения. Не случайно Аристотель  назвал  человека  животным  политическим.

Аристотель  изучал  политику,  исходя  от  человека.  А.Смит,   Д.   Рикардо

связывали политику с  экономикой  и  характером  социального  строя.  Гегель

пытался вывести закономерности развития политики из  мирового  духа.  Маркс,

главный  источник  возникновения  политики  видел   в   создании   социально

неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных  интересов,  оно  в

политике  не нуждается. Достижение баланса  различных  интересов  в  обществе

обуславливает необходимость политики.

Какова  же природа политики? Существуют разные  подходы  к  определению

природы  политики.  В  зарубежной  политологии  одни  признают  естественную

природу, другие естественную и социальную;

Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений,

т.е сама природа предполагает искусство жить  вместе  (это коммуникативный

уровень). Общественная природа политики связана  сообразованием  государства

и правовым оформлением политики. Политика приобретает  зрелые  черты  и  уже

функционирует на нескольких уровнях:

а) институциональном-  в деятельности  государства,  партий  и других

политических  субъектов;

б)  функциональном-  обслуживает определенные  политические   режимы,

обеспечивает  функционирование политических систем;

в)  идеологическом-  формирует политическое  сознание,   политическую

культуру;

г) регулятивном-  подчиняет жизнедеятельность людей политическим  и

правовым  нормам;

д) коммуникативном (на качественно новом уровне) –  создает условия для

формирования  политических  отношений,  обеспечивает  объединение  людей  на

основе  всеобщего интереса.

Что составляет содержание  политики?  В  основе  содержания  политики

находятся  цели  и  интересы  субъектов  политики.  Субъект  политики-   это

индивид, группа класс, нация и др., которые осознали и сформулировали  свои

коренные  интересы и готовы их отстаивать.

Основными субъектами  политики  являются:  государство  (если  оно  не

обезличивает  интересы других). Демократическое  государство исходит  в  своей

политике  из общечеловеческих интересов (на первом  месте  права  человека  и

гражданина). Классы, отстаивающие свои специфические  интересы,  связанные  с

различными  формами собственности (но классовый  интерес  эгоистичен  и  может

быть  агрессивным). Ни один класс не имеет  права претендовать на то,  что  бы

считать себя гегемоном или более прогрессивным  по отношению к другим.  Нации

– учёт их интересов обязателен наравне  с общечеловеческими, но  национальный

интерес тоже может разъединять людей  и порождать войны  (Югославия,  Грузия,

Абхазия, Армения и Азербайджан и др.) Отдельная  личность  (каждый  может  и

должен  стать  субъектом  политики)  Народ  в  целом  ,  если  он   приобрёл

политическую  субъективность,  является  суверенным  народом,  а  не  просто

населением.

Многогранность  политики проявляется в её структуре.  Условно  политику

разделяют на  внутреннюю,  внешнюю  и  международную.  Специфика  внутренней

политики  в том, что государство,  правящая  партия  обладают  монополией  на

политическую  власть, а, следовательно, и на принятие  политических  решений,

на проведение собственной политики. Внешняя политика зависит  не  только  от

единого  центра,  но  и  формируется  на  основе  учёта   интересов   других

государств, с использованием различных форм сотрудничества,  компромиссов  и

т.д.

Внутренняя  и внешняя политика разделяются  на  виды  и  подвиды.  Так,

внутренняя  политика  включает  в   себя   экономическую,   демографическую,

социальную, национальную, культурную, правовую,  экологическую,  религиозную

и др.  Каждый  из  этих  видов  имеет  подвиды.  Например,  в  экономическую

политику   входят:   структурная,   инвестиционная,   налоговая,   аграрная,

финансовая, торговая и т.д. Внешняя политика состоит из торговой,  финасово-

кредитной, научно-культурной, военной, экономического сотрудничества и др.

Содержание  и  направленность  политики  формируется  под  воздействием

объективных и субъективных факторов. Основными  из них являются:

1) материальное  общественное  производство,  которое   определяет

характер  строя, уровень жизни людей;

2)  политические  режимы,  уровень  демократизации   общественной

жизни, степень приобщения масс к политике;

3) духовная  культура, влияющая на выбор политических  институтов,

методов их функционирования, на содержание целей  политики;

4) географические,  демографические  и  социально-психологические

факторы.

Определение целей политики предполагает их теоретическое  обоснование,

выработку определённой программы политической деятельности, включающей

ближайшие и перспективные цели,  средства  их  достижения,  конкретный

план  действий.

Функции политики. Через политику  выражаются  наиболее  значимые

интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т.д).  Люди

могут добиваться реализации своих интересов  и потребностей,  изменения

социального статуса.

Политика  призвана разрешать противоречия, возникающие  на  базе  борьбы

<

Информация о работе Политика как социальное явление