Политика как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:20, доклад

Описание работы

В самом общем виде политологию, как правило, тракту­ют как науку о политике .Что представляет собой полити­ка? В Древней Греции под словом “политика” понималось все то, что относилось к государственной деятельности. В.И.Ладь подчеркивал, что “политика” — это наука государствен­ного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий цели.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.docx

— 39.49 Кб (Скачать)

2. Политика как социальное явление.

В самом  общем виде политологию, как правило, тракту­ют как науку о политике .Что представляет собой полити­ка? В Древней Греции под словом “политика”

понималось  все то, что относилось к государственной деятельности. В.И.Ладь подчеркивал, что “политика” — это наука государствен­ного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий цели.

Политик — это умный, ловкий (не всегда честный) государственный дея­тель,

умеющий “наклонять дела в свою пользу, кстати мол­вить' и вовремя смолчать”

(Даль  В. И. Толковый словарь живого  великорусского языка. М.: 1980, Т. 3. р.

261). В  сов­ременном словаре английского языка Вебстера политика

рассматривается как деятельность гражданского правитель­ства, его планы и

меры, особенно по реализации собствен­ных интересов.

Социальная  политика – это комплекс социально-экономических  мер государства

предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту

населения от безработицы, возрастания роста  цен и т. д,

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1.     Защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при

повышении цен и проведения индексации;

2.     Обеспечение помощи самым бедным  семьям;

3.     Выдача помощи на случай безработицы;

4.     Обеспечение политики социального  страхования, установления минимальной

заработной  платы для работающих;

5.     Развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за

счет  государства;

6.     Проведение активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

Отвечая на вопрос, что такое политика, Макс Вебер от­мечает: “Говорят о

валютной  политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике

профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской

или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец

даже  о политике умной жены, кото­рая стремится управлять своим мужем” (Вебер

М. Избран­ные произведения. М.: 1990. С. 644). И в самом широком смысле

слова, по замечанию М. Вебер а, политика охваты­вает “все виды деятельности

по самостоятельному руковод­ству”. Но за основу рассуждения М. Вебер не берет

такое 'широкое понимание и предлагает говорить “о руководстве или оказании

влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни —

государством” (Там же. С. 645). ко­торое является “единственным источником

“права” на наси­лие”. И тогда политика, по М. Веберу, “означает стремление к

участию во власти или оказанию влияния на распределе­ние власти, будь то

между государствами, будь то внутри государства  между группами людей, которые

оно в  себе за­ключает” (Там же. С. 646).

Французский мыслитель Поль Валери, оценивая полити­ку, отмечал, что “политика

— это  искусство не давать людям заниматься тем, что для них является

главным”. Не­мецкий исследователь Н. Ноак в книге “Что такое политика?

Введение  в науку”, изданной в Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал,

что политика, напротив, должна быть искусством склонять людей к тому, чтобы

они заботи­лись о том, что для них является главным. Американский политолог,

профессор Стэнфордского университета Д. Хелд в книге “Политическая теория и

современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии трактует

поли­тику в наиболее общем виде как борьбу “за организацию человеческих

возможностей”.                        .

В “Философском энциклопедическом словаре” читаем:

“Политика (от греческого “политика” — государственные  или общественные дела)

— сфера  деятельности, связанная с отношениями  между классами, нациями и

другими соци­альными группами, ядром которой является проблема за­воевания,

удержания и использования государственной  власти”.

Известно, что большое внимание исследованию политики уделялось в марксизме.

В. И. Ленин, в частности, раскрывая различные  грани политики, отмечал, что

политика—это  “устройство государственной власти”, “участие в делах

государства, направление государ­ства, определение форм, задач, содержания

деятельности  государства”, что она “есть  область отношений всех классов  и

слоев к государству и правитель­ству, область взаимоотношений между всеми

классами”, что “политика есть концентрированное  вы­ражение экономики”.

Как видим, различных подходов и дефиниций  политики уже разработано большое

число. Появились попытки систе­матизации подходов к пониманию политики как

социально­го  явления. Так, польские исследователи, авторы книги “Ос­новы

политологии”, указывают, что “применительно к  совре­менности можно говорить о

двух  основных тенденциях в трактовке  подобного понимания политики: а)

интерпретация государства (и политики) в классовых  категориях (марк­сизм); б)

интерпретация государства (и политики) в кате­гориях деятельности

правительства (американская “наука о политике”  и французская “политическая

наука”). Разумеется, такая классификация  даже основных тенденций анализа

политики  не является исчерпывающей. Например, некоторые авторы, подчеркивая

приоритет общественных и индивидуальных .ин­тересов над государственными,

указывают, что необходимо избегать односторонности. Так, ссылаясь на вывод К.

Маркса  о том, что “политическая сущность какого-нибудь вопроса заключается

вообще  в его отношении к различным  вла­стям политического государства” и на

приведенные выше слова В. Ю. Шпак отмечает: Практика показала, что данный

подход  является односторонним, не отражающим глубинную, сущностную основу

политики. Он выражает не всеобщее — общественное, общие интересы народа на

базе  учета политических интересов всех субъектов, а только госу­дарственное,

единичное, что на практике приводит к абсо­лютному приоритету

государственного  над общественным, ин­дивидуальным”.

На необходимость  различения политической и государст­венной власти

неоднократно  указывали Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и другие авторы. Однако

при наличии  ряда по­зитивных моментов в рамках такого подхода возникают и

не­сомненные трудности. Специфика политики как обществен­ного явления

объясняется через политическую власть. А политическая власть, ее специфика?

Она объясняется  через политику. “...Политическая власть, — пишут Ф. М.

Бурлац­кий и А. А. Галкин, — как одно из важнейших проявлений власти

характеризуется реальной способностью данного класса, группы, а также

отражающих  их интересы индивидов проводить  свою волю посредством политики и

правовых  норм”. В такой трактов­ке, к сожалению, возникает логический круг.

Представляется, что в подходах (о чем свидетельствуют  также и польские

ученые) зарубежных и отечественных по­литологов в большинстве своем совпадает

главное — указа­ние на политику как область, сферу деятельности, отношений по

поводу  государственной власти. Именно отношения  по поводу государственной

власти  выступают “ядром” всей по­литической сферы жизни общества. Эта

трактовка поможет снять противоречия ряда точек зрения. В ее русле политика

может рассматриваться и под углом  зрения взаимодействия народа с

правительством, личностей и масс, и как взаимо­действие социальных групп по

поводу  власти и т. д.

Кто же выступает в качестве субъекта политики? На пер­вый взгляд, уже все

субъекты  социальной жизни являются и субъектами политики. Ряд политологов

придерживаются  именно этой точки зрения. В марксистской традиции в качестве

субъектов политики, это явствует уже и из приведенных выше положений,

рассматриваются преимущественно классы, социальные группы, нации. Западная

политическая  нау­ка в большей степени акцентирует  внимание на индивидах, их

поведении (поддержке, участии и т. д.) в отношении  к институтам власти, к

политической  системе, хотя и не ис­ключается рассмотрение таких групп, как

правящая  элита, группы давления.

Какая из трактовок наиболее близка к истине? Следует, вероятно, подчеркнуть,

что каждая из них содержит в себе определенную долю истины, ибо намечает

контуры тех или иных тенденций и противоречий, реально проявляющихся в

обществе. Встав на позиции, исключающие из субъектов по­литики индивидов,

личностей, мы не получим конкретных форм реализации политических тенденций,

мы не получим политики как общественного  явления. Но и представив по­литику

только  как выражение индивидуального  поведения, мы также не приблизимся  к

политике, ибо не ответим на целый ряд  возникающих в этом случае вопросов. И

среди них один из принципиальных: когда  же возникает, формиру­ется политика.

История все более подтверждает вывод  о том, что политика как общественное

явление возникает вме­сте с формированием государства, а оно — с разделением

общества  на социальные группы, классы. Таким  образом, генетически период

возникновения политики совпадает с об­разованием социальных групп. Именно

наличие, противо­борство, сотрудничество социальных групп и было основой

формирования  государства и политики, выступило  политико-образующей основой.

Информация о работе Политика как социальное явление