Политика как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:05, реферат

Описание работы

Природа политики как относительно самостоятельной сферы общества связана с ее пониманием как явления, порожденного соц.дефференциацией общества, т.е политика есть способ регуляции соц. Отношений через нахождение социального баланса общества. Политика-это такой вид социального взаимодействиякоторый ориентирован на согласование интересов и выражение общественно-значимых целей на координацию основных видов деятельности людей. В политике надо видеть 2 стороны:1)Интегративный 2) Дифференцирующий.1)-примат общезначимого,общенационального над частным. 2)- выражается в линии на обострение противоречий, столкновение интересов различных групп.

Работа содержит 1 файл

Политика как социальное явление.docx

— 103.78 Кб (Скачать)

      В соответствии с сущностным критерием  речь идет о выявлении основных элементов содержания политики как общественного явления. Это те самые грани, стороны, элементы политики, которые выступают как необходимые, без которых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести политическую власть, политическую деятельность, политические отношения, политические потребности и интересы, политическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие.

      Политика, политическая жизнь формируется, функционирует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из этого, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уровней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и общественных организаций, движений и объединений. Данная трактовка структуры политики, исходящая из субъектного критерия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.

      Многие  политологи указывают на необходимость  учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных  сферах общественной жизни. Выделение  различных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов политики следует назвать такие, как:   

      — внутренняя и внешняя политика,

      — экономическая политика,

      — социальная политика,

      — политика в области государственного устройства и развития демократии,

      — политика в духовно-идеологической сфере.

      В работах отечественных и зарубежных политологов указывается на необходимость анализа места и роли правительства, государственных структур, политических партии, движений и т. д. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объединения. Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного членения политики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая организация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения.

      Уже краткое перечисление некоторых  подходов к структурному анализу политики приводит к признанию необходимости дальнейшего продолжения анализа структуры политики, выявления новых критериев и на их основе новых граней, элементов структуры политики. Внутренне структурированы и все виды политической деятельности, политического сознания, политических институтов и т. д.

      Вместе  с тем следует подчеркнуть, что  все элементы структуры тесно  взаимосвязаны, образуя целостное  явление — политику. Целостность политики проявляется в самых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов. Например, хороши известно, что определяющими поведение человека факторами выступают в конечном счете экономические факторы. Однако там, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересы действуют через политическое сознание, политические интересы, политические мотив”, порождая опосредованно те или иные формы политической деятельности. Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои специфические тенденции, закономерности функционирования и развития. 
Черты характерные для нашей страны.
 

      Ныне  в нашем обществе  происходит процесс реального воздействия политики на экономическую сферу общества с целью устранения тех сложившихся в этой сфере механизмов, которые стали тормозом дальнейшего социального развития.

      В последнее десятилетие на исторической арене нашей страны,  вновь  обострились национальные проблемы. Многие теоретические и практически-политические вопросы были сформулированы самой жизнью. И среди них проблема субъектов национальной политической жизни и национально-государственного строительства. 
 
 
 
 
 

13. Политическая власть: ее определение,  субъект и объект  власти, проблемы

                          легитимности власти.                         

Власть – одно из фундаментальных начал человеческого  общества. Она сущ-т везде,

где есть устойчивые объединения людей в семье, производстве, коллективах,

организациях и учреждениях. Субъект: государство, парламент, полит.

лидер, партии и  т.д. Объект: человек, масса людей, социальные слои,

группы. Функции: господство, руководство, управление, координация,

контроль, организация. Источник: авторитет, сила, законы, богатство,

знание. Средства: принуждение, убеждение, поощрение, право традиций.

Они взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Мотивация подчинения: 1) страх

перед санкциями; 2) привычка повиноваться – одни из ведущих мотивов

традиционного общества (монархия в различных вариантах); 3) власть построена на

интересе, она стабильна, личная заинтересованность заставляет подчиняться; 4)

подчинение по убеждению – мотивация сожная, связана с главными слоями сознания,

убежденность индивида подчинения гос-ву, власть исходит из патриотических

нравственных, религиозных  убеждений индивида; 5) авторитет  – наиболее

благоприятная для  власти мотивация подчинения. Эта  мотивация формируется на

общей заинтересованности объекта и субъекта. Авторитет: истинный и

сложный, научный (уровень научной компетенции), деловой (навыки, ум и т.д.),

моральный (высокие  качеств. свойства), религиозный, статусный (уважение к

должности).

     Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка,

кот оказывают  ей общество, народ. В науку понятие  “легитимность власти” впервые

было введено  Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания)

законности, правомерности  полит власти:

n    в соответствии  с традицией (монархия);

n    харизматический  тип (в связи с огромной популярностью  и культом личности

полит деятеля);

n    рационально-правовой  тип - эта власть признается  народом потому, что она

опирается на рациональные, признаваемые им законы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политическая власть: сущность, природа, источники.  
Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Политическая власть - важнейший регулятор человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.  
Власть политическая - способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъект-а решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах: страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д.  
Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 - 1785) так определил социальное назначение власти:

  "Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц". Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения его социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.  
В структурном отношении основными компонентами власти являются:  
Субъект  
Объект  
Ресурсы  
Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение.  
Объект власти в свою очередь должен подчиняться, поскольку без этого условия просто не возникнет властного отношения. Власть - это всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).

  Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него авторитета.  
Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества:  
1) Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.  
2) Социальные ресурсы - способность изменения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.  
3) Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.  
4) Принудительные (силовые) ресурсы - оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы - высших ценностей.

  Интересна классификация ресурсов у Тоффлера. Он выделяет три основных ресурса власти: силу, богатство и знание. По его мнению в современном обществе решающим ресурсом являются знания, а сила и богатство отходят на второй план и утрачивают свое влияние.  
Специфическим ресурсом является сам человек - демографические ресурсы. Люди - универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.  
Использование ресурсов власти приводит в движение всю ее структуру, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, организация и контроль. Как уже отмечалось, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно - это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и противоборству в этой сфере власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального контроля.
 

  Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками являются:  
- верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;  
- всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть действует на основе права от имени всего общества;  
- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; 
- моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;  
- широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая система

Политическая  система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Информация о работе Политика как социальное явление