Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:05, реферат
Природа политики как относительно самостоятельной сферы общества связана с ее пониманием как явления, порожденного соц.дефференциацией общества, т.е политика есть способ регуляции соц. Отношений через нахождение социального баланса общества. Политика-это такой вид социального взаимодействиякоторый ориентирован на согласование интересов и выражение общественно-значимых целей на координацию основных видов деятельности людей. В политике надо видеть 2 стороны:1)Интегративный 2) Дифференцирующий.1)-примат общезначимого,общенационального над частным. 2)- выражается в линии на обострение противоречий, столкновение интересов различных групп.
В соответствии с сущностным критерием речь идет о выявлении основных элементов содержания политики как общественного явления. Это те самые грани, стороны, элементы политики, которые выступают как необходимые, без которых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести политическую власть, политическую деятельность, политические отношения, политические потребности и интересы, политическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие.
Политика, политическая жизнь формируется, функционирует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из этого, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уровней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и общественных организаций, движений и объединений. Данная трактовка структуры политики, исходящая из субъектного критерия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.
Многие политологи указывают на необходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни. Выделение различных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов политики следует назвать такие, как:
— внутренняя и внешняя политика,
— экономическая политика,
— социальная политика,
— политика в области государственного устройства и развития демократии,
— политика в духовно-идеологической сфере.
В
работах отечественных и
Уже краткое перечисление некоторых подходов к структурному анализу политики приводит к признанию необходимости дальнейшего продолжения анализа структуры политики, выявления новых критериев и на их основе новых граней, элементов структуры политики. Внутренне структурированы и все виды политической деятельности, политического сознания, политических институтов и т. д.
Вместе
с тем следует подчеркнуть, что
все элементы структуры тесно
взаимосвязаны, образуя целостное
явление — политику. Целостность политики
проявляется в самых различных формах.
Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи
различных ее элементов. Например, хороши
известно, что определяющими поведение
человека факторами выступают в конечном
счете экономические факторы. Однако там,
где проблемы связаны с государственной
властью, экономические интересы действуют
через политическое сознание, политические
интересы, политические мотив”, порождая
опосредованно те или иные формы политической
деятельности. Политическая сфера жизни,
во-вторых, обладает относительной самостоятельностью,
и ей присущи свои специфические тенденции,
закономерности функционирования и развития.
Черты характерные
для нашей страны.
Ныне в нашем обществе происходит процесс реального воздействия политики на экономическую сферу общества с целью устранения тех сложившихся в этой сфере механизмов, которые стали тормозом дальнейшего социального развития.
В
последнее десятилетие на исторической
арене нашей страны, вновь
обострились национальные проблемы.
Многие теоретические и практически-политические
вопросы были сформулированы самой жизнью.
И среди них проблема субъектов национальной
политической жизни и национально-государственного
строительства.
13. Политическая власть: ее определение, субъект и объект власти, проблемы
легитимности власти.
Власть – одно
из фундаментальных начал
где есть устойчивые объединения людей в семье, производстве, коллективах,
организациях и учреждениях. Субъект: государство, парламент, полит.
лидер, партии и т.д. Объект: человек, масса людей, социальные слои,
группы. Функции: господство, руководство, управление, координация,
контроль, организация. Источник: авторитет, сила, законы, богатство,
знание. Средства: принуждение, убеждение, поощрение, право традиций.
Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Мотивация подчинения: 1) страх
перед санкциями; 2) привычка повиноваться – одни из ведущих мотивов
традиционного общества (монархия в различных вариантах); 3) власть построена на
интересе, она стабильна, личная заинтересованность заставляет подчиняться; 4)
подчинение по убеждению – мотивация сожная, связана с главными слоями сознания,
убежденность индивида подчинения гос-ву, власть исходит из патриотических
нравственных, религиозных убеждений индивида; 5) авторитет – наиболее
благоприятная для власти мотивация подчинения. Эта мотивация формируется на
общей заинтересованности объекта и субъекта. Авторитет: истинный и
сложный, научный (уровень научной компетенции), деловой (навыки, ум и т.д.),
моральный (высокие качеств. свойства), религиозный, статусный (уважение к
должности).
Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка,
кот оказывают ей общество, народ. В науку понятие “легитимность власти” впервые
было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания)
законности, правомерности полит власти:
n в соответствии с традицией (монархия);
n харизматический
тип (в связи с огромной
полит деятеля);
n рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она
опирается на рациональные,
признаваемые им законы.
Политическая власть:
сущность, природа, источники.
Центральным пунктом теории политики
является понятие власти. Оно дает ключ
к пониманию политических институтов,
политических движений и самой политики.
Власть присутствует во всех видах человеческих
отношений и незаменима в развитии общества.
Политическая власть - важнейший регулятор
человеческих отношений, поэтому проблемы
ее происхождения и развития являются
основными в политической науке.
Власть политическая - способность одного
субъекта навязывать свою волю группам,
массам, организациям, индивидам, используя
при этом институты государства и его
ресурсы. Политическая власть осуществляется
через деятельность законодательных,
исполнительных и судебных органов государства.
Способность одного субъект-а решающим
образом влиять на другого может быть
основана на различных ресурсах: страхе,
интересе, убеждении, традиции, законе,
обычае и т.д.
Еще в XVIII веке французский мыслитель Г.
де Мабли (1709 - 1785) так определил социальное
назначение власти:
"Цель,
которую ставят себе люди, объединенные
законами, сводится к образованию общественной
власти для предотвращения и пресечения
насилия и несправедливости отдельных
лиц". Власть в те времена рассматривалась
как ограничитель произвола монархов,
дворян, класса собственников. Однако
с точки зрения его социальной сущности,
особой роли в обществе власть выступает
в качестве универсального механизма
интеграции, согласования, упорядочения
взаимодействий людей, реализующих собственные
интересы.
В структурном отношении основными компонентами
власти являются:
Субъект
Объект
Ресурсы
Субъект воплощает активное, направляющее
начало власти: посредством определенного
акта - приказа, распоряжения оказывает
воздействие на объект властных отношений,
предписывая ему необходимое поведение.
Объект власти в свою очередь должен подчиняться,
поскольку без этого условия просто не
возникнет властного отношения. Власть
- это всегда двустороннее взаимодействие
субъекта и объекта, предусматривающее
социальные нормы, закрепляющие право
одних отдавать приказы тем, кто обязан
им подчиниться и позволяющие применять
определенные санкции (наказание или поощрение)
в зависимости от поведения объекта (неповиновение
или подчинение).
Границы
отношения объекта к субъекту властвования
простираются от ожесточенного сопротивления,
борьбы на уничтожение до добровольного,
воспринимаемого с радостью повиновения.
Готовность к подчинению зависит от ряда
факторов: от собственных качеств объекта
властвования, а также от восприятия руководителя
исполнителями, наличие или отсутствие
у него авторитета.
Власть основана на использовании различных
методов и средств, получивших название
ресурсов власти. Для общества характерно
неравномерное распределение ресурсов
власти. Субъекты, обладающие ими, могут
трансформировать их во власть, предоставляя
те или иные ресурсы в обмен на подчинение.
Ресурсы власти так же разнообразны, как
многообразны средства удовлетворения
различных потребностей и интересов людей.
Широко распространена их классификация
в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности
общества:
1) Экономические ресурсы - материальные
ценности, необходимые для общественного
и личного производства и потребления,
деньги как их всеобщий эквивалент, техника,
плодородные земли, полезные ископаемые
и т.п.
2) Социальные ресурсы - способность изменения
социального статуса или ранга, места
в социальной стратификации. Включают
такие показатели, как должность, престиж,
образование, социальное обеспечение
и т.п.
3) Культурно-информационные ресурсы -
знания и информация, а также средства
их получения и распространения: институты
науки и образования, средства массовой
информации и др. Далеко не во всех странах
знания и информация имеют приоритет над
экономическими, социальными и силовыми
ресурсами, но тенденция повышения значимости
культурно-информационных ресурсов в
современном мире очевидна.
4) Принудительные (силовые) ресурсы - оружие,
институты физического принуждения и
специально подготовленные для этого
люди. В государстве их ядро составляют
армия, полиция, службы безопасности, суд
и прокуратура с их вещественными атрибутами:
зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами
и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается
наиболее эффективным ресурсом власти,
поскольку его использование может лишить
человека жизни, имущества и свободы -
высших ценностей.
Интересна
классификация ресурсов у Тоффлера. Он
выделяет три основных ресурса власти:
силу, богатство и знание. По его мнению
в современном обществе решающим ресурсом
являются знания, а сила и богатство отходят
на второй план и утрачивают свое влияние.
Специфическим ресурсом является сам
человек - демографические ресурсы. Люди
- универсальный, многофункциональный
ресурс, который производит другие ресурсы.
Человек - создатель материальных благ
(экономические ресурсы), солдат и член
партии (политико-силовые ресурсы), обладатель
и распространитель знаний и информации
(культурно-информационные ресурсы) и
т.д. Личность выступает ресурсом власти
лишь в одном из своих многочисленных
измерений - будучи использована как средство
реализации чужой воли. В целом же человек
- не только ресурс власти, но и ее субъект
и объект.
Использование ресурсов власти приводит
в движение всю ее структуру, делает реальностью
ее процесс, который происходит по следующим
этапам (формам); господство, руководство,
организация и контроль. Как уже отмечалось,
ресурсы общества ограничены и распределены
неравномерно - это приводит к постоянной
борьбе индивидов и групп за их перераспределение,
а также к взаимному соперничеству и противоборству
в этой сфере власти управляющих и влияния
управляемых. Управляющие обладают организованным
контролем над общегосударственными ресурсами
и административным аппаратом, а управляемые
располагают лишь своими частными ресурсами
потенциалом мобилизации граждан со стороны
партий и движений, которые постоянно
ведут борьбу за выгодное им перераспределение
общественных ресурсов и усиление над
ними социального контроля.
Полит
власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными
признаками являются:
- верховенство, обязательность ее решений
для всего общества, и всех других видов
власти;
- всеобщность, то есть публичность. Это
означает, что полит власть действует
на основе права от имени всего общества;
- легальность в использовании силы и других
средств властвования в пределах страны;
- моноцентричность, то есть существование
общегосударственного центра (системы
властных органов) принятия решений;
- широчайший спектр используемых средств
для завоевания, удержания и реализации
власти.
Политическая
система общества или политичес