Политика как практическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:13, реферат

Описание работы

Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер.

Содержание

Введение …...………………………………...……………………………3
1 Содержание политики ……………………………..….……………….4
2 Функции политики ………………………………………..……………7
3 Политика как наука и искусство ………………………………………9
4 Формирование политики …………. …………………………………11
5 Человек как субъект политики …………………...…………….…….12
6 Политическая жизнь . .…………….…………………………………..15
7 Демократия как устойчивый политический порядок ………………16
Заключение ……………….……………………………………………..19
Список литературы ……………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

РефератПолитология.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

       а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия;

       б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;

       в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам.

       Политика  как искусство предполагает своевременное  обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений. 

       Вместе  с тем, политика не совпадает с  искусством. Искусство – это прежде всего художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира.

       Политика  не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым  и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.

       4 Формирование политики

 

         Это сложный и трудоёмкий процесс,  составляющими его компонентами  являются:

  1. Определение приоритетных направлений для данного этапа развития общества. На каждом конкретном историческом отрезке времени часть задач требует их первостепенного решения.
  2. Комплексный подход к выработке политических решений. В основе его должны находиться следующие цели: обеспечения гражданам политической свободы, экономического благосостояния и культурного развития.
  3. Выбор способов и средств реализации политики. Он зависит от того, какими принципами руководствуются политики в своей деятельности. Отсюда и способы осуществления политики могут быть насильственными (революционными) и политическими. Реализация политики во многом зависит от подбора и расстановки кадров (теоретиков и практиков).
  4. Учёт тормозящих и противодействующих тенденций.
  5. Политический прогноз. Расчет политических действий на несколько шагов в перёд и возможных последствий от реализации принятых решений. Политика эффективна только в том случае, если в практические задачи, выдвигаемые текущем моментом, закладывается видение будущего и поиски решения этих задач так же ведутся с учетом вариантов будущего.
 
 
 
 
 
 
 

       5 Человек как субъект  политики 

       В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представляет собой совокупность различного рода действий и взаимодействий конкретных субъектов в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть. Чаще всего в качестве критериев выделения политических субъектов называются либо их конкретные действия в данной сфере, либо степень их реального влияния на принятие политических решений и их реализацию, и государственную политику в целом, либо степень их организационной оформленности. Если же руководствоваться наиболее широким и прагматичным подходом, то под субъектами политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые решения и характер реализации государственной политики.

       Каждый  из действующих субъектов способен применять специфические способы  и методы воздействия на центры принятия политических решений, следовательно, обладает и собственными возможностями  влияния на власть и относительно самостоятельной ролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Как известно,  в политике действует множество всевозможных субъектов. Однако к основным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального, группового и институционального.

       Субъекты  всех трех типов внутренне структурированы, их содержание отличается большим разнообразием. Так, к группам относятся различные общности и коллективы (от неформальных до официальных, от временных до устойчивых, от локальных до транснациональных объединений). Институты также включают в себя целый круг организаций, выполняющих представительские и исполнительские функции в политической системе (партии, движения, лобби, международные организации и т.п.). К числу индивидуальных субъектов некоторые ученые, например, Д. Розенау, причисляют три вида акторов: рядового гражданина, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами; профессионального деятеля, выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида, действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей.

       Роль  индивида в политике крайне специфична. Конечно, он не может затмить значение групповых объединений для формирования политического пространства в целом. Однако он может повлиять на характер развития абсолютно любой политической системы. Потому-то и недостаточно рассматривать индивида лишь в качестве одного из специфических субъектов политической сферы.

       Индивиды  способны выступать особой целью  деятельности любой системы правления и власти. По сути дела, олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности, так или иначе, противостоят обществу и государству, личность символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности.

       Государство - это символ повиновения и принуждения  человека к обязательному для  него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения  его свободы и прав.

       Следовательно, рядовой гражданин может стать  субъектом политики при наличии некоторых условий: уровень политических знаний, понимание неизбежности вовлечения в политику, наличие условий в обществе для активной деятельности в этой сфере. 

       В Конституции Российской Федерации  закреплены основные политические права  граждан. Вот некоторые из них:

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  4. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

       Естественно возникает вопрос о том, что делает человека заинтересованным в личном участии в политике?

       Многие  исследователи отмечают, что участие  в политике может удовлетворять  одну из основных потребностей человека - потребность в общении. Причем в  политике человек выходит на уровень  общения с большими группами людей, получает возможность разделить их интересы, повлиять на их поведение, самому испытать их воздействие. Благодаря такому общению человек осознает себя членом общества гражданином, несущим ответственность за положение в нем.

       Довольно часто к участию в политике ведет неудовлетворенность человека в семейной жизни, в производственных делах. В этом случае политика становится дополнительным каналом самовыражения человека, средством компенсации его личных и творческих неудач.

       В основе стремление человека к политике может лежать и потребность в большей свободе возможности контролировать политический процесс, воздействовать на него, выразить интересы определенной социальной группы. В равной степени среди побуждающих мотивов к политической деятельности может присутствовать и стремление к господству (власти) по отношению к другим людям, получить некие привилегии за счет политики или приобрести широкую известность в обществе (тщеславие).

       Иными словами, разные люди стремятся в  политику по разным мотивам: жить политикой или жить за счет политики.

       6 Политическая жизнь

 

       Специфическая область человеческого общества - политическая жизнь - одна из важнейших  сторон общественного бытия. Она  охватывает интересы не только классов, но и социальных групп, наций, отдельных личностей. Особый интерес она представляет потому, что именно в этой сфере люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власти. Это мы наблюдаем во время выборов органов власти. Отсюда следует также, что политическая жизнь – непрекращающийся процесс деятельности членов общества. О ее сложности и многозначности можно судить по структурным компонентам политической жизни. К ним относятся: государство со всеми своими структурами; политические партии; общественные движения и организации; средства массовой информации; все виды политики; политическая культура и политическая деятельность. Все они связаны между собой.

       Если  исходить из того, что политический процесс есть совокупная деятельность или взаимодействие социальных субъектов с целью изменения функционирования политической системы общества, то его субъекты - социальные группы, классы, отдельные индивиды, имеющие политические интересы. Для них характерны: коллективные действия (обычно стихийные, неорганизованные); групповые действия (действия организованных групп); тотальные действия (при высокой степени концентрации участников); наконец, индивидуальные действия, т.е. действия индивидов в порядке личной инициативы.

       По  своей форме это могут быть действия, направленные на изменение отношений власти и общественных отношений, на перераспределение властных функций в правящей элите, на воздействие на власть, на регулирование межгосударственных отношений.

       Исторический  опыт показывает, что наиболее продуктивна политическая жизнь, функционирующая в условиях развитой демократии. Поэтому весьма важно учитывать степень демократизации политической жизни и политического процесса.  
 

       7 Демократия как  устойчивый политический  порядок

 

       В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?

       Если  судить по сложившейся на сегодня  практике, то можно сказать, что конкретными  предпосылками становления демократии как относительно устойчивого политического  порядка являются:

       — достаточно высокий уровень экономического развития страны

       — наличие рыночных отношений и  индустриальной экономики;

       — урбанизация;

       — развитость массовых коммуникаций;

       — помощь уже воплотивших демократию зарубежных государств.

       Демократия, как правило, невозможна и без довольно высокого уровня благосостояния граждан, наличия определенных духовных традиций, соответствующих политико-культурных  оснований.

       Можно выделить следующие характерные  черты демократии:

  1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти.
  2. Периодическая выборность основных органов государства.
  3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством.
  4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

       Все факторы, влияющие на становление демократии, так или иначе проявляются  в волевом замысле элитарных  кругов, ставящих целью создание в  собственной стране демократических политических порядков. Это определяет центральную роль тех идеальных представлений, которые закладываются в основание практической политики и являются источником созидания социальной реальности.

       Историческая  практика дает нам два вида политической демократии – представительную и непосредственную (прямую).

       Наиболее  развита первая, представительная демократия. Она включает выборные органы власти, начиная от местного самоуправления до государственных. Само ее название говорит о том, что это – система органов, в которых работают представители граждан государства – депутаты различных уровней.

       Парламентаризм  ныне стал неотъемлемой частью демократического режима. Надо отметить, что в представительных демократиях – как в парламентской, так и президентской формах правления – народ участвует в осуществлении власти не прямо, а передает (делегирует) свое право на это лицам и органам, действующим от его имени. Западноевропейские государства, преимущественно, относятся к парламентскому политическому строю, а США и Россия – к президентской форме правления.

Информация о работе Политика как практическая деятельность