Политика как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 03:01, реферат

Описание работы

Из всех сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной, политической), каждая из которых обладает своими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, политическая сфера является не только одним из наиболее сложных, но и во многом определяющим измерением человеческого опыта. Именно в рамках политики возникают, развиваются, принимаются и реализуются ключевые для общества решения. Вне воздействия политики сегодня не может находиться ни один человек: «если человек не занимается политикой, то политика занимается им».

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 55.57 Кб (Скачать)

  Здесь полностью применима общая диалектика соотношения объективного и субъективного  факторов в общественном развитии: объективные факторы являются определяющими, решающими, но и субъективные факторы оказывают влияние на политику и при некоторых условиях (когда имеются все объективные предпосылки) могут выдвигаться на первый план, играть решающую роль. На ход исторического развития, на политические процессы могут влиять черты характера тех или иных политических лидеров.

  Именно  сложное сочетание объективного и субъективного в политике, в  которую вовлекаются многие миллионы людей со своими интересами, страстями, предрассудками и т. д., многоплановое  идеологическое обоснование или, наоборот, затушевывание, извращение истинных целей и стремлений — все это обусловливает настоятельную необходимость для страны, регионов иметь политических лидеров, способных лучше других ориентироваться в этом лабиринте отношений и находить оптимальные политические решения.

  Политика  не только сложное, но и динамичное явление. То, что еще вчера казалось (и было) правильным и бесспорным, сегодня в силу изменившихся условий (причем не всех, а некоторых) уже не является правильным. Словом, в политике легко ос­таться во вчерашнем дне.

  В нашей стране в период перестройки  и радикальных реформ произошел  почти полный разрыв политики с наукой, научным управлением. На смену пришли метод "проб и ошибок", политических импровизаций, бездумное заимствование иноземных рецептов, волюнтаризм и самонадеянность реформаторов с изобретенной ими управленческой формулой "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Социально-экономическая цена издержек и ошибок в проведении перестройки и радикальных реформ оказалась столь внушительной, что ставит под сомнение их необходимость, вызывает у многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассивное им сопротивление. Мировым опытом доказано, что даже самые необходимые и назревшие реформы могут быть извращены, загублены неуме­лым их исполнением. Однако сами реформы тут ни при чем, виноваты горе-реформаторы, их некомпетентность, безответственность.

  Наш горький опыт учит, что политика не поле для дилетантского экспериментирования, а отрыв политики от науки социально  опасен, за него приходится дорого платить. 

       Понятие гуманизма

      Наиболее полно и ярко служение  политики  и  любой  другой  общественной деятельности  личности,  обществу  и  всему  человечеству  отражает  принцип гуманизма. Он предполагает отношение  к  человеку  как  к  высшей  ценности, уважение  достоинства  каждой  личности,  ее  права  на   жизнь,   свободное развитие, реализацию своих способностей и  стремления  к  счастью.  Гуманизм предполагает  признание  всех  основополагающих  прав  человека,  утверждает благо личности как высший критерий оценки любой  общественной  деятельности.

      Это универсальный,  планетарный   принцип.  Он  не  разделяет   людей  по национальному, классовому, религиозному, кровной  родственному  или  какому-нибудь другому подобному принципу и требует равно уважительного отношения  к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым  или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим.

      Гуманизм в  политике  выражается  в  формах  ее  организации,  целях  и содержании, а также в средствах  политической  деятельности.  В  современных условиях   наиболее   гуманной   формой   организации   политики    является

  демократическая политическая система, базирующаяся на  признании  свободы  и равноправия  всех  граждан,  подконтрольности;  власти  населению,  уважении достоинства и прав человека.

      Применительно к целям и содержанию  политики гуманизм проявляется   в  ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния  и улучшение условий жизни населения, укрепление  социальной  справедливости  и мира в государстве и на  ранете  в  целом.  С  этой  точки  зрения  наиболее гуманной   является   политика,   обеспечивающая   наилучшие   условия   для  удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

      Гуманизм  в  средствах  проявляется   в  устранении  наиболее  жестоких, варварских  форм  политического  противоборства:  войн,  применения   оружия массового   уничтожения:   ядерного,    химического,    бактериологического,

  экологического  и  т.п.,  в  запрете  пыток  и  других  средств,  разрушающих личность или  унижающих  человеческое  достоинство,  а  также  в  отказе  от духовного насилия — манипулирования сознанием и поведением людей  с  помощью специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в  сочетании  в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И.  Кантом  императивом (требованием,  нравственным  законом)  — человек   должен   рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство.

      Принцип гуманизма имеет как  внутригосударственное, так и   международное  содержание. На международной арене он проявляется в  борьбе  за  мир  и  его упрочение,  в  создании  международных   отношений   и   мирового   порядка, основанных на справедливости и уважении  к  человеку.  Это  предполагает,  в частности, признание права народа  на  свободный  выбор  государственного  и общественного  строя,   на   независимость   и   создание   самостоятельного государства, равноправия  государств,  невмешательство  во  внутренние  дела друг   друга,   отказ   от   применения   силы   для   разрешения    спорных межгосударственных  вопросов,  развитие  взаимовыгодного  сотрудничества   и укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманистические  ориентиры внутренней и внешств нашли свое выражение и  юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности  и сотрудничеству  в  Европе  (ОВСЕ)  и  некоторыми  другим  и   международными организациями.

      В  современных  условиях  гуманизм  характеризует   не   только   сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но  и  отношение  человека  к природе. Природа всегда была необходимым  условием  существования  человека, одним из важнейших  факторов,  опосредующих  отношения  между  людьми  и,  в частности,  между  различными  поколениями.  Однако  в  предшествующие  века деятельность  человека  не   была   столь   разрушительной,   не   принимала глобальных, планетарных масштабов. Во  второй  половине  нынешнего  столетия стала реальной угроза  экологической  катастрофы  человечества  в  обозримом будущем. Экологическая политика, основанная на разумном, бережном  отношении к  природе,  обрела  статус   важнейшего   гуманистического,   нравственного требования,  поскольку  превратилась  в  необходимое   условие   не   только дальнейшего развития цивилизации, но и  самого  существования  человеческого рода, его выживания. В экологической  политике  сегодня  проявляется  забота как о реально живущих людях, так и о будущих поколениях.

      В современном сложно  организованном,  противоречивом  обществе  с   его обостряющимися  глобальными  проблемами,  достижениями   научно-технического прогресса, способными  и  улучшат  жизнь  людей,  и  одновременно  разрушать основы   человеческой   цивилизации,   сфера   гуманизма   расширяется.   Из благородного дела которым занималось ранее лишь преимущественно  гражданскою общество — область  приватных,  частных  взаимоотношений  людей  —  гуманизм переходит в ранг государственной и даже мировой  политики.  У  человеческого рода больше не  существует  альтернативы  гуманистической  политике,  ибо  в противном  случае  ситуация  чревата  глобальной  планетарной   катастрофой, дегенерацией или даже гибелью  всего  человечества.  Насколько  же  реальная политик восприимчива  к  требованиям  гуманизма  и,  вообще,  совместимы  ли политика и гуманизм? 
 

  Проблемы  насилия и ненасилия

  Актуальность  данной проблеме придают широкое  распространение насилия, разрушительные последствия его применения. В 1992 г. по оценкам зарубежных аналитиков на планете сохранилось 73 "горячих точки", которые угрожали региональной и международной безопасности; в 25 странах шли войны или воору­женные конфликты, в 24 — наблюдался рост напряженности.

  Политическое  насилие — это физическое принуждение, используемое объектами политики в  качестве средства овладения, применения, распределения и защиты власти, прежде всего государственной. Насилие отличается от других средств власти следующими особенностями. Оно имеет низкий созидательный по­тенциал. В период социальных преобразований насилие служит средством их защиты от внешней угрозы, нейтрализации или устранения политических противников, но не может подменить самих реформ, нацеленных на создание определенных социальных, экономических и политических структур и отношений.

  Однако  уровень нравственного сознания и сохранения несправедливости в  современном мире пока еще ограничивает возможности вытеснения насилия из политической жизни. Насилие относится к числу дорогостоящих политических средств. Его использование связано с большими человеческими жертвами и раз­рушениями материальных ценностей, его трудно контролировать.

  Актами  насилия являются использование  в политических целях вооруженных  сил, террор, убийство, избиение, принудительные задержания, пытки, взрывы, поджоги зданий, порча имущества, средств коммуникации и т. д. По формам проявление насилия подразделяется на уличные беспорядки, бунты, восстания, гражданские и другие войны, репрессии, вооруженные конфликты международного характера и терроризм. По своему предметному содержанию насилие в политике включает помимо собственно политических актов военное, духовное (психологическое, идеологическое), административное, судебное насилие.

  В Европе значимость таких действий признавалась в древнегреческом и древнеримском  стоицизме, они начинаются в период раннего христианства. В средние  века практику ненасилия исповедовал  и осуществлял ряд монашеских органов. В XVIII в. принцип ненасильственных действий получил освещение в философских трудах Вольтера, Руссо, Канта, Локка. В XIX в. значимость этого принципа обосновалась социалистами-утопистами, христианскими социалистами

  В Новейшее время принципы ненасилия  в политике нашли наиболее полное выражение в учении о непротивлении  злу насилием Л. Толстого и в принципах  ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди. Большой вклад  в концепцию ненасилия внесли Ф. М. Достоевский, Г. Торо.

  М. Ганди выводит ненасилие из чисто  религиозной или нравственной среды, лишь опосредованно влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой политики. У Ганди ненасилие выступает уже не как отказ от борьбы, а как одна из форм борьбы, причем, быть может, как самое эффективное средство борьбы с насилием. Для М. Ганди недостаточно личного самосовершенствования, его конечной целью является усовершенствование мира, преобразованного средствами любви и уважения к человеку. С опорой на ненасильственные действия Ганди орга­низовал широкое социально-политическое движение за освобождение Индии от колониальной зависимости, хотя сам стал жертвой террора.

  В представлении Толстого зло имеет  своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые, даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем в еще больших масштабах, чем прежнее. И так происходит до бесконечности — до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло. В учении Толстого своеобразно переплетаются евангелические христианские идеи с традиционным подходом восточных религий. Принцип ненасильственного действия как мотив, идейное течение в формулировке "непротивиться злу" проявился в социальной философии Л. Толстого, так и не нашедшей широкого политического резонанса в России.

  Ф. М. Достоевский пытался решить в  своих произведениях проблему нравственной недопустимости насилия. В Америке  писатель и философ Г. Торо (1817— 1862) обосновывал использование ненасильственных действий в политике применительно к конституционному государству. Ненасилие доказало свою политическую эффективность в борьбе за достижение независимости Индии, против расовой дискриминации в 1960-е гг. в США, в свержении режима Ф. Маркоса на Филиппинах и т. д.

  К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, И. Сталин подвергали критике учение о ненасилии, пацифистские концепции, осудили их как социально вредные утопии, сбивающие угнетенные массы с единственно верного, по их мнению, пути решительной революционной борьбы за социальную справедливость.

  Проблема  ненасилия сама по себе остается неоднозначной. В этой концепции есть здравое  зерно, привлекавшее к ней внимание прогрессивной общественности едва ли не на всем протяжении развития человечества. Но ей свойственны и противоречия, односторонность, своего рода отстраненность от непростых реалий современного мира.

  Деятельность  Мартина Лютера Кинга, А. Д. Сахарова выявила значимость данного принципа, проявившегося в столь разнородных  точках земного шара.

  Принцип ненасильственных действий в современной  политике становится преобладающим  — хотя и не единственным — вопреки вспышкам воинствующего национализма, политического терроризма, агрессии. Его конкретизация в реальных политических действиях конца XX в. — важное свидетельство приоритета об­щечеловеческих ценностей, характерных для политического мышления.

  Л. Толстой, А. Швейцер видят выход из кризиса цивилизации прежде всего в индивидуальном моральном совершенствовании каждого человека в духе ненасилия и любви ко всему живому.

  Общественный  прогресс бессмыслен без нравственного  процесса, последний должен опережать  технический прогресс. Основное содержание нравственного прогресса — формирование ненасильственных отношений.

  Использование насилия властью обесценивает ее и делает нелегитимной в глазах подданных. Подобный взгляд на вещи имеет много  общего с концепцией ненасильственного  сопротивления М. Ганди и Л. Кинга, идеями В. Гавела о "власти безвластных", которые были широко распространены в Чехословакии во время так называемой бархатной революции, покончившей с коммунистическим режимом в 1989 г.

Информация о работе Политика как общественное явление