Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 03:01, реферат
Из всех сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной, политической), каждая из которых обладает своими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, политическая сфера является не только одним из наиболее сложных, но и во многом определяющим измерением человеческого опыта. Именно в рамках политики возникают, развиваются, принимаются и реализуются ключевые для общества решения. Вне воздействия политики сегодня не может находиться ни один человек: «если человек не занимается политикой, то политика занимается им».
Здесь
полностью применима общая
Именно сложное сочетание объективного и субъективного в политике, в которую вовлекаются многие миллионы людей со своими интересами, страстями, предрассудками и т. д., многоплановое идеологическое обоснование или, наоборот, затушевывание, извращение истинных целей и стремлений — все это обусловливает настоятельную необходимость для страны, регионов иметь политических лидеров, способных лучше других ориентироваться в этом лабиринте отношений и находить оптимальные политические решения.
Политика не только сложное, но и динамичное явление. То, что еще вчера казалось (и было) правильным и бесспорным, сегодня в силу изменившихся условий (причем не всех, а некоторых) уже не является правильным. Словом, в политике легко остаться во вчерашнем дне.
В нашей стране в период перестройки и радикальных реформ произошел почти полный разрыв политики с наукой, научным управлением. На смену пришли метод "проб и ошибок", политических импровизаций, бездумное заимствование иноземных рецептов, волюнтаризм и самонадеянность реформаторов с изобретенной ими управленческой формулой "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Социально-экономическая цена издержек и ошибок в проведении перестройки и радикальных реформ оказалась столь внушительной, что ставит под сомнение их необходимость, вызывает у многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассивное им сопротивление. Мировым опытом доказано, что даже самые необходимые и назревшие реформы могут быть извращены, загублены неумелым их исполнением. Однако сами реформы тут ни при чем, виноваты горе-реформаторы, их некомпетентность, безответственность.
Наш
горький опыт учит, что политика
не поле для дилетантского
Понятие гуманизма
Наиболее полно и ярко
Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет людей по национальному, классовому, религиозному, кровной родственному или какому-нибудь другому подобному принципу и требует равно уважительного отношения к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим.
Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности. В современных условиях наиболее гуманной формой организации политики является
демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности; власти населению, уважении достоинства и прав человека.
Применительно к целям и
Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких, варварских форм политического противоборства: войн, применения оружия массового уничтожения: ядерного, химического, бактериологического,
экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия — манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом (требованием, нравственным законом) — человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство.
Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное содержание. На международной арене он проявляется в борьбе за мир и его упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка, основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в частности, признание права народа на свободный выбор государственного и общественного строя, на независимость и создание самостоятельного государства, равноправия государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных межгосударственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманистические ориентиры внутренней и внешств нашли свое выражение и юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторыми другим и международными организациями.
В современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе. Природа всегда была необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов, опосредующих отношения между людьми и, в частности, между различными поколениями. Однако в предшествующие века деятельность человека не была столь разрушительной, не принимала глобальных, планетарных масштабов. Во второй половине нынешнего столетия стала реальной угроза экологической катастрофы человечества в обозримом будущем. Экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе, обрела статус важнейшего гуманистического, нравственного требования, поскольку превратилась в необходимое условие не только дальнейшего развития цивилизации, но и самого существования человеческого рода, его выживания. В экологической политике сегодня проявляется забота как о реально живущих людях, так и о будущих поколениях.
В современном сложно организованном,
противоречивом обществе с
его обостряющимися глобальными
проблемами, достижениями научно-технического
прогресса, способными и улучшат
жизнь людей, и одновременно
разрушать основы человеческой
цивилизации, сфера гуманизма
расширяется. Из благородного дела
которым занималось ранее лишь преимущественно
гражданскою общество — область приватных,
частных взаимоотношений людей
— гуманизм переходит в ранг государственной
и даже мировой политики. У человеческого
рода больше не существует альтернативы
гуманистической политике, ибо
в противном случае ситуация
чревата глобальной планетарной
катастрофой, дегенерацией или даже гибелью
всего человечества. Насколько
же реальная политик восприимчива
к требованиям гуманизма и,
вообще, совместимы ли политика
и гуманизм?
Проблемы насилия и ненасилия
Актуальность данной проблеме придают широкое распространение насилия, разрушительные последствия его применения. В 1992 г. по оценкам зарубежных аналитиков на планете сохранилось 73 "горячих точки", которые угрожали региональной и международной безопасности; в 25 странах шли войны или вооруженные конфликты, в 24 — наблюдался рост напряженности.
Политическое насилие — это физическое принуждение, используемое объектами политики в качестве средства овладения, применения, распределения и защиты власти, прежде всего государственной. Насилие отличается от других средств власти следующими особенностями. Оно имеет низкий созидательный потенциал. В период социальных преобразований насилие служит средством их защиты от внешней угрозы, нейтрализации или устранения политических противников, но не может подменить самих реформ, нацеленных на создание определенных социальных, экономических и политических структур и отношений.
Однако уровень нравственного сознания и сохранения несправедливости в современном мире пока еще ограничивает возможности вытеснения насилия из политической жизни. Насилие относится к числу дорогостоящих политических средств. Его использование связано с большими человеческими жертвами и разрушениями материальных ценностей, его трудно контролировать.
Актами насилия являются использование в политических целях вооруженных сил, террор, убийство, избиение, принудительные задержания, пытки, взрывы, поджоги зданий, порча имущества, средств коммуникации и т. д. По формам проявление насилия подразделяется на уличные беспорядки, бунты, восстания, гражданские и другие войны, репрессии, вооруженные конфликты международного характера и терроризм. По своему предметному содержанию насилие в политике включает помимо собственно политических актов военное, духовное (психологическое, идеологическое), административное, судебное насилие.
В
Европе значимость таких действий признавалась
в древнегреческом и
В Новейшее время принципы ненасилия в политике нашли наиболее полное выражение в учении о непротивлении злу насилием Л. Толстого и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди. Большой вклад в концепцию ненасилия внесли Ф. М. Достоевский, Г. Торо.
М. Ганди выводит ненасилие из чисто религиозной или нравственной среды, лишь опосредованно влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой политики. У Ганди ненасилие выступает уже не как отказ от борьбы, а как одна из форм борьбы, причем, быть может, как самое эффективное средство борьбы с насилием. Для М. Ганди недостаточно личного самосовершенствования, его конечной целью является усовершенствование мира, преобразованного средствами любви и уважения к человеку. С опорой на ненасильственные действия Ганди организовал широкое социально-политическое движение за освобождение Индии от колониальной зависимости, хотя сам стал жертвой террора.
В представлении Толстого зло имеет своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые, даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем в еще больших масштабах, чем прежнее. И так происходит до бесконечности — до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло. В учении Толстого своеобразно переплетаются евангелические христианские идеи с традиционным подходом восточных религий. Принцип ненасильственного действия как мотив, идейное течение в формулировке "непротивиться злу" проявился в социальной философии Л. Толстого, так и не нашедшей широкого политического резонанса в России.
Ф. М. Достоевский пытался решить в своих произведениях проблему нравственной недопустимости насилия. В Америке писатель и философ Г. Торо (1817— 1862) обосновывал использование ненасильственных действий в политике применительно к конституционному государству. Ненасилие доказало свою политическую эффективность в борьбе за достижение независимости Индии, против расовой дискриминации в 1960-е гг. в США, в свержении режима Ф. Маркоса на Филиппинах и т. д.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, И. Сталин подвергали критике учение о ненасилии, пацифистские концепции, осудили их как социально вредные утопии, сбивающие угнетенные массы с единственно верного, по их мнению, пути решительной революционной борьбы за социальную справедливость.
Проблема ненасилия сама по себе остается неоднозначной. В этой концепции есть здравое зерно, привлекавшее к ней внимание прогрессивной общественности едва ли не на всем протяжении развития человечества. Но ей свойственны и противоречия, односторонность, своего рода отстраненность от непростых реалий современного мира.
Деятельность
Мартина Лютера Кинга, А. Д. Сахарова
выявила значимость данного принципа,
проявившегося в столь
Принцип ненасильственных действий в современной политике становится преобладающим — хотя и не единственным — вопреки вспышкам воинствующего национализма, политического терроризма, агрессии. Его конкретизация в реальных политических действиях конца XX в. — важное свидетельство приоритета общечеловеческих ценностей, характерных для политического мышления.
Л. Толстой, А. Швейцер видят выход из кризиса цивилизации прежде всего в индивидуальном моральном совершенствовании каждого человека в духе ненасилия и любви ко всему живому.
Общественный прогресс бессмыслен без нравственного процесса, последний должен опережать технический прогресс. Основное содержание нравственного прогресса — формирование ненасильственных отношений.
Использование насилия властью обесценивает ее и делает нелегитимной в глазах подданных. Подобный взгляд на вещи имеет много общего с концепцией ненасильственного сопротивления М. Ганди и Л. Кинга, идеями В. Гавела о "власти безвластных", которые были широко распространены в Чехословакии во время так называемой бархатной революции, покончившей с коммунистическим режимом в 1989 г.