Политика как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 03:01, реферат

Описание работы

Из всех сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной, политической), каждая из которых обладает своими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, политическая сфера является не только одним из наиболее сложных, но и во многом определяющим измерением человеческого опыта. Именно в рамках политики возникают, развиваются, принимаются и реализуются ключевые для общества решения. Вне воздействия политики сегодня не может находиться ни один человек: «если человек не занимается политикой, то политика занимается им».

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 55.57 Кб (Скачать)

  ПОЛИТИКА  КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

  Из  всех сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной, политической), каждая из которых обладает своими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, политическая сфера является не только одним из наиболее сложных, но и во многом определяющим измерением человеческого опыта. Именно в рамках политики возникают, развиваются, принимаются и реализуются ключевые для общества решения. Вне воздействия политики сегодня не может находиться ни один человек: «если человек не занимается политикой, то политика занимается им».

  Термин  «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад и происходит от греческого слова «politike» — искусство управления государством.

  Древнегреческий философ Аристотель понимал политику как форму общности людей —  «общее дело», «общее благо». Платон рассматривал политику как «искусство жить вместе».

  Политика  действительно призвана обеспечивать целостность и социальную сбалансированность общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение интеграции общества, научить людей жить вместе.

  В реальной жизни политика всегда связана  с групповыми интересами и потребностями  людей, является ареной столкновения разнообразных, часто противоречивых и меняющихся интересов социальных групп, классов, наций, государств, групп государств. Урегулировать эти интересы и противоречия невозможно толь ко с помощью убеждения, нравственности и разума, важную роль здесь призвана сыграть государственная власть.

  М. Вебер одним из первых отметил: «политика, судя по всему, означает стремление к  участию во власти». Политика всегда связана с отношениями по поводу власти. Движения, партии, другие общественные институты называют политическими только тогда, когда они ведут борьбу за власть или оказание влияния на распределение власти, например, участвуют в выборах. Поэтому можно утверждать, что политика — это отношения между большими социальными группами, классами, нациями, партиями, государствами по поводу установления, функционирования и распределения власти.

  Понятие власть, как было указано выше, является ключевым для понимания политики (и это центральное понятие в политологии). Можно сказать, что политика — это деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Политика вырабатывает систему политических норм и традиций, по которым живет общество. В этом смысле политика — это и определенный нормативный порядок, правовое регулирование совместной деятельности людей.

  Существует  точка зрения, что политическая деятельность не поддается научному анализу, поскольку  «политика — искусство возможного». Действительно, в политике многое зависит  от таланта и интуиции отдельных  политиков-профессионалов. Занятие  политикой требует особых черт характера, определенных природных данных. Однако признание политики лишь искусством заранее обрекает политических деятелей на дилетантизм.

  Политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма. 

  Функции политики

  Формируясь  в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности  социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизован-ное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

  ¨ выражения и реализации властно  значимых интересов групп и слоев  общества;

  ¨рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего  противоборствующие стороны;

  ¨ распределения и перераспределения  общественных благ с учетом групповых  приоритетов для жизнедеятельности  общества в целом;

  ¨ управления и руководства общественными  процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством  выдвижения наиболее общих целей  социального развития;

  ¨ интеграции общества и обеспечения  целостности общественной системы;

  ¨социализации личности, включения ее в жизнь  сложноорганизованного государства  и общества. обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты

  ¨(СМИ), способы поддержания контактов  между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз — особые техники связи с общественностью);

  ¨созидания  действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые  отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных  политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности.

  1      Рационализаторская функция. Политика  рационализирует конфликты и  противоречия, предупреждает их  или разрешает. 

   2      Управленческая и  регулятивная функции. Политика  не только выражает значимые  интересы и потребности различных  групп общества, но и обеспечивает  их взаимодействие, оказывает на  них влияние путем принятия  политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.

   3      Гуманитарная. Выражается  в гарантиях прав и свобод  личности, обеспечении общественного  порядка, гражданского мира и организованности.

   4      Функция политической  социализации. Политика открывает  широкие возможности реализации  групповых и индивидуальных интересов,  включает личность в социальные  отношения, передавая ей опыт  и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.

   5      Функция мобилизации  и обеспечения эффективности  общей деятельности. Политика обеспечивает  их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

   6      Функция обеспечения  целостности и стабильности общества. Политика разрабатывает проекты  будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. 

  Взаимоотношения политики с другими  сферами общества

     Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни

  Понимание природы и специфических свойств  политики неизбежно предполагает осознание  ее связей и отношений с другими  сферами общественной жизни. Испытывая  влияние экономики, морали, права, художественной культуры, политика и сама оказывает  на них определенное воздействие, обретая  при этом новые свойства и качества.

  В настоящее время в политической науке предпринимается немало попыток  утвердить одностороннюю зависимость  политики от иных сфер общественной жизни  или данных сфер от политики. При  сохранении случаев морализации  политики, утверждения ее исключительной зависимости от права, культуры, религии или экономики все же в большинстве своем ученые предпочитают учитывать двойственный характер ее взаимоотношений с другими областями жизни — причинно-следственный и функциональный.

  В частности,  причинно-следственные отношения раскрывают степень детерминированности  политики (как в целом, так и  ее отдельных сторон и аспектов) экономическими, правовыми, нравственными  или иными факторами.

       Характерно, однако, что, наряду с  такой гиперболизацией причинных  связей политики, в научной мысли  сформировались и идеи ее самодетерминированности, т.е. практической независимости от других областей жизни. Такие подходы присущи, в частности, ряду элитаристских концепций, авторы которых видят в «правящем классе» самодостаточный источник формирования политических отношений.

  В свою очередь, функциональные связи  и отношения политики с другими  сферами жизни отражают их взаимозависимость как определенных регулятивных подсистем общества, обладающих собственными средствами разрешения конфликтов, стабилизации социальных порядков, интеграции общества. Иначе говоря, политика, наряду с другими общественными подсистемами, рассматривается как специфический способ решения социальных проблем, предлагающий для этого собственные приемы, техники, процедуры. Например, решение тех или иных конфликтов возможно не только военными средствами, но и путем применения политических методов; при этом поиск компромисса, который способен устранить острые формы противоборства, может осуществляться и под влиянием экономических факторов и осуждения противоборствующих сторон общественным мнением и т.д.  

     Политика и экономика

  Политика, как уже сказано, формируется  на пересечении ряда исторических тенденций, и потому сущностные причины ее возникновения не могут быть объяснены исключительно экономическими причинами. В целом экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. Зависимость от них сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций.

  В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя  материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. В то же время как разновидность властно-государственного принуждения политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические процессы. И прежде всего в тех ситуациях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего государства. В этом смысле характер политического влияния на экономику может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным.

  Так, в настоящее время в России без целенаправленной помощи государства  в принципе невозможно сформировать прочный рыночный сектор в экономической  жизни страны, сделать его системообразующим сегментом всей экономической сферы. Вместе с тем политическое влияние определенных оппозиционных сил направлено на придание противоположного характера деятельности государства, которое, по их мнению, призвано заниматься преимущественно непосредственным регулированием экономических связей, вытесняя тем самым рыночные структуры на периферию экономических отношений.

  Потребности современного общественного развития, необходимость демонополизации  и демилитаризации российской экономики, борьба с коррупцией и теневой экономикой однозначно требуют повышения роли политических методов регулирования этих сторон экономических процессов. В то же время в зоне мелкого и семейного бизнеса, в сфере развития предпринимательства и других секторах экономики, где сегодня можно руководствоваться внутриэкономическими стимулами, принципами самоорганизации, государственно-политические методы должны уступать свое место иным формам социального регулирования. В любом случае политические методы регулирования должны использоваться лишь в тех секторах экономики, где не хватает внутренних источников самодвижения или требуются серьезные трансформации сложившихся порядков.  

Информация о работе Политика как общественное явление