Политика как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является на основе изучения теоретических аспектов сущности политики изучить ее с точки зрения общественного явления.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
изучить причины возникновения политики;
изучить теоретические основы политики как социальной сферы;
описать функции политики;
раскрыть структуру политики;
проанализировать уровни организации политики.
При написании контрольной работы использовались следующие методы исследования: монографический, графический и аналитический.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Причины возникновения политики……………………………………5
2. Политика как социальная сфера………………………………………10
3. Функции политики……………………………………………………12
4. Структура политики……………………………………………………15
5. Уровни организации политики………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………23

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 49.28 Кб (Скачать)

Естественно напрашивается  такой вопрос – в силу каких причин или факторов перерождаются политики в худшую сторону, утрачивая свои лучшие качества, которыми они обладали, когда шли к власти? Политологи, изучающие эти проблемы, выделяют такие причины этого неординарного явления. 

Первая причина заключается, по их мнению, в том, что опережающий  рост потребностей человека наталкивается  на ограниченные возможности их удовлетворения и порождает желание осуществить  их за счет других людей. Политика как  раз открывает во многих случаях  такую возможность, где идет распределение  ресурсов и благ, статусов и привилегий с помощью власти. С помощью  власти субъект политики может удовлетворить  все свои искушения: в богатстве, в желании повелевать, в господстве над другими людьми. 

Вторая причина – индивидуальные и общественные интересы, как правило, противоречат друг другу. Конкретно взятый человек живет в обществе и поэтому вынужден подчиняться тем правилам, которые сложились в нем. В такой ситуации в действие вступают две взаимоисключающие друг друга тенденции. Первая – общество как бы «репрессирует» индивидуальность и уникальность личности. Вторая – политика же предоставляет этой личности выйти за пределы установленного общественного контроля. 

Эта опасность развращения  человека властью давно была подмечена  в истории политической мысли. Выше мы отмечали взгляды по данному вопросу Аристотеля и Макиавелли. Мыслители прошлого сдержать разрушающие начала политики пытались с помощью морали. Они утверждали, что мораль является единственным и одним из наиболее важных институтов регуляции не простых отношений между людьми в сфере общественных и политических отношений. Линия концепции особого выделения морали как сдерживающего фактора у древних мыслителей была выстроена следующим образом: во-первых, обязательность моральных основ основана на силе общественного мнения и внутреннем убеждении индивида в истинности данных правил; во-вторых, мораль согласовывает свободу и необходимость и снимает противоречие между личностью и обществом. Однако в бурный ХХ век мораль постепенно утратила свои прежние позиции и политика стала в большей степени оморальной, так как произошло слияние политики и морали. Мораль теперь снижает уровень результативности политических решений. Выход из этого замкнутого круга двести лет тому назад предложил президент США, автор Декларации независимости США Томас Джефферсон, который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным. Но в политике выполнить данное требование не очень просто. Удержаться от соблазна получения благ за счет других, от искушения богатством, славой, привилегиями для большинства политиков, к сожалению, оказывается невозможным. 

По поводу соотношения  политики и морали определенно высказывался также Макс Вебер. Он, полагая, что особенностью политики является опора на силу, пытался «примирить» мораль и насилие установлением границ сферы их действия. Он утверждал, что до принятия политического решения политик может руководствоваться своими идейными убеждениями и моральными принципами. Однако при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах. Выбор между меньшим злом и неукоснительным соблюдением своих моральных принципов остается за политиком. Поэтому единого морального кодекса нет и в каждой конкретной ситуации политик выбирает сам свою модель поведения. 

В современных условиях, говоря о проблемах контроля и  нравственности в политике, предлагают двоякую систему мер: во-первых, когда с помощью права определяется критерий гуманности политики; во-вторых, меры контроля за деятельностью политических институтов, когда они должны не просто уважать права и свободы граждан, но и гарантировать их защиту.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Белякович Н.Н. Политология: учебное пособие. – Мн.: Издательство деловой и учебной литературы, 2007 
  2. Вонсович Л.В. Политология: Курс интенсивной подготовки. – Мн.: Тетрасистемс, 2007 
  3. Гончаренко Р.М. Политическая и правовая идеология государства: Справочное пособие. – Мн.: Технопринт, 2005  
  4. Егоров А.Н.. Политология: учебно-методическое пособие. – Мн.: БГЭУ, 2009 
  5. Идеология и молодежь Беларуси: Пособие / авт. кол.: Л.С.Аверин и др.; под ред. 
  6. Мазарчук Д.В., Лейко О.И. История политических и правовых учений: Учебно-методический комплекс. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006 
  7. Мельник В.А. Политология. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Мн.: Вышэйшая школа, 2006 
     

Информация о работе Политика как общественное явление