Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:56, контрольная работа
Целью контрольной работы является на основе изучения теоретических аспектов сущности политики изучить ее с точки зрения общественного явления.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
изучить причины возникновения политики;
изучить теоретические основы политики как социальной сферы;
описать функции политики;
раскрыть структуру политики;
проанализировать уровни организации политики.
При написании контрольной работы использовались следующие методы исследования: монографический, графический и аналитический.
Введение……………………………………………………………………3
1. Причины возникновения политики……………………………………5
2. Политика как социальная сфера………………………………………10
3. Функции политики……………………………………………………12
4. Структура политики……………………………………………………15
5. Уровни организации политики………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
10 |
|
12 |
|
15 |
|
17 |
Заключение…………………………………………………… |
19 |
Список использованных источников………………………………………. |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
Политика – понятие ключевое в политической науке. Все последующие проблемы данной науки исходят из категории политика и замыкаются вокруг нее.
Политика – также понятие историческое. На заре истории человечества не было такого понятия, как политика и люди вели повседневную борьбу за свое существование - добычу пищи и одежды, защиту от нападений более сильных, чем они, представителей животного мира. Значит все взаимоотношения между людьми объяснялись инстинктом самосохранения. Следовательно, политика возникает с появлением в обществе властных отношений.
Как явление социальное политика
возникает только в обществе, которое
представляет взаимодействие индивидов,
наделенных сознанием и волей. Каждый
из них преследует, прежде всего свои интересы.
В примитивных обществах согласованное
поведение индивидов были основаны на
естественном совпадении их интересов.
Однако с развитием человеческих потребностей
появился прибавочный продукт. Возникновение
частной собственности обособило отдельного
человека. В результате этого сформировался
самостоятельный человек, независимый
от власти общины. Индивидуальный интерес
все реже совпадал с общим, с интересами
других общинников. В этих условиях интеграция
общества, согласие его членов не могли
обеспечиваться традиционными институтами.
Поэтому можно подчеркнуть, что именно
потребности в согласовании различающихся
групп интересов привели к появлению политики
и ее институтов. Теперь с помощью этих
институтов политики индивидуальные стремления
людей стали переводится в политическую
волю общества. Значит, политика была предназначена
для удовлетворения не только личных потребностей,
но и общезначимых групповых интересов.
Политика возникает также в зависимости
от географических, природных, экономических,
социальных, культурных условий конкретной
страны. Притом от этих объективных факторов
зависят направленность политики, возможности,
средства и методы реализации власти.
Так в странах западной цивилизации политика
возникла в результате социального расслоения
общества. Однако, как показала история,
она может возникать не только вследствие
усиления социального неравенства. В странах
Востока потребность в политике была вызвана
необходимостью обеспечения населения
продовольствием и предметами первой
необходимости, защиты территориальной
целостности страны от нападений чужеземцев,
освоения новых земель. В связи с этим тема
контрольной работы представляется на
современном этапе весьма актуальной
и важной.
Целью контрольной работы является на основе изучения теоретических аспектов сущности политики изучить ее с точки зрения общественного явления.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
При написании контрольной работы использовались следующие методы исследования: монографический, графический и аналитический.
1 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЛИТИКИ
В практической жизни человека
никакие исторически устойчивые
формы и способы его
Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции.
Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм.
По своему характеру политическое регулирование означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д.
Слово «политика» пришло к нам из Древней Греции и происходит от греческого polis (город). В Древней Греции оно обозначало различные формы государственного правления. Одно из первых произведений, посвященных изучению политики – трактат Аристотеля « La Politika » дословно так и называется: «То, что относится к государству».
В английском языке, а также в американской и мировой политической науке в целом для обозначения различных сторон политики используют три самостоятельных термина: «polity» ( «полити» или «полития»), « policy » («полиси») и « politics » («политикс»). Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу.
Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле слова, т.е. совокупность всех граждан страны и весь механизм осуществления власти. Другими словами полития – это политический строй страны и политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.
Полиси означает содержание, образ действий власти, правительства и технологию принятия политических решений. Полиси также относятся не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений органами власти.
Политикс – это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стремящимися –повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, СМИ, заинтересованными группами, а также конфликтующими интересами.
В политической науке полити (форма), полиси (содержание) и политикс (процесс) называют измерениями политики, отражающими ее важнейшие аспекты.
Как видим, понятие политика – многогранное и многообъемное и практически охватывает все сферы жизнедеятельности человека в обществе. В этой связи в политологии имеют место различные парадигмы (подходы) объяснения политики. Выделим основные парадигмы политики (рисунок 1).
Теологическая – сверхъестественная интерпретация политики |
Натуралистическая – природа политики вытекает из влияния: внешней среды – географическая парадигма; свойств живой природы – биологическая парадигма; качеств самого человека – психологическая парадигма |
Социальная – политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта |
Рационально-критическая – политика объясняется не только внешними по отношению к ней факторами, но в большей мере ее внутренними причинами, свойствами, элементами |
Рисунок 1 - Основные парадигмы политики
Если их суммировать все сказанное, то современная политическая наука выделяет следующие основные толкования политики:
В любом из этих подходов
просматривается понимание
Все это позволяет рассматривать политику в двух ее основных аспектах:
во-первых, как средство организационного и духовного начала нового государственного устройства;
во-вторых, в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.
Современное состояние политической науки позволяет рассматривать политику в условиях методологического плюрализма как многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи многомерность политики видят в том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:
Из такого подхода вытекают следующие аспекты политики: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, связанная с регулированием интересов путем использования политической власти; совокупность вопросов или событий государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.
Вышесказанное позволяет дать следующее общее определение политики. Политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.
Характерными чертами политики являются:
1. Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества в целом);
2. Любой тип политики
связан с решением проблем
существования и
3. Связь с действиями и интересами больших масс людей;
4. Целенаправленная деятельность,
предполагающая необходимость
5. Властный характер, способность
принуждения, волевого
Политика, обладая этими
специфическими чертами, имеет характерные
только для нее свойства. Они таковы:
универсальность – способность
сознательно увеличивать или уменьшать
число объектов государственно-властного
регулирования; инклюзивность – способность
проникать в другие области общественной
жизни. Есть и такое свойство политики
– это способность сочетаться с неполитическими
общественными явлениями и сферами.
2 ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Возникновение политического
способа обеспечения
Этот качественно новый тип зависимости давал группам шанс за счет одной лишь помощи государства существенно расширить набор социальных благ для своих членов.
Для поддержания постоянных
контактов с государством эти
группы вынуждены были
Таким образом, политика формировалась как особая система связей, сохраняющая объединенность жизни людей и скрепляющая их социальные узы посредством публичной власти. Она стала средством приведения разрушающих общество конфликтов к необходимой для выживания общества форме и его продвижения вперед за счет повышения уровня межгруппового согласия. Политика сформировалась как механизм перераспределения важнейших материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении не только государства, но и всего общества в целом. Она преобразовала разрушительные последствия межгрупповых противоречий в созидательные импульсы общественного развития. Благодаря политике общество освободилось от варварского способа удовлетворения групповых интересов — борьбы на уничтожение. С политикой люди обрели возможность вести конкурентную борьбу по правилам, согласовывая свои интересы с интересами социального целого.