Политика и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:44, курс лекций

Описание работы

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством , под которой понимался полис (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса). Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Работа содержит 1 файл

Семинар Политика и власть.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Политика  и власть

1.Происхождение  и природа политики, ее сущность  и структура.

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил  ее как искусство управления государством , под которой понимался полис (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса). Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

История политической мысли дает разные ответы на вопрос происхождения политики.

Первым представлением о природе политики было теологическое, объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.

Вторым распространенным подходом стало антропологическое трактовки, обосновывающая необходимость политики человеческой природой. Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение соответствует природе человека и его стремлению к благам. Вне политики он либо животное, или божество, ибо животное и бог не нуждаются законов и прав. Начальными формами политического общения выступали семья и поселения, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственную эгоистическую основу и воплотить общую пользу и справедливость. Близкую мнение в XV в. выскажет английский мыслитель Г. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывает людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря выходу человека из собственного животного состояния, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы.

Признание общих для человеческого  и животного основ (общих инстинктов, моделей поведения) лежит в основе современных биологических трактовок природы и политики. Так, согласно представлениям австрийского этолога К. Лоренца , человеку, как и любой животному, присутствуют агрессивность и инстинкт борьбы за выживание, при этом, в отличие от более опасных животных, менее опасные существа - люди - обладают более слабым, сдерживающим агрессивность началом. Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничение проявлений в открытых формах посредством контроля.

Биологические трактовки происхождения  политики очень часто имеют много  общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия.

Оригинальную теорию перехода общества из передсоциального в социальное, в том числе и политическое состояние, разработает З. Фрейд . Он исходит из того, что политика является проявлением либидознои энергии индивидов. Да, государство и право выступают как заменители некогда существующего прародителя "отца", который был убит сыновьями, восставших против его монополии на сексуальное наслаждение. Таким образом, природа власти и политики коренится в бессознательном - в либидозному комплексе и в ощущении вины. Фрейд считал, что в отношении людей к лидерам и государства проявляется детский поезд взрослого человека к некогда существующего отца. К ним индивид будет испытывать противоположные чувства - одновременно требовать защиты (патернализма) и ненавидеть (критика и недовольство властью).

Согласно социальным трактовкой политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста ее неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики, хотя была власть, которая осуществлялась всеми взрослыми членами рода. Усложнения общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с тем и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально неоднородном обществе вместе с делением на руководителей и управляемых, богатых и бедных. Общественные изменения были производными от политической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией историки связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивая типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появлению городов. В итоге это привело к изменению во властных отношениях.

Логику появления  политики можно показать следующим  образом:

1. Рост продуктивной  деятельности человека сделал  возможным появление дополнительной  продукции, которая трансформировалась в частную собственность.

Частная собственность  способствовала:

  • дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности, росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов, тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;
  • роста автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). С тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это вызвало к жизни формирование институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности;
  • усилению имущественного расслоения, составление различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

2. Углубление  социальной дифференциации по  этническим и религиозным признакам.

3. Рост плотности  населения и потребности расширения  сферы земледелия и скотоводства  привело к территориальных претензий  племен друг к другу. Актуальной  стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних претензий.

Таким образом, политика формируется как результат  неравного распределения богатства, различия статусов, разных интересов  социальных групп, неотвратимости противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью предыдущих регуляторов - традиций, обычаев, моральных норм. Для решения этих проблем стали нужными новые регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура - государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и природные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или четко выраженное желание к доминированию - у одних, и, наоборот, желание к подчинению - в других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальной, то есть в разном доступе к богатству, власти, в престиже и т.д.

Сущность  и структура политики

Хотя сущность политики исследуется  в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные  понимания политики:

1. Исторически первое  определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.

2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь  с властью. Политика - это либо  управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает".

3. Институционный подход  делает акцент на организации,  в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход  связан с рассмотрением общества  как структуры, состоящей из  разнообразных групп, обладающих  собственными интересами и потребностями,  главным рычагом реализации которых  является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.

Структура политики — это:

 — политический  интерес (представляет собой внутренний источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению);

— политическая организация (отражает роль институтов публичной власти как центров  управления общественными процессами);

— политическая деятельность (выступает разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов);

— политическое сознание (характеризует зависимость  политической жизни от осознанного  отношения людей к своим властно  значимым интересам);

— политические отношения (выражают устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти).

Свойства  политики и взаимодействие с другими  сферами жизни.

Свойства политики 

1) Свойство проникновения Политика способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство инклюзивности свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых. Иными словами, наряду с признанием проблем, требующих постоянного участия государства в регулировании социальных процессов (обеспечение безопасности общества, поддержание международных связей и др.), у политики в каждый данный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле власти или выключаются из него. Поэтому политика в принципе способна изменять свой объем, вследствие чего ее границы имеют в определенной степени условный характер и зависят от исторического контекста, а также умения государства увидеть те групповые конфликты, которые требует его непременного вмешательства. Данное свойство политики превращает искусство руководителей государства в главный источник формирования политического пространства. От характера осознания политически значимых интересов непосредственно зависит объем объектов государственно-властного регулирования, а, следовательно, и объем политической сферы.

2) Пространственные свойства  политики Неотъемлемым онтологическим свойством политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории. Причем в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для политического участия и волеизъявления населения, а следовательно, складываются свои практики, конкретные политические институты и структуры, способы их функционирования и другие параметры организации политической жизни. В силу этого политика обладает такими характеристиками, как глубина, ширина и длина, которые фиксируют географические пределы и параметры политического пространства, предоставляющего людям возможность бороться за власть. В рамках такой географически протяженной территории и возникают реальные конкурентные процессы, центры влияния и оппонирования. Таким образом, точки реального политического напряжения могут не совпадать с официальными центрами власти, могут находиться по отношению к ним на разном удалении, обладать тем или иным влиянием на государственные решения. В том случае, если точки политической активности будут сильно разнесены с официальными центрами государственной власти и при этом не будут иметь достаточной информационной связи, то политическое пространство такой страны может стать «рыхлым», подверженным воздействию других государств и центров политического влияния. Вот почему при всех прочих условиях государства с большой территорией, для того чтобы снизить возможности сепаратизма и развала страны, должны уделять особое внимание проблемам (способам, путям) компенсации территориальной разорванности политики.

3) Темпоральные свойства  политики Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности. Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций. С одной стороны, политическое время качественно отличается от физического, астрономического времени. Ведь люди существуют в политике не только в более жестком, регламентированном режиме жизнедеятельности (например, лицам, избранным в парламент или выдвинутым в правительство, полномочия даются на строго определенный срок; граждане исполняют электоральные функции опять-таки в строго установленное время и т.д.). Таким образом, одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты, если его измеряют то мгновениями, то состояниями целых политических систем, эволюционирующих в истории человечества. Это свидетельствует о том, что политическая реальность существует одновременно в разных временных, хрональных (от греч. hronos — время) полях, различающихся собственными диапазонами, а следовательно, и специфическими критериями оценки событий, фазами и циклами внутреннего развития. Реальная политика есть пересечение временных полей, предполагающих разную степень интенсивности изменений. Дать точную оценку происходящему (и произошедшему), прибавив достоверности собственным ощущениям, можно, лишь корректно соединяя масштабы представлений. По сути дела, только осваивая научную логику, человек способен отделить основное от наносного, рационально и непредвзято представить череду важнейших событий и тем самым прозреть будущее.

Информация о работе Политика и власть