Политика и права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Классификация прав человека (личные, политические и социально-экономические). Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.

Содержание

Глава 1. Политика и права человека
1.1 Исторические типы формирования представлений о неотчуждаемых политических правах человека………………………………………………………....3
1.2 Классификация прав человека (личные, политические и социально-экономические)………………………………………………………………………….5
1.3 Политические режимы……………………………………………………………..13
Глава 2. Политическое участие
2.1 Понятие политического участия………………………………………………..…15
2.2 Классификация форм и типов политического участия……………………….…16
Литература………………………….. …………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

котрольная работа(готова).docx

— 45.48 Кб (Скачать)

Право на митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)

Мирные публичные мероприятия  и встречи позволяют публично выразить требования и интересы граждан, воспользоваться свободой мысли  и слова. Использование этого  права не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются  законом в интересах государственной  и общественной безопасности, общественного  порядка, охраны здоровья, нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно, лишь уведомив предварительно соответствующие органы исполнительной власти. Проводить мероприятия  можно только без оружия. Запрещается  использовать это право для насильственного  изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

Экономические права  и свободы.

 

Они в своей основе связаны с  правом собственности, охватывают свободу  человеческой деятельности в сфере  производства, обмена, распределения  товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34)

В конституции 1993 г. это право закреплено впервые. Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Право на частную собственность (ст. 35)

Для всех цивилизованных стран это  право является естественным с XVII-XVIII в.в. для нас это новое право.

Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность (трудовые доходы, дом, подсобное домашнее хозяйство и т.д.). Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида самому создавать хозяйственные предприятия. Частной собственностью являются и предприятия, созданные группой лиц, получившей статус юридического лица, каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество движимое и недвижимое относящееся к средствам производства и предметам потребления. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

Право частной собственности на землю (ст. 36)

В конституции РФ, не устанавливается каких-либо предварительных условий приобретения права частной собственности на землю. Теперь нельзя возникновение этого права ставить в зависимость от того, приобретается ли земля для сельскохозяйственных нужд или нет.

Социальные права

Они сформировались позже других-в течение XX в., и затрагивают область наёмного труда. К ним можно отнести такие, как

Право на труд (с. 37)

Это довольно многогранное право, включающее в себя следующие элементы:

-право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен.

-Право трудится в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

-Право на защиту от безработицы.

-Право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда.

Право на материнство и детство (с. 38)

Обеспечивается это право развитой системой гарантий предусмотренных  в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей и т.д.

Право на социальное обеспечение (ст. 39)

Оно возникает в случае достижения определенного возраста в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

Право на жилище (ст. 40)

Это одно из других фундаментальных  прав. Данное право может быть сведено  к 3 юридическими возможностям:

-стабильно постоянное пользование жилым помещением.

-улучшение жилищных условий.

-обеспечение здоровой жилой среды.

Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь. (ст. 41).

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно – гигиенического характера.

Медицинская помощь включает: профилактическую, лечебную, диагностическую, реабилитационную, зубопротезную помощь.

Помощь в государственных и  муниципальных учреждениях оказывается  бесплатно.

Право на образование (ст. 43)

Под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в  интересах личности, общества, государства.

Оно общедоступное бесплатное (дошкольное, школьное, среднее профессиональное), бесплатное на конкурсной основе-высшее. В России действует единый государственный образовательный стандарт.

 

 

1.3 Политические режимы.

 

Политический  режим-это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти. Как писал Д. Истон, «это правила и цели политического взаимодействия». К ним относятся:

-ценности-жизненно важные, желаемые цели и события;

-нормы-правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан. При этом нормы могут быть обычными – формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исторического опыта, передаваться от поколения к поколению, и легальными, т.е. специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

-авторитет-желание и способность граждан действовать в рамках принятых правил и ценностей, подчиняться системе действующей государственной власти.

От содержания и соотношения вышеназванных  компонентов зависят типы политических режимов:

-демократические-когда обеспечивается право па участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;

-авторитарные-когда функции управления обществом сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;

-тоталитарные-когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества.

Если  считать политику нолем взаимодействия человека и государства, то необходимо иметь в виду два возможных  варианта построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно, распространяющихся в истории политической жизни.

Первый  тип связи выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда  человек рассматривается как  малая и незначительная частичка, все параметры которой задаются ритмом и проблемами существования  государственного организма. Такой  тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся  к полному подчинению частной  жизни потребностям политической системы.

Постоянным  спутником тоталитарных государственных  систем служат такие черты, как стирание различий между личным и общественным, индивидуальным и публичным, подчинение человека организации, смешение свободы  с властью, унификация информации, слом всесильным политическим механизмом автономии  всех общественных отношений и наступающее  вследствие этого возведение любой  проблемы на политический уровень, стремление и печальная необходимость любую  социальную задачу решать только политическими, а не какими-либо другими средствами. Это можно сравнить с лечением разных болезней одним способом и  одним лекарством.

Иной  тип связи человека и государства  воплощает идея правового государства, исходящая из возможности установления таких отношений между человеком  и государством, когда:

Во-первых, изменяется истолкование источника права, им становится не государство, а личность. Здесь признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлемых от его существования прав, и государство, политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и для их защиты;

Во-вторых, меняется представление о соотношении между государством и законом, от привычной формулы «закон есть инструмент государственной власти» делается переход к принципу «государство есть инструмент закона». Согласно концепции правового государства не любая возведенная в закон классовая или иная воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека,но укрепляет и защищает их;

в-третьих, эта концепция предполагает утверждение  в обществе и его политической системе такого качества, как уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как основного, доминирующего  фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой  прежде всего более высокий уровень  законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального  учета последствий того или иного  акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремящихся действовать  в рамках закона.

Глава 2. Политическое участие.

 

2.1 Понятие политического участия.

 

Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей.

Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.

Как уже говорилось, отдельный индивид способен выполнять функции профессионального политика; лица, действующего в рамках групповых интересов и вместе с тем осуществляющего автономную линию поведения независимо от потребностей той или иной общности.

Под политическим участием понимаются действия, предпринимаемые  отдельными гражданами или их группами, имеющие своей целью влияние  на государственную или общественную политику, управление государственными делами, или на выбор политического  руководства, лидеров на любом уровне политической власти, местном или  общенациональном.

Политическое участие-добровольная деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики. Оно может быть постоянным или эпизодическим, использующим законные или незаконные методы власти, организованным или неорганизованным.

Политическое  участие представляет собой вовлечение членов социально-этнической группы или  социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе в процесс  политико-властных отношений внутри данной общности или международного сообщества

 

2.2 Классификация форм и типов политического участия.

 

Разнообразие форм политического  участия определяется наличием условий  и разветвленностью структур, способных  воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти. Политическое участие дает характеристику самой политической системе, которая способствует или препятствует политическим действиям граждан и напрямую зависит от политического режима.

Так, в демократических обществах  политическое участие является всеобщим и свободным. Индивид имеет возможность  практически реагировать на поступки властей, затрагивающие его интересы, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию. Политическое участие является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении. Демократическое государство допускает существование протестных форм участия.

Тоталитарное общество стремится  мобилизовать массы на ритуальные действия в поддержку режима. Граждане вынуждены под страхом наказания, экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие находится под жестким контролем со стороны правящей группировки, его используют для укрепления власти. В тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками, по отношению к ним применяются репрессии.

Существует множество различных  вариантов классификации типов  политического участия.

Некоторые исследователи типологизируют политическое участие в зависимости  от степени самостоятельности индивида в принятии решения об участии/неучастии  и в выборе форм участия. На основе этого критерия выделяются автономное и мобилизационное участие. Автономное участие – это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное участие носит принудительный, вынужденный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций. Подобное участие не является средством реализации личных и групповых интересов, в определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Информация о работе Политика и права человека